В фигурном катании остался турнир, где Россия не побеждала (командный чемпионат мира) – и лучший шанс сейчас
С 15 по 18 апреля в японской Осаке пройдет последний крупный турнир сезона по фигурному катанию. Официальное название – World Team Trophy, но вообще прижилось более звучное – командный чемпионат мира (и эта трактовка почему-то сердит главу нашей федерации Александра Горшкова).
В этом году Россия – главный фаворит. Перед стартом хорошо бы вспомнить, как появился турнир и в чем его суть.
Чемпионатом мира зовется только в России, а бюджет не менялся 12 лет
История у командных чемпионатов мира пока скромная. Впервые турнир состоялся в 2009-м в Токио, с тех пор проводился всего шесть раз – сейчас в седьмой.
О запуске Международный союз конькобежцев (ISU) сообщил после классического чемпионата мира-2008. Целью, по словам Оттавио Чинкванты (который тогда возглавлял ISU), было мотивировать страны развивать все четыре вида фигурного катания, а не сосредотачиваться на одном. В пример он приводил Японию, у которой традиционно сильные одиночники, но нет пар и танцевальных дуэтов топ-уровня.
По мнению Чинкванты, выиграть КЧМ, если в сборной нет баланса, нереально. Идея здравая, хотя на данный момент не слишком сработала – об этом позже.
Полностью турнир называется ISU World Team Trophy in Figure Skating (Командный турнир ISU по фигурному катанию) и слова «чемпионат» там на самом деле нет – чемпионатом мира эти соревнования называют только в России. Турнир чисто коммерческий, и победители не получают звание чемпионов мира – только денежные призы.
Наш самый успешный чемпионат мира в XXI веке: давайте еще раз посмотрим на всех медалистов из России
При этом рекорды по баллам на КЧМ засчитываются (как личные, так и мировые – в отличие от национальных соревнований). И кстати, рекорды здесь – не редкость: их ставили Евгения Медведева, Рика Кихира, Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон и другие.
Все шесть раз КЧМ состоялся в Японии, хотя планировалось отдавать турнир разным странам. Первые пять раз соревнования принимал Токио, в 2019-м они прошли в Фукуоке, а в 2021-м будут в Осаке. КЧМ проводят раз в два года (выпал 2011-й – тогда соревнования перенесли на год из-за землетрясения и цунами в стране).
Призовой фонд определен в 2009-м и с тех пор не менялся – 1 миллион долларов. Команда-победитель получает 200 тысяч, за второе место – 170 тысяч, за третье – 160, за четвертое – 150, за пятое – 140, за шестое – 130. Получается, на турнире выгодно участвовать, даже если команда не особо претендует на призовые места – разница в призовых, например, за третье и шестое место не такая большая.
За участие в показательных выступлениях фигуристы получают бонусы – 10 тысяч долларов одиночнику и 15 тысяч паре.
У каждой команды есть капитаны, а шоу – отдельный элемент турнира
Формат отчасти переняли у другого коммерческого соревнования – Japan Open, где соревнуются три команды (Японии, Европы и Северной Америки).
Суть в следующем:
• Всего шесть команд, лучшие по рейтингу ISU в течение сезона. По факту на КЧМ выступали только семь разных сборных: Россия, США, Япония, Канада и Франция на постоянной основе, а Китай и Италия периодически сменяли друг друга. Впрочем, другим странам было бы сложно набрать команду для участия.
• В каждой команде по 8 участников: две женщины, два мужчины, пара и танцевальный дуэт. В общей сложности в мужском и женском турнире набирается по 12 участников из шести стран, в парах и танцах по шесть.
Составы каждая федерация определяет самостоятельно, но есть интересный момент – ISU может исключить из КЧМ команду, если она не заявит одного или более из топовых фигуристов по рейтингу за сезон.
• Фигуристы, как и на обычных соревнованиях, катают по две программы – короткую (или ритм-танец) и произвольную. Баллы за прокаты начисляют по стандартной схеме, но для результата команды важны не они, а позиция, которую спортсмены заняли после каждой программы.
За первое место по итогам программы дается 12 баллов, за второе – 11, за третье – 10 и так далее. Максимально один фигурист (или пара) за турнир может принести сборной 24 очка. Все результаты суммируются – и получается итоговый.
