Бестемьянова и Букин – любимый дуэт Тарасовой: больше 40 лет вместе (хотя не пара), выиграли Олимпиаду с третьей попытки и даже не улыбнулись
Наталья Бестемьянова и Андрей Букин – удивительный танцевальный дуэт из 80-х, который сохранился до наших дней.
Они с третьей попытки выиграли Олимпиаду, четыре раза становились чемпионами мира и уже больше 40 лет рядом – исключительно как друзья и коллеги.
Моментально влюбили в себя Тарасову: Букин сравнивал ее тренировки с Освенцимом, а Бестемьянова подражала ей во всем
Бестемьянова и Букин стали ледовой парой довольно поздно для танцев – в 1977-м ей было 17, а ему 19.
Наталья делала первые шаги в новой дисциплине после серьезной карьеры в одиночном катании, где побеждала на юниорском чемпионате СССР и попадала в топ-5 и на взрослом. Она хорошо владела коньком и вращениями, но не дружила с прыжками, понимая, что превзойти юниорские достижения вряд ли получится.
Решиться на уход из группы тренера Эдуарда Плинера, где Бестемьянова была единственной топ-ученицей, ей помогла Татьяна Тарасова.
«Проходя случайно мимо как раз в тот момент, когда она безуспешно разучивала тройной прыжок и все время падала, сказала: «Нечего биться, переходи-ка в танцы». Она пришла... через полгода», – вспоминала Тарасова в книге «Четыре времени года».
Прощаясь с Плинером, Бестемьянова пришла нему с букетом цветов (как знакомо, да?), но тот укоризненно отправил фигуристку на могилу жены – именно она в свое время уговорила мужа взять Наталью в группу. Позже Плинер простил ученицу и даже точил ей коньки к Олимпиаде.
Букин появился у Тарасовой раньше. Он давно занимался танцами и к тому времени с партнершей Ольгой Абанкиной, позже ставшей его женой, выиграл юношеское первенство Союза. Когда тренеры объявили Абанкину бесперспективной, из спорта ушли оба, но без тренировок Букин не выдержал и пришел на просмотр к Тарасовой. Новую партнершу ему искали долго и тщательно – все это время Андрей тренировался у Тарасовой один.
Тренер поначалу уделяла им совсем мало времени – в разгар сезона возила других учеников на турниры, Букину и Бестемьяновой оставляла конспекты с занятиями.
«Я дала ребятам задания: Андрей должен научить Наташу танцевальным позициям, сама же уехала на соревнования. А когда вернулась, поняла, что у меня появилась великолепная пара. На следующий же день, забыв обо всех (все — это Моисеева, Миненков, Роднина и Зайцев), я схватила первую попавшуюся мне музыку и начала ставить показательный танец. Это основное проявление моего восторга, когда я вожусь с кем-то одним и не обращаю уже внимания на остальных», – вспоминала Тарасова.
Уже на дебютном чемпионате СССР-1978 Наталья и Андрей взяли бронзу, а на следующий год отобрались на чемпионат мира. Там их ждал мини-провал по меркам советских танцев – только 10-е место.
Несмотря на скромный результат, Бестемьянову и Букина пригласили на показательные выступления – впервые в истории чемпионатов мира там катал дуэт с такой низкой позицией. Это произошло по настоянию председателям техкома ISU Лоуренса Деми, которые разглядел в новой паре будущее танцев на льду.
Уже через год Бестемьянова и Букин поехали на Олимпиаду-1980 в Лейк-Плэсид, где заняли 8-е место, в 1981-м случилась первая медаль ЧМ – бронза.
Тарасова видела в дуэте огромный потенциал и не давала никаких поблажек на тренировках:
«Это был такой, знаете, Освенцим, потому что кроме этого ты ничего не знаешь, не видишь. Как-то я сидел на бортике и плакал, просил у Татьяны Анатольевны прощения, говорил: отпустите меня, я вас подведу, я больше не могу. 10-й день без выходных, тренировались по 10 часов в день. Она дала день отдохнуть, и на следующий день все получилось», – рассказывал Букин в фильме «Матч ТВ».
