4 мин.

Три года назад все возмущались, что в фигурном катании все решают прыжки. Теперь недовольны, что они ничего не решают

"Все—одна маета, и никто рассказать не умеет, — Что было, то и будет, и что творилось, то творится, И нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А это уже было в веках, что прошли до нас."

"Екклесиаст"

Давайте отмотаем ленту воспоминаний на три года назад. Маленькая девочка в красной пачке выигрывает Олимпиаду у своей более взрослой и состоявшейся, как спортсменка, подруги по тренерскому штабу. Выигрывает в первую очередь благодаря сложнейшему техническому контенту с уникальным каскадом и всеми прыжковыми элементами во второй половине программы.

В тот момент мир разделился на два лагеря. Татьяна Анатольевна Тарасова, не стесняясь ясно дала понять, чью сторону она принимает. И здесь бессмысленно говорить, что заслуженный тренер России не должен иметь "любимчиков" среди спортсменов, выступающих за страну. Просто примем за состоявшийся факт следующие цитаты:

"Судьи недодали, потому что у Жени должна быть сегодня очень высокая вторая оценка. Компоненты не поставили".

"Мы не можем обидеть Алину, но мы очень переживали за Женю, она в произвольной была намного лучше. Канадка тоже была сильна, у нее уже были первые места".

В этой цитате больше всего возмущает упоминание Кейтлин Осмонд. Если выбор между Медведевой и Загитовой хотя бы не влияет на результат страны в целом, то засовывание Алины под канадку под глупым предлогом мифических побед оной, выглядит чрезвычайно неуместным и предвзятым.

И последняя, про важность катания и презентации в сравнении с техникой:

"Я считаю, что Медведева откатала идеально. Она сегодня лучше всех на свете и сердцем, и душой, и тем, как положено катать. Лучше не бывает".

В таком ключе в то время высказывалась не только Татьяна Анатольевна. Эксперты и специалисты со всего мира в один голос пели, что такой подход убьет фигурное катание в том виде, котором мы все его любим. На знамена словно икона была поднята идея, что фигурное катание - это сплав спорта и искусства. Сложные прыжки превратят его в акробатику на льду. С этим надо что-то делать.

Естественно в ответ на такое общественное давление со стороны ISU стали предприниматься меры. И первой ласточкой стало введение "правила Загитовой". Отныне запрещено исполнять все прыжковые элементы во второй бонусной зоне программы.

А затем были опубликованы новые правила судейства, с более широкой шкалой ГОЕ от -5 до +5. Сложные заходы и выходы на прыжок, вращения, дорожки. Возможностей для набора баллов на не прыжковых элементах стало больше.

Удивительно, что при живом Джейсоне Брауне, Тарасова была столь удивлена разницей баллов между девочками Тутберидзе и Лизой Туктамышевой. Ведь американец живой символ новой системы судейства. За счет великолепного исполнения не прыжковых элементов в короткой программе (именно в короткой, менее зависящей от прыжков) он регулярно обходит своих более многооборотных соперников.

И это даже без бонусных баллов, о наличии коих на Кубке России не говорил только ленивый.

Я никто, чтобы объяснять Татьяне Анатольевне разницу во вращения и дорожках Анны Щербаковой, Дарьи Усачевой и Елизаветы Туктамышевой. Она все это прекрасно понимает. А следовательно можно сделать вывод, что наигранное удивление во время исполнение коротких программ было ничем иным, как намеренным набрасывание кое-чего на вентилятор хайпа.

Новые правила вновь стали неугодными и вызывают массу праведного удивления. А знаете почему?

Потому что опять выигрывают не те спортсменки.

Раньше считалось, что компоненты приходят со временем. Спортсмен растет, набирается опыта. Его катание становится осмысленным, хореография более отточенной.

Штаб Тутберидзе за два года сломал этот стереотип. Камила Валиева уже в юниорах катал шедевр мирового уровня "Девочка на шаре" по мотивам картины Пабло Пикассо. Внучка легендарного художника не могла сдержать своего восторга:

«Камила просто сияет и обладает невероятной грацией в столь юном возрасте. Ее выступления поражают! Это благословение — видеть ее катание».

Маленькие девочки заслуженно стали выходить на взрослый уровень с космической второй оценкой.

Новые правила стали толчком к появлению еще более универсальных спортсменок. Теперь девочки Тутберидзе не только прыгают четверные. Они проживают программы на льду, еще больше стирая грань между спортом и искусством. Теперь они выигрывают даже ошибаясь в прыжках. Новая система судейства это позволяет.

Та самая система, которую вводили против них же самих.

Колесо истории сделало очередной оборот. Пока не понятно, к чему приведет такое беспрецедентное давление на судей. Очередная смена правил под нужных людей сильно не изменит расклада.

Штаб Тутберидзе всего лишь пересмотрит план тренировок. Пройдет год. На арену выйдут новые спортсменки Хрустального, готовые побеждать. Все вернется на круги своя. Опять будут громкие рекорды. Опять будет хор недовольных.

Потому что:

"Нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А это уже было в веках, что прошли до нас."