• Если несколько фигуристов набрали одинаковое количество баллов за программу, то выше в таблице окажется тот, кто больше получил за технику. Если и здесь равенство, тогда фигуристам присуждаются одинаковые места.
Если две страны по итогам всего турнира набирают одинаковое число баллов, то судьи смотрят дополнительные показатели: сначала сравнивают занятые места двух лучших участников от каждой страны в разных дисциплинах, затем (если счет все еще равный) сравнивают баллы за прокаты двух лучших участников. Если и тогда счет равный, то смотрят уже по трем лучшим фигуристам от страны.
• В каждой команде перед стартом назначается капитан (один из участников). В его задачу входит подбадривать и мотивировать членов команды, настраивать всех на турнир, а также получать медали на церемонии награждения и участвовать в пресс-конференциях.
Тут проявляется одна из особенностей КЧМ, из-за которой его и любят фигуристы – элемент шоу и праздника. Во время прокатов остальные члены команды собираются в КиКе и активно болеют за товарища по команде, размахивая флагами, устраивают забавные сцены и вообще веселятся. На обычном чемпионате мира (да и на любом этапе Гран-при) такого точно нет.
КЧМ позволяет фигуристам из топ-стран эффектно завершить сезон, расслабиться после важнейших турниров, получить удовольствие от участия и неплохо заработать. Занятно, но в 2009-м, когда турнир проводили впервые, далеко не все спортсмены были в восторге от идеи – мало кому хотелось ехать на дополнительное соревнование в конце сезона.
Увы, в этом году полноценного шоу не получится – из-за ограничений по коронавирусу никто не даст фигуристам собираться в КиКе всей компанией даже в масках. А вот зрители, в отличие от ЧМ-2021 в Стокгольме, на трибунах будут, хоть и с некоторыми ограничениями.
Россия никогда не выигрывала КЧМ, но в этом году лучший шанс
У сборной России на КЧМ довольно скромные результаты – всего три подиума (два серебра и бронза) и ни одной победы. Чаще побеждали спортсмены из США (4 раза), дважды – японцы. И вот тут особенно заметно, что идея Чинкванты о развитии слабых видов не сработала.
Японцы выиграли КЧМ в 2012 и 2017 годах – оба раза пара и танцевальный дуэт оказались слабейшими в команде, но за счет доминирования в одиночных соревнованиях японцам все равно удалось взять золото. Да и вряд ли такой коммерческий турнир является серьезной мотивацией для развития слабых видов – куда больше подходит командный турнир на Играх.
Россия подбиралась к победе в 2015-м, когда прислала сильнейший состав – с чемпионкой мира Елизаветой Туктамышевой и бронзовой медалисткой Еленой Радионовой. Они здорово выступили на ЧМ, а вот остальные, пожалуй, чуть ниже возможностей – Россия отстала от победителей (США) всего на балл.
В 2017-м наш состав тоже смотрелся грозно (Евгения Медведева, Евгения Тарасова и Владимир Морозов и другие), но тогда подвели мужчины – сборная России обыграла Японию в трех видах, но Михаил Коляда и Максим Ковтун не справились. Вдвоем они набрали 22 балла (у японцев 41 балл), причем 17 на счету Коляды – Ковтун тогда провалился. В итоге – 4 балла проигрыша Японии.
На КЧМ-2021 шансы России на победу высоки как никогда – в составе сразу три чемпиона мира (Анна Щербакова, Анастасия Мишина – Александр Галлямов и Виктория Синицина – Никита Кацалапов) и серебряный призер (Елизавета Туктамышева).
Самым слабым местом вновь выглядят мужчины, но 5-е и 8-е места Михаила Коляды и Евгения Семененко на последнем чемпионате мира обнадеживают.
Важный момент – на КЧМ-2021 российские фигуристы выступят под флагом страны и с гимном (Чайковский не понадобится). Все потому, что официально этот турнир чемпионатом мира не считается, а значит и санкции WADA на него не распространяются.
Где смотреть командный чемпионат мира по фигурному катанию 2021: прямые трансляции 15 – 18 апреля
Фото: Gettyimages.ru/Koji Watanabe, Atsushi Tomura, Linnea Rheborg; globallookpress.com/YUTAKA/AFLO SPORT
Обычные трудности перевода, мировой командный трофей - звучит криво, поэтому Командный чемпионат мира - просто вольный перевод, без какого-либо подтекста.