Соня Хени – легенда фигурного катания и Голливуда: выиграла Олимпиаду в 15 лет, ввела моду на мини-юбки и обедала с Гитлером
Норвежка Соня Хени – первая суперзвезда в фигурном катании. Она выиграла три Олимпиады, добавила в программы балетную хореографию, экспериментировала с костюмами, а после спорта сделала успешную карьеру в Голливуде.
Как и любую звезду, Соню окружали скандалы: фигуристку связывали с многочисленными любовниками, обвиняли в страсти к алкоголю, связях с нацистами и дружбе с Адольфом Гитлером.
Поехала на Олимпиаду в 11 лет и заняла последнее место
Соня родилась в 1912-м в семье норвежского бизнесмена Вильхельма Хени, от которого и переняла любовь к спорту – отец был чемпионом мира по велотреку, выступал на чемпионате Европы по конькобежному спорту.
В детстве Соня бегала на лыжах, занималась танцами, плаванием, участвовала в детских турнирах по теннису, но совсем не каталась на коньках – их у нее просто не было. Зато были у старшего брата Лейфа – в пять лет Соня отстегнула от его ботинок лезвия и пошла на лед, а уже через пару месяцев выиграла детские соревнования.
Только после этого родители купили Хени собственные коньки.
К 9 годам Соня полностью перешла на домашнее обучение и сосредоточилась на фигурном катании. На льду она проводила по пять часов в день, тренируясь у лучших специалистов, соблюдала диету. Вместе с отцом они обратили внимание на балет – изящную хореографию в фигурном катании тогда не практиковали, но Хени рискнули. Соня посещала балетные классы и даже ездила в Лондон для изучения классического танца у русской балерины Тамары Карсавиной.
«Больше всего на свете я хотела, чтобы моя произвольная программа была смесью танца и фигурного катания», – рассказывала Хени в мемуарах.
В 1922-м Соня впервые выступила на взрослом чемпионате Норвегии, а спустя два года отправилась на Олимпиаду в Шамони. Отсутствие возрастного ценза позволило Хени выйти на взрослый старт в 11 лет, но несмотря на колоссальную подготовку, норвежка заняла последнее 8-е место.
За десять лет не проиграла ни одного турнира (трижды победив на Олимпиадах)
Год спустя Соня выиграла чемпионат Норвегии, а в 1926-м взяла серебро на чемпионате мира. Следующий сезон оказался знаковым: Хени выиграла первую из 10 золотых медалей, начав революцию в фигурном катании.
На лед Соня выходила в элегантном наряде из белого бархата с юбкой-колоколом. Зрителей поражала длина – намного выше колена. Хени доказывала, что такой наряд не только создает эффектный образ, но дает и спортивное преимущество: вращения и спирали в коротких юбках давались намного проще.
Возможно, именно облегченное платье позволило Соне первой исполнить мужской прыжок – аксель в полтора оборота. Иногда Хени самостоятельно конструировала костюмы – добавляла блестки, перья и другой декор, который до нее не использовали.
Норвежка ввела моду на белые ботинки – говорила, что они напоминают ей чистейший снег в родной стране.
Усложняя контент, Хени не забывала и о балете – в 1928-м она снялась в небольшом документальном фильме «Павлова льда», где показывала различные хореографические находки.
После 1927-го Соня не проиграла ни одного турнира: всего на ее счету три олимпийских золота, 10 побед на чемпионатах мира, 6 – на чемпионатах Европы (этот рекорд Ирина Слуцкая побьет лишь в 2006-м), а еще 8 побед на чемпионатах Норвегии, три из которых – в парном катании.
Норвежка завершила соревновательную карьеру в 1936-м – после Олимпиады в немецком Гармиш-Партенкирхене. Конкуренция уже давила на Хени, но в соперничестве с британкой Сесилией Колледж помог жребий – судьи придержали оценки Колледж, выступавшей второй из 26 участниц (Хени каталась последней).
После третьей победы на Играх Соня объявила об уходе из спорта:
«Я устала постоянно поддерживать форму. В конце концов, я выиграла десять чемпионатов мира и три Олимпиады. Что мне еще остается делать?»