Бестемьянова воспринимала занятия у Тарасовой иначе, восхищаясь тренером – хотя почти не спала из-за интенсивных занятий:
«Когда я только пришла к ней кататься, она была для меня голливудской звездой. Я смотрела на нее, и мне нравилось в ней абсолютно все. Она была потрясающе красивой женщиной, с прекрасной фигурой и необыкновенным вкусом. Она была так хороша, что у меня рот открывался. Я вот так на нее смотрела, и мне хотелось подражать ей во всем. Просто боготворила ее», – признавалась фигуристка в интервью ТАСС.
«Как бы наше государство ни хотело сделать нас чемпионами на Олимпиаде-84, это было невозможно»
В следующем олимпийском цикле Бестемьянова и Букин ожидали прорыва.
В сезоне-1981/82 они впервые выиграли чемпионат СССР и постепенно становились первым дуэтом страны. Правда, на международных турнирах шло исключительно серебро – обойти британцев Джейн Торвилл и Кристофера Дина никак не удавалось. Первое золото чемпионата Европы Бестемьянова и Букин выиграли в предолимпийском сезоне без них, но иллюзий не строили:
«Золото Европы 1983 года для нас было не высшей пробы, так как на чемпионат не приехали Торвилл и Дин», – признавалась Тарасова.
Олимпиаду-1984 Бестемьянова и Букин проиграли – Торвилл и Дин не отдали ни одного турнира за четыре года и были безоговорочными фаворитами.
«Им повезло, что они стали быстрее первой парой своей страны. Мы проходили этот путь медленнее и немножко опоздали. Как бы наша федерация, как бы наше государство ни хотело сделать нас чемпионами на Олимпиаде в Сараево, это было невозможно. Они уже заняли эту нишу раньше нас. Мы могли быть только соперниками, которые их подстегивают, но и они признавались, что нервничали», – говорил Букин.
И фигуристы, и Тарасова понимали, что их очередь придет, когда британцы закончат – в танцах тех лет это было обычной практикой.
«Работа с ними доставляла мне истинное удовольствие. Я очень их любила – и по-человечески, и по-творчески. Это была моя жизнь. Я не считалась со временем, просто ими жила. Мне казалось, что они могут очень многое, и я могу через них разговаривать с залом, передавать идеи», – признавалась Тарасова.
После Олимпиады Бестемьянова и Букин вдруг начали проигрывать – сначала на чемпионате СССР, потом на турнире газеты «Московские новости». Зато с Евро и ЧМ они уезжали с золотом – успех принесла легендарная «Кармен».
Дальше пошла череда побед.
Их считали парой, но зря – фигуристам пришлось все объяснять в книге («Пара, в которой трое»)
16-летняя Бестемьянова – еще до перехода в танцы и знакомства с Букиным – ездила на большое турне фигуристов по Союзу. Заводная девушка открывала программу номером «Арлекино», а в конце тура ей поставили небольшой номер с 22-летним Игорем Бобриным – уже призером чемпионатов СССР и участником чемпионата мира.
Четыре года спустя фигуристы осознали, что влюблены друг в друга – к тому времени Бобрин уже был женат и воспитывал сына.
Тарасова противилась роману любимой ученицы с другим фигуристом:
«Татьяна Анатольевна проводила со мной много времени, когда моей мамы не стало. И она чувствовала ответственность за меня, опекала по-матерински. Конечно, она хотела мне добра, и говорила: все праздники и все выходные ты будешь одна – тебе это надо?
Но я была так влюблена, и у нас с Игорем так все было хорошо, что мне было все равно – есть ли у него жена или нет. И я даже сердилась на Тарасову, потому что первые мгновения влюбленности – самые яркие в жизни, было жалко, что мне их портят», – рассказывала Бестемьянова в программе «Судьба человека».
Ситуацию усложняли хорошее знакомство Тарасова с женой Бобрина – Натальей Овчинниковой.
Но Бобрин все равно развелся и сразу женился на Бестемьяновой – свадьбу сыграли за год до Олимпиады-1984. Тарасова снова была против – не хотела, чтобы фигуристка отвлекалась на семью перед главным стартом, но несмотря это, стала свидетельницей на церемонии.
«Татьяна Анатольевна была не очень счастлива от нашего бракосочетания. Я предполагаю, что Наташа оберегала меня от этого, но, наверное, Тарасова не очень лицеприятно обо мне отзывалась. Но Наташе хватило женской мудрости, чтобы не послушаться старшего товарища, а делать так, как ей велит сердце», – вспоминал Бобрин.
