Правда ли, что Медведева и Загитова тренируются больше парней? Как сохранить прыжки в пубертат? Почему Шома Уно не выдержал у Тутберидзе?
Фигурное катание, несмотря на близость к искусству и видимую легкость, сверхинтенсивный спорт: произвольная программа длится 4 минуты, которые надо провести на высокой скорости (это тоже влияет на оценку), с прыжками, вращениями, дорожками, работой рук. И разумеется, не показать усталость.
А как к этому готовят?
Тренер по физподготовке Сергей Добрин начинал во времена, когда Евгений Плющенко еще не был олимпийским чемпионом. Он занимался у Алексея Мишина, Виктории Волчковой и Жанны Громовой, а в 23 завершил карьеру и начал тренировать.
Добрин работал и в шахтерском Прокопьевске, и в группе Этери Тутберидзе, сейчас – тренирует в Краснодаре. Sports.ru связался с Сергеем и спросил о физподготовке в фигурном катании, четверных у девушек и о том, почему тренировки в России эффективнее, чем в США и Японии.
За счет чего фигуристы выдерживают на льду так долго? Смены хоккеистов обычно 30-40 секунд
Это наработка – не бывает, что сразу вышел и поехал. Все начинается с изучения простых элементов, скольжения, вращения. Это доводят до технического совершенства, а потом собирают по частям: первый элемент, второй...
При постановке программы нарабатывается сначала первая часть, затем накатывают вторую. Потом макет – прокат без прыжковых элементов; после чего выкидывают два-три сложных прыжка и катают целиком, но с более легким контентом.
Если у спортсмена травма, то есть другой вариант: например, Александр Самарин на втором этапе Кубка России катал без четверных. Так он облегчил прокат, чтобы не напрягать здоровье. Когда он будет лучше себя чувствовать, добавит четверные. В фигурном катании шесть прыжков – и все пытаются их собрать.
Выступать 4 минуты – это без проблем, потому что элементы отрабатываются постепенно.
В СССР и сразу после распада прокатать программу целиком для нас было значимым событием: мы отрабатывали только по частям и в конце недели выходили на контрольный прокат произвольной. Так работали очень долго, пока не поняли – чем больше объем накатывания программ, тем лучше результат. А в Америке, наоборот, часто показывали программы на тренировках.
И сейчас народ накатывает утром, например, две короткие, а вечером – произвольную. И на каждой тренировке в сезоне выходит целый прокат. Топовые спортсмены прокатывают готовые программы уже со всеми четверными. Этери Тутберидзе, думаю, 100% так и делает.
На вечерней тренировке идет 6-минутная разминка, кидают жребий – создается атмосфера соревнований: в порядке очереди все катают программы. Пока ждешь, можешь снять коньки, подготовиться, а потом выходишь, полторы минуты раскатываешься и выступаешь как на старте. Затем вместе с тренером разбираешь ошибки.
Как фигуристы готовятся вне льда?
1. Общая физическая подготовка. Ей занимаются систематично – к примеру, два раза в неделю. В ОФП входит все: от закачки пресса, спины, ног до скоростно-силовой нагрузки.
2. Заминка после ледовой тренировки в конце дня. Фигуристы крутят велосипед или просто бегают на дорожке. Иногда выполняют и другие задачи – например, сбрасывают вес. Но заминка должна быть впитана с молоком матери, как и растяжка после льда. В конце недели как правило спортсмены бегут кросс.
3. Упражнения для прыжков – это разминка, а потом уже идет ледовая тренировка. Здесь больше технический момент. Для вращений важна растяжка – например, не все вытягивают ногу в полный шпагат, так что необходимо фигуриста растянуть, чтобы получать за элемент четвертый уровень.
Вращение – элемент, для которого нужны и хороший вестибулярный аппарат, и координация. Как после стольких оборотов фигуристы продолжают программу?
Это как полет на самолете – чем больше ты отлетал часов, тем увереннее себя чувствуешь. То же самое во вращениях: чем ты больше отвращал часов, тем лучше они у тебя получаются.
Это не очень сложная работа – необходимо просто больше отрабатывать элемент. То, как фигурист докатывает программу после вращений, вопрос накатанности. Часто вращения делают в конце, а ведь было время, когда все прыжковые элементы получали надбавку во второй половине – тогда дорожку шагов и все вращения нужно было делать в начале программы. Это не очень хорошо выглядело, но и тогда все выкатывалось лишь благодаря повторениям прокатов.