Обедала в резиденции Гитлера, а Геббельс продвигал ее фильм
В 1936-м произошла встреча, которая серьезно повлияла на имидж Хени.
К Олимпиаде-1936 норвежка готовилась на шоу в Берлине. На одно из выступлений пришел Адольф Гитлер и его ближайшее окружение. Когда Соня узнала об этом, то на скорости подъехала к трибуне, где сидел фюрер, вскинула руку в нацистском приветствии и крикнула: «Хайль Гитлер!»
Норвежские газеты утром вышли с заголовками: «Соня – нацистка?»
«Я даже не знаю, что такое нацист», – отвечала Хени, но после победы в Гармиш-Партенкирхене отказалась от нацистского приветствия и ограничилась рукопожатием с Гитлером. Зато фюрер пригласил Соню с родителями на обед в резиденцию – фигуристка согласилась.
По слухам, именно там Гитлер подарил Хени свою фотографию с длинной подписью. Во время немецкой оккупации Норвегии это фото помогло семье – нацисты оставили дом Хени, не испортив и не украв ни одной вещи, потому что на видном месте висел портер Гитлера с автографом.
Когда после завершения карьеры Соня начала съемки в Голливуде, то вспомнила о былых связах – рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс лично участвовал в продвижении по Германии ее фильма «Одна на миллион».
Во время Второй мировой войны Хени жила в США и, как многие голливудские звезды, помогала американской армии. При этом Соня воздерживалась от публичной критики нацистов и не высказывалась в поддержку норвежского сопротивления.
«Не считаю, что Соня Хени была хоть в каком-то смысле политической персоной. Она была оппортунисткой. Не думаю, что она особо задумывалась, кем был Гитлер, за исключением того, какой властью он обладал, и как это могло повлиять на ее карьеру», – отмечал двукратный олимпийский чемпион Дик Баттон.
Организовала ледовые шоу и снималась в Голливуде
Закончив со спортом, Хени сосредоточилась на карьере в кино. Первые эксперименты в актерской профессии случились еще в конце 1920-х, но теперь у Сони появилось время, чтобы покорить Голливуд – для этого она перебралась в США.
«Я хочу сделать с фигурным катанием то, что Фред Астер делает с танцами», – амбициозно заявляла она.
Хени звонили продюсеры и киностудии, предложений было много. Главное из них поступило от Артура Вирца – крупного предпринимателя и владельца нескольких спортивных команд. Бизнесмен видел потенциал и в Хени, и в фигурном катании, поэтому подписал с Соней контракт на ледовое шоу.
Вскоре на Хени обратили внимание в Голливуде – сначала ей предложили роль второго плана, но после отказа фигуристки в киностудии 20th Century Studios решились на пятилетний контракт. По соглашению Соня должна была сниматься в одном фильме в год и получать за каждую картину по 125 тысяч долларов (с поправкой на инфляцию – 2,7 миллиона). По другим источникам, сумма контракта составила 300 тысяч долларов за весь период.
Летом Соня снималась в кино, зимой – гастролировала с ледовым шоу. В декабре 1936-го состоялась премьера фильма «Одна на миллион», в котором Хени сыграла талантливую фигуристку, готовящуюся к Олимпиаде.
Картина быстро набрала популярность и превратила Соню в звезду.
Продюсерам удавалось находить для фигуристки фильмы, в которых она выходила на лед – легкая, задорная, с милым акцентом – Хени влюбила в себя американских зрителей. В Голливуде у нее была монополия на ледовые фильмы – никто из актеров не катался на коньках.
Главным хитом в актерской карьере фигуристки стала лента «Серенада солнечной долины», которая вышла в прокат в августа 1941-го. Фильм трижды номинировали на «Оскар», он до сих пор считается одной из лучших лент в жанре мюзикла.
В 1950-м Хени разорвала контракт с Вирцем и попыталась устроить шоу в одиночку. Это было опрометчивым решением: Соня была единственной примой в шоу, а Вирц приглашал новых звезд фигурного катания. К тому же бизнесмен лучше разбирался в организации – крупные площадки оставались за ним, а Хени довольствовалась скромными аренами. А когда в 1952-м на одном из ее шоу обрушилась часть трибун, проблем – как юридических, так и финансовых, прибавилось. Соня даже занимала деньги у Вирца, несмотря на скандальный разрыв.