В жизни Букина параллельно происходили не менее важные события – в 1983-м у них с Абанкиной (свадьбу сыграли еще в 1980-м) родился ребенок.
«Тетя Таня тогда на меня здорово обиделась. Какое-то время даже не разговорила со мной... А когда отошла от обиды за то, что я женился на Ольге, она нам очень здорово помогла», – свадьба Букина Тарасовой поначалу тоже была не по душе.
Но именно благодаря Тарасовой и ее связям Букин с молодой женой заехали в новую квартиру, а после серебра на Играх-1984 расширили жилплощадь. Правда, через несколько лет Андрей ушел из семьи, встретив Елену Васюкову – тоже фигуристку.
Они долго скрывали отношения (Елена тоже была замужем), но когда Васюкова забеременела, Букин объявил жене и сыну об уходе, оставив им квартиру и загородный дом. В 1993-м у Васюковой и Букина родился сын Иван – лидер нынешней танцевальной сборной России.
Ивана и его партнершу Александру Степанову часто спрашивают, не пара ли они в жизни – такими же вопросами терзали его отца с Бестемьяновой.
«Нас постоянно видят вместе на выступлениях, на телеэкране, поэтому, наверное, и считают супругами. Много лет назад мы с ней и с Игорем Бобриным даже книжку выпустили «Пара, в которой трое», где объяснили всю ситуацию. При том, что у нас с Наташей даже романа никогда не было», – признавался Букин-старший в интервью журналу «7 дней».
Выиграли Олимпиаду и закончили – но все равно остались вместе (работать в театре Бобрина)
Казалось, проиграть в Калгари-1988 у Бестемьяновой и Букина не было ни одного шанса – сильные программы от Тарасовой, три золота чемпионатов мира, беспроигрышная серия длиной в три сезона.
Но за год до Олимпиады пара начала ссориться – возможно, сказались десять лет совместной работы. Да еще и перед сезоном-1986/87 Наталья получила глупую травму – это тоже повлияло на отношения:
«Наташа поехала с Игорем кататься на горных лыжах (как потом я должна была его любить?). Я умоляла не ездить, я не разрешала, а она поехала. И «привезла» оторванную боковую и крестообразную связки в колене. На лыжах-то едва-едва стояла, но поехала за Игорем. Хочется же с любимым человеком проехаться по горам, ясное дело.
Но я считала, что Игорь взрослый человек, опытный спортсмен, уж он-то должен был профессионально следить за ней, чтобы она не ломалась», – сетовала Тарасова в книге «Красавица и чудовище».
Уже после победы на Играх в Калгари с «Половецкими плясками» Бестемьянова признавалась, что эмоций совсем не осталось – на церемонии награждения фигуристы не выражали вообще никаких чувств: не плакали и не улыбались.
После золотой Олимпиады Тарасова предложила любимой паре завершить карьеру, но Андрей с Натальей отказались в ожидании чемпионата мира. Ходили слухи, что советская федерация хотела дать дорогу молодым дуэтам, оставив Бестемьянову и Букина без победы на ЧМ-1988 (на турнир даже не поехала Тарасова – якобы из-за болезни), но и на последнем турнире в жизни они взяли золото.
Сразу после сезона-1987/88 Бестемьянова начала работу в «Театре ледовых миниатюр», который организовал муж. Букин сначала отказался пойти за партнершей, устроившись в Спорткомитет, но быстро разочаровался в бюрократической работе и вернулся на лед.
С тех пор Бестемьянова и Букин – в театре Бобрина.
Они ставят программы, выступают на льду и консультируют действующих фигуристов (за помощью обращался даже Юдзуру Ханю). Букин пробовал тренировать сына, когда тот начинал с Еленой Ильиных, но потом отдал Ивана (уже со Степановой) в руки друзей семьи – Александра Свинина и Ирины Жук.
Но чем бы Бестемьянова и Букин ни занимались – вот уже 44 года они вместе.
Фото: Gettyimages.ru/S&G/PA Images, Bob Martin/Allsport; РИА Новости/Сергей Гунеев, Дмитрий Донской, Владимир Вяткин, Борис Приходько, лександр Вильф
А насчёт того, что сын Букина прямо лидер сборной в танцах на льду - тут бы Кацалапов возразил)
Бобрин - король показательных, самый-самый.
Но пару лет назад неожиданно стала болеть за сына Букина))) а вот сын Пономаренко мне пока не зашёл.