Почему отменили бонусы за прыжки во второй половине программы? Только из-за несбалансированности?
Иностранцы не выкатывали такие программы, и это было сделано, чтобы физически уравнять шансы. Мало кто мог все элементы в произвольной поставить во вторую половину. Но, в первую очередь, такие программы смотрелись не очень. Фигурист сначала вращается, потом скользит, а потом идут прыжки без остановки – это, конечно, несбалансированность.
Еще один момент – музыкальное сопровождение. Как ставится произвольная? В первой части – средний темп, затем идет медленная часть для дорожки, чтобы можно было отдохнуть, а потом – мощная концовка, чтобы запомниться.
А тогда приходилось компоновать музыку так, чтобы элементы шли друг за другом – в таком случае между прыжками особо не наковыряешь сложных шагов. Физически это было очень тяжело – такое не каждый может, все зависит от тренировочного процесса.
В Америке, например, школу никто не пропускает – они приходят на каток и проводят две ледовые тренировки подряд. А у нас школа для фигуристов идет даже не на втором месте, а где-то на третьем. И тренировочный процесс у нас другой: идет утренняя тренировка, вторая – вечером, а между ними – перерыв. Такой тренировочный процесс – с двумя блоками – более результативный, чем два занятия подряд, потому что времени для восстановления больше. Поэтому нашим мальчикам и девочкам проще, чем иностранцам.
Что отнимает больше сил – четверные прыжки или сложные дорожки и связки?
Самый сложный вид фигурного катания – танцы (где прыжков нет). В одиночном ты или научился прыгать четверной, или нет. А в танцах ты выходишь на лед и в течение этих четырех минут происходит безостановочная работа. У одиночников на несколько секунд можно расслабиться, но в танцах не расслабишься никогда.
При этом на четверной ты можешь затратить очень много сил. Тут опять дело в технике. Если элемент техничный, то спортсмен может не прикладывать особых усилий. Этот запас очень важен для второй части программы – одно дело сделать ультра-си в начале проката, другое – поставить его в конец, чтобы получить бонус.
Сейчас нет такого, что кто-то хорошо прыгает, кто-то хорошо вращается, кто-то – скользит. В современном фигурном катании надо делать все. Это раньше китайцы хорошо прыгали, но плохо скользили, а американцы – наоборот. Теперь делают все. И у кого это сочетание лучше, тот и выигрывает. У китайцев раньше были разбег-прыжок, а вот Фернандес и Чен умудрялись помимо прыжков еще и создавать образ, катать в полную силу.
Фигуристы умудряются показывать эмоции во время тяжелых прокатов. Это доводится до автоматизма или спортсмены действительно проживают каждый прокат?
Есть такое выражение «детское катание». Ребенок не может за свою жизнь испытать какие-то эмоции в силу возраста: радости, разочарования, более мощные и яркие эмоции. Человеку, который испытывал их в жизни, легче это показать.
Невозможно от ребенка добиться тех эмоций, которые выдаст фигурист в 20 лет, просто потому что он не испытывал их. Ну и от человека зависит. Бывает, что фигурист – хулиган, у него всегда бардак, а он выходит на лед и воюет со всем миром – люди это чувствуют.
Существует тенденция, особенно у женщин: с появлением ультра-си растет вторая оценка. Зачем тогда заморачиваться над сложными заходами и дорожками?
Контент очень влияет на вторую оценку, но все равно выигрывают те, у кого сложнее программа. Например, Валиева нападала на Кубке России при сложнейшем контенте – сольный четверной, еще один в каскаде. У Трусовой было три четверных. И в итоге как бы хорошо Валиева ни каталась, победила та, у которой сложнее контент.
Если сравнивать четверные и тройные, то это совершенно разный уровень. Я бы фигурное катание разделил не по возрастным категориям, а по элементам: на тех, кто прыгает тройные, и тех, кто исполняет четверные. Грубо говоря, фигуристки с четверными были бы категорией А. В категории Б можешь спокойно кататься и выигрывать с тройными и наслаждаться жизнью. А четверные пусть отдельно. Или даже с пацанами вместе – но это шутка, конечно, все-таки мальчики против девочек – было бы нечестно – мужчины физически сильнее. Просто девочек с четверными уже немало в мире.
Насколько отличается объем работы у парней и девушек?
