Нейтан Чен «Овердрайв»
Дорожка шагов один из самых красивых и зрелищных элементов в фигурном катании. В последнее время правила исполнения дорожек шагов очень сильно формализованы . В недавней статье посвященной "королю дорожек" прошлого Элвису Стойко я сетовал, что современные фигуристы очень редко могут выдать что то подобное - правила такому не способствуют.
Но редко (на самом деле очень редко) исключения бывают. Для этого должны сойтись несколько редких факторов, главные из которых это мастерство фигуриста и талант хореографа постановщика.
Речь пойдет об одном из таких исключений...
Начну с того что мне очень понравилась короткая Нейтана Чена "Отчаянный". Читал мнение что это "недоиспанщина" (ну или "недомексиканщина") и с Хавьером Фернандесом ему в этой части не тягаться. Согласен в том что это не испанщина , это стилизация. Причем очень тонкая и в меру. Чену не пришлось ломать себя через колено, это очень "Ченовская прога" , с легким флером испанско-мексиканской стилистики. По этому он её катает очень свободно. Ну а дорожка в конце - просто умопомрачительная , для меня пока это мужская дорожка номер один сезона (а возможно и нескольких последних лет).
Позволю себе небольшое отступление. Последнее время среди любителей фигурного катания часты обсуждения новой произвольной программы Алены Косторной . Есть мнение (и я к нему присоединяюсь) , что в этой программе нет практически ничего от почерка заявленного хореогрфа - Ше-Линн Бурн. В связи с этим возникают вопросы - а каковы характерные черты её программ. Ну на мой взгляд их несколько . Ше-Линн ВСЕГДА старается раскрыть фигуриста с неожиданной и новой стороны. Программы Ше-Линн ВСЕГДА это вызов для исполняющего их фигуриста - справится с ними очень сложно , нужно "прыгнуть выше головы" , порой не получается , но если получается - впечатления невероятные и на выходе мы получаем "Сеймея" Ханю и "No Roots" Каори Сакамото, "Спирит" Шомы Уно.
А можно сказать и короче - Посмотрите дорожку шагов из постановки Чена "Отчаянный" , там можно сразу сказать "Это постановка Ше-Линн Бурн". И да , это совершенно отчаянная дорожка...
Альтернативка на эту программу давалась тяжело . Сначала хотел "углубить испанскую тему", хотел сделать что то под гитару скажем от Джесси Кука , или других монстров испанской гитары. Не то... Теряется "Ченовость" , а дорожка - бледнеет.
Потом возникла идея сделать под зажигательные кавказские танцы. Сделал несколько прикидок. Например некоторые лезгинки в современной аранжировке к дорожке подходят очень хорошо. Но... Альтернативку "Джигит" я уже делал , а повторятся не люблю...В конце концов решил использовать современную танцевальную музыку , с очень быстрым и жестким ритмом и хорошей мягкой мелодией . Да , этнический окрас у программы исчез как и не было , но зато прибавилось в драйве и в динамике. А для меня лично Чен в первую очередь запредельно драйвовый фигурист. Овердрайвовый!!!
Приоритетом в сведении как нетрудно было догадаться являлась крышесносная дорожка шагов, а так же связки между вращениями и перед трикселем. Есть интересный нюанс. Прыжки конечно то же сводил в акценты , но умышленно свел их на слабые доли. Цель - показать как легко они исполняются , как бы между делом , походя и без напряжения.
Но довольно слов , вот альтернативка ))
Очень методичная и тщательная работа )))
Чую, ваша Ше-Линн не последняя на спортсе сегодня. :)
Эта постановка на мой взгляд пример того как фигурист в какой то мере развивает хореографа. Ну или скорее развитие - взаимное.
Это не первая программа Чена от Ше-Линн , и в общем то КП "Немезис" в свое время во многом определила стилистику Чена как катальщика. Потом последовало дальнейшее продвижение по "магистральному направлению" Затем была КП под Азнавура . Сама по себе постановка замечательная, но вкатать её в полной мере Нейтан так и не сумел на мой взгляд. При всех своих достоинствах , нельзя сказать что Чен фигурист широчайшего катаельного диапазона, но в своем диапазоне - он хорош.
Отчаянный - в определенной степени возвращение так сказать к истокам , и их переосмысление. Мне кажется Ше-Линн лучше поняла что нужно Чену, и нашла тончайший баланс , этники , классики и модерна. Прошла так сказать "по грани"
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/landofall/2846406.html
А то получается типа как "Валиева прыгает над газеткой" , а потом выясняется что у неё самый высокий прыжок в современном женском ФК и второй за всю историю. Ну или "У Туктамышевой пустые программы" , а подсчет показывает что по количеству связок лишь немного уступает Загитовой.
Впрочем у определенных зрителей ФК , любое упоминание того что Чен неплох (а тем более хорош), вызывает состояние близкое к когнитивному диссонансу ))
Расслабьтесь , посмотрите лучше вот это
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/altfskating/2864037.html
Что касается лично меня, я вообще больше смотрю на хореографию в целом (а это далеко не только ноги) и на то, как эта хореография взаимодействует с музыкой. Крюк или выкрюк интересны, когда они по делу и в музыку, но для того же самого может иногда сгодиться и движение руки, и изгиб корпуса, и даже поворот головы. С точки зрения музыкальности и ценности хореографии мало что изменится.