5 мин.

Две наши фигуристки из топ-10 будут выступать за другие страны – почему это хорошо для всех (и даже для России)?

Две важные новости фигурного катания в последний день лета: 

1. Анастасия Губанова, побеждавшая на юниорских этапах Гран-при и дважды бравшая серебро в финале Кубка России, теперь представляет сборную Грузии. Лучший результат 18-летней фигуристки на чемпионатах России – 6-е место.

2. Мария Талалайкина планирует выступать за сборную Италии. Подтверждения от федерации пока нет, о переходе рассказала в инстаграме Елизавета Нугуманова. В профиле 19-летней Талалайкиной есть бронза финала Кубка России-2020, на прошлом ЧР она заняла 9-е место.

Переход Губановой согласован – наша федерация давно разрешила; по Талалайкиной ясности меньше. Руководители ФФКР как будто против, а их одобрение необходимо.

И, похоже, от переходов / переговоров / намерений фигуристов у руководителей нашей федерации уже дергается глаз. Когда они соглашаются поговорить на эту тему, то ведут дискуссии в плоскости разбазаривания талантов и бюджетных средств. Хотя уходят не люди из сборной, а те спортсмены, которым до попадания в эту сборную никакого адресного финансирования не положено.

«Мы отдаем другим странам слишком много фигуристов. Претендентов на наших спортсменов настолько много, что мы получаем в год до 30-40 заявок на переход», – рассказывал президент ФФКР Александр Горшков. Так он объяснял инициативу федерации дополнительно ограничить возможности перехода спортсменов – ФФКР подал ее на конгресс ISU.

Как изменится фигурное катание? Возрастной ценз – 17 лет, women вместо ladies (так хочет Америка), отказ от музыки на компакт-дисках

Вот кто из наших сменил спортивное гражданство только за последний год.

За пару последних олимпийских циклов таких переходов из России – десятки. Вот только самые памятные: Сафонова (Беларусь), Рябова (Азербайджан), Куракова (Польша), Шаботова (Украина), Квителашвили (Грузия), Литвинцев (Азербайджан), Милюков (Беларусь). В парах/танцах тоже: Галявиева и Лопарева (Франция), Халявин (Испания). Многие из них были заявлены на ЧМ-2021.

На эту проблему две точки зрения: 

1. Государственная: деньги в индустрию вложены, лед государственный, каждый спортсмен у федерации на счету – особенно те, кто поучаствовали в юниорском и тем более взрослом чемпионатах страны. Лучше бы не отпускать никого даже тренироваться за океан.

2. Частная: каждый волен выбирать сам, какую страну представлять. И хотя начинающие спортсмены занимаются на государственном льду, сам спорт настолько дорог, что до выхода на топ-уровень траты родителей значительно превышают вложения государства. Да и Советский союз уже в прошлом.

На стыке этих позиций и рождается конфликт, а талантливые, но нестабильные спортсмены годами бьются за попадание в десятку на ЧР или безуспешно ищут партнера, если вдруг распалась пара. И все это без шансов попасть на главные старты (Евро, ЧМ) – в то время как европейские федерации не могут выставить никого то в одной, то в другой дисциплине.

И самое время взглянуть на ситуацию под другим углом: руководители ISU сами наметили вектор с переходами в 2014-м, когда в олимпийской программе появился командный турнир. После дебюта в Сочи он был в Пхенчхане, будет и через 5 месяцев в Пекине – да и потом вряд ли исчезнет.

Командник фигуристов, который мы не забудем: в Сочи схитрили с Плющенко, утомили Липницкую и, возможно, сговорились с США

На командник крайне трудно собраться, если в стране нет тренеров высокого уровня по всем видам или если не хватает технической базы внутри. При этом сам турнир невозможно провести, если будет недобор стран-участниц.

Благодаря релизам Губановой и Талалайкиной у Грузии и Италии к новому сезону, вероятно, собирается полноценный состав на командник (если девушки заработают квоты и наберут технический минимум). Обе страны уже имеют необходимый опыт: и если под итальянский флаг переходил только Иван Регини, то в Грузию уже Мария Казакова и Георгий Ревия, Морис Квителашвили, Алина Урушадзе (до этого она представляла Латвию), Анастасия Метелкина и Даниил Паркман (он выступал за Беларусь).

Потенциально составы могут быть такими.

Грузия: Квителашвили, Урушадзе/Губанова, Казакова – Ревия, Метелкина – Паркман .

Италия: Риццо, Грассль, Талалайкина (на фото ниже), Гиньяр – Фабри, Делла-Моника – Гуаризе.

А Польша, Чехия и Швейцария, судя по всему, тоже начали готовиться к Играм-2026. Нет гарантии, что у них получится, так как самая распространенная проблема – недостаток парных видов, а это очень сложный квест. Но, как видим, Грузия блестяще справилась: парники Метелкина и Паркман уже отбирались в произвольную ЧМ-2021, а победители юниорского Финала Гран-при и серебряные призеры ЮЧМ Казакова-Ревия и вовсе в представлении не нуждаются.

Косвенно эти переходы могут помочь и развитию спорта, если фигурист проявит себя: он и сам будет выступать, и привезет квоты новым соотечественникам.

А после карьеры вполне может остаться тренером (но тут как повезет). Наши функционеры могут сколько угодно испытывать спортивную грусть и даже мешать, но олимпийский командник очень нужен нам самим – это явная медаль, с большой вероятностью золотая. А без европейских сборных командник никак не провести. Ну и кроме того это отличная возможность проявить себя тем, у кого на родине не получилось.

Телеграм-канала автора «На лед приглашается»: там еще больше про фигурное катание

Фото: Gettyimages.ru/ Darren Cummings/Pool; РИА Новости/Александр Вильф, Нина Зотина