Вы не представляете, как сильно: наши мальчики выполняют раза в три меньше нагрузок, чем девочки.
Девчонки пашут по принципу «баба на скаку коня остановит». Так и тренируются топы – те же самые Медведева и Загитова. Они такие пахари, что их даже не с кем сравнить. Если бы пацаны посмотрели, они бы вдохновились, но сказали бы: не, мы так не будем.
Безусловно, есть парни, которые тоже впахивают, но тот объем, который выполняют наши топовые девчонки, нельзя сравнивать с мужчинами. Они делают в три раза больше элементов скольжения, прыжков. Поэтому и уровень такой.
Как пубертат и вес влияют на физподготовку?
Например, Макар Игнатов, который говорит о недостатке физподготовки, мог бы этого и не делать – по нему видно, что ему не хватает физики.
Когда фигурист выходит на лед, можно сразу определить, легко или тяжело ему будет кататься. Выходит крупная девочка – сразу же понятно, сложно ли ей будет. Да, возможно, пару стартов в сезоне она выдаст, но весь сезон катать и выигрывать она не сможет. Потому что у девочек на первом месте – вес. От этого фундамента все и строится. Наши девочки – эталон стабильности выполнения монотонной работы. Им хоть два старта подряд поставь, они откатают, а на третьем, может, и лучше выступят, чем на первом.
Пацанам тяжелее. Особенно когда тебе уже 20+ лет – восстановление идет дольше. У пацанов пик координации – это 21-23 года. Если до этого времени ты чему-то не научился, то в 24 будет тяжело или вообще невозможно выучить новое, будешь собирать то, что уже имеешь.
У девочек этот возраст – до 15 лет. Потому что начинается пубертат – все то же самое, что у парней, но у них стартует с пятнадцати. В редком случае кто-то изучает новые элементы после пубертата – идет удержание имеющегося. Так что будь добр в 9 лет задумывайся уже о четверных, потому что в 14 будет поздно – и придется смотреть на другие дисциплины, например, на пары.
Лиза Туктамышева – редкое исключение, у нее очень хорошие данные, высокие прыжок, амплитуда, отличный толчок. Она рано выучила тройной аксель, а вопрос с четверным – это скорее психологический момент. Если бы она учила его раньше, то обязательно бы прыгнула. Но раньше и не было необходимости в четверных. А когда необходимость появилась, то и в 20 лет, оказывается, можно чему-то научиться. Но одно дело выучить, другое – показать на соревнованиях. Дай бог, чтобы она собрала все.
Когда Шома Уно стажировался у Тутберидзе, он удивлялся наличию ОФП, разминки и заминки. Это исключение из правил или норма для иностранцев?
В Америке и Японии совсем другая система. Там у них больше коммерческой составляющей: есть у тебя час, ты вышел – откатался.
У нас по-другому: тренировочный день состоит из разминки, ледовой тренировки, заминки. Есть ОФП два раза в неделю, два-три раза – хореография. Все это делается, чтобы не было травм, чтобы спина не болела, чтобы коленки были в норме и раньше времени не появилось проблем с менисками.
Ни одна команда не повторяет схему другой. Нет идеальной формулы для воспитания чемпионов – никто ее не придумал и никогда не придумает. Кто-то из тренеров делает акцент на одном, кто-то – на другом, кто-то вообще не проводит занятий по ОФП. Это все тренерский опыт. Кто-то давит в одну точку и воспитывает чемпионов, а кто-то все пробует, но результат не такой.
Это зависит от многих факторов: где тренируются фигуристы, какая поддержка, какая селекция, как работает команда.
Лучший тренер, специалист 80-го уровня, – тот, который стоит за бортом и не надевает коньки, а спортсмен его слышит и понимает. Такой тренер делает минимум движений, чтобы фигурист понял его. А бывает, что совсем молодые тренеры постоянно выходят на лед и пытаются показать что-то, но в итоге получается хуже. Это все нарабатывается со временем.
Фото: РИА Новости/Владимир Песня, Александр Вильф; Instagram/sergeydobrin, azagitova
"В Америке, например, школу никто не пропускает", - вот здесь не соглашусь. Общаюсь со многими коллегами-танцорами (не ФК), они говорят, что все их дети, кто реально претендует на Большую балетную сцену и уровень солиста, все они на домашнем обучении. Занимаются учебой между репетициями час или два, и то особо не налегают.