Поэтому в 1953-м Хени согласилась на участие в шоу по Европе: Париж, Берлин, Лондон. И Осло. Соня боялась возвращения на родину и пустых трибун – там остро восприняли ее общение с нацистскими лидерами. Но опасения оказались напрасными: норвежцы с восторгом встретили чемпионку, на каждом выступлении был аншлаг.
Несмотря на успешный тур по Европе, к середине 1950-х гастрольная карьера Хени завершилась. Ей было тяжело выступать и поддерживать форму – к сложному характеру добавились проблемы с алкоголем. Спрос публики тоже падал – и в 1956-м Соня окончательно ушла из фигурного катания.
Трижды была замужем, открыла музей, в кино ее сыграет Оксана Баюл
Вокруг Хени всегда ходило много слухов. Кроме пристрастия к алкоголю, часто говорили о бесчисленных романах – брат Лейф в книге о сестре писал, что она была неразборчива в связях. Возможно, на негативной оценке сказалось, что Соня вела с братом бесконечные финансовые споры после смерти отца.
Артисты из ее шоу тоже отмечали любвеобильность – часто партнеры Сони по ледовой сцене оказывались больше чем коллегами.
«Думаю, она переспала со всеми. Она всегда была с кем-нибудь в постели», – вспоминала участница шоу Сьюзан Стронг Дэвис.
Главной любовью Хени считали актера Тайрона Пауэра – они снимались в фильме «Тонкий лед». В 1939-м Пауэр женился на французской актрисе, разбив Соне сердце, а через год она вышла замуж за Дэна Топпинга – наследника миллионного состояния и совладельца бейсбольного клуба New York Yankees.
Вторым мужем Хени был Уинтроп Гардинер-младший – еще один наследник миллионеров. Оба мужа Сони не работали, а пользовались ее деньгами – благодаря шоу и карьере в Голливуде фигуристка действительно много зарабатывала. Ни один из двух браков не продержался долго.
Счастье Хени обрела в год, когда простилась с фигурным катанием, – летом 1956-го она в третий раз вышла замуж. На этот раз Соня выбрала богатого норвежского мецената и судовладельца Нильса Унстада, который давно дружил с семьей Хени.
Пара много путешествовала, наслаждалась обществом друг друга, устраивала вечеринки. Но главным их проектом была уникальная коллекция современного искусства – они собрали более ста картин знаменитых художников: Пикассо, Матисс, Боннар, Миро, Вийон.
Вместе с мужем Соня вернулась в Осло и в 1968-м открыла Центр искусств Хени-Унстад – сейчас коллекция музея расширилась, а часть экспозиции посвящена спортивной карьере Хени.
В середине 1960-х у Сони выявили лейкемию. Не обращая внимания на болезнь, Хени продолжала работу: занималась центром искусств и готовила ледовое шоу для телевидения. Лето 1969-го супруги провели в Европе – из-за усталости Сони они вернулись в Осло, а не в Калифорнию, как планировали ранее. В Норвегии Хени ждало очередное переливание крови.
В самолете скорой помощи из Парижа Соня заснула и больше не проснулась. Легенда фигурного катания ушла из жизни в 57 лет.
В последнее время о Хени снимают художественные фильмы – в 2018-м в прокат вышла норвежская лента «Белый лебедь», где фигуристку сыграла Ине Марие Вильман. В 2017-м в США анонсировали съемки фильма «Королева льда: подлинная история жизни Сони Хени» с Оксаной Баюл в главной роли.
Фото: globallookpress.com/Global Look Press; Gettyimages.ru/Central Press, Topical Press/Hulton Archive, Keystone, George W. Hales/Fox Photos; en.wikipedia.org
Ну и показательно, что даже тогда, при гораздо более простом контенте и меньшей конкуренции чемпионка всего закончила в 24 года, а не стала кататься до 30, как мечтают современные сторонники возрастного ценза. Да, у нее получилась довольно длинная карьера, но и началась она задолго до 18.