Тренер, который подарил дочери Тутберидзе Олимпиаду: на гастролях в Нью-Йорке ушел из отеля, подставив Тарасову, и уже 30 лет живет в США
Диана Дэвис, дочка Этери Тутберидзе, в дуэте с Глебом Смолкиным (сыном актера Бориса Смолкина) завоевали серебро в танцах на чемпионате России – а это, по сути, гарантированная путевка на Олимпиаду-2022 в Пекине.
К такому результату привела цепочка обстоятельств: снятие лидеров – Виктории Синициной и Никиты Кацалапова (у него обострилась травма спины), крах Тиффани Загорски и Джонатана Гурейро – они катали произвольную впервые в сезоне, сил не хватило. Нельзя отменять и очень качественной работы самих Дэвис и Смолкина, а также их тренера – Игоря Шпильбанда.
Этот текст опубликован на Sports.ru осенью 2020-го, но сейчас как никогда актуален. Знакомимся со Шпильбандом ближе.
***
В 1990-м во время гастролей ледового театра Татьяны Тарасовой по США четыре наших фигуриста вышли из гостиницы Нью-Йорка и не вернулись – так они сбежали из СССР навсегда.
Среди них был Игорь Шпильбанд. За 30 лет тренерской карьеры он прошел путь от подкаток с пенсионерами до революции в танцах на льду и поколения олимпийских чемпионов. В Россию он приезжает редко – лишь с учениками на соревнования.
Сбежал с другими фигуристами, потом они месяц жили в однушке; Тарасова готовилась к тюрьме в СССР
Вся спортивная карьера москвича Шпильбанда уместилась в четыре сезона. В танцевальном дуэте с Татьяной Гладковой они выиграли юниорский ЧМ-1983, за год до этого – взяли серебро. Но по взрослым у танцоров не получилось: когда в 1986-м их тренер, олимпийская чемпионка Людмила Пахомова ушла из жизни, Шпильбанд оставил профессиональный спорт.
Чуть позже он присоединился к ледовому театру Татьяны Тарасовой «Все звезды» – несмотря на название, в шоу выступали не только суперчемпионы, так что место нашлось и Шпильбанду, уже завершившему карьеру. Татьяна Анатольевна так описывала молодого фигуриста в автобиографии «Красавица и чудовище»:
«Лена Крыканова, без сомнений, высокопрофессиональная фигуристка и очень активная девочка. Правда, ее партнер Игорь Шпильман (в книге Тарасова везде неправильно пишет фамилию Шпильбанда – Sports.ru) всегда немножко засыпал, он обладал таким вот сонным темпераментом».
В 1989-м театр Тарасовой отправился на полгода в турне по США. В финале гастролей фигуристы остановились на несколько дней в Нью-Йорке, и утром накануне вылета труппа не досчиталась четверых: Гоша Сур, Елена Крыканова, Шпильбанд и его невеста Вероника Першина пропали.
Похоже, и сам Шпильбанд не помнит до конца, как решился на побег. В одном из интервью он признавался, что остался в США случайно. Сур и Крыканова давно планировали отъезд из СССР и посвятили в план Шпильбанда – и когда Игорь помогал Суру выносить чемодан, то его заметил кто-то из знакомых. Шпильбанд испугался, что его обвинят в пособничестве беглецам – и сбежал тоже.
Но в то же время есть реплики, которые показывают: Игорь был готов к переменам, побег вышел не спонтанным – наоборот, отчаянное решение зрело как раз во время гастролей.
«Турне длилось почти шесть месяцев. За это время я настолько привык к Америке, что решил там остаться. Взял вещи и скрылся из гостиницы. Труппа театра должна была утром улетать в Москву, а я в аэропорт не приехал».
А в это время Тарасова с ужасом предвкушала возвращение в Москву: «Меня чуть столбняк не хватил. Через две недели у нас гастроли в Финляндии, 15 концертов. Я поняла, не то что в Финляндию, а, не доезжая ее, еще в Москве, с протянутыми руками я должна идти впереди всех, чтобы мне удобнее было надевать на эти руки кандалы и сразу вести меня в тюрьму. Партбилет на стол! Я не понимала, что мне делать. Я не курила до этой ночи четыре года, а тут потянулась за сигаретой и тут же выкурила пачку».
Татьяна Анатольевна выследила беглецов, когда они уже 5 часов ехали с американским тренером – тот поверил фигуристам, что Тарасова их отпустила. Заслуженный тренер еще долго обижалась:
«Со слов этой пятерки (с фигуристами сбежал осветитель шоу Алик Спирин – Sports.ru) написали потом несколько мерзких статей, какой я была ужасной и как я над ними издевалась. А я их любила, я дала им профессию и, что скрывать, я же их в Америку привезла, а как бы иначе они там оказались, визы сами не получали, билеты сами не покупали. В Москве бы влачили жалкое существование. И только благодаря моему театру они сумели встать на ноги – и ни слова благодарности, только грязь».
Несколько лет Шпильбанд не общался с Тарасовой, но потом они помирились: «Я понимаю, что здорово ее подвел. Но что делать – молодой был, глупый. Впрочем, Татьяна Анатольевна меня простила. Теперь у нас хорошие отношения».
На деньги, заработанные в шоу, сбежавшие сняли маленькую квартиру в Нью-Йорке: одна комната, кухня и прихожая. Так они прожили месяц.
«На то, чтобы жить раздельно, не было денег, а главное – мы были настолько напуганы содеянным, что боялись отлучиться друг от друга хоть на минуту. От испуга боялись выходить на улицу – думали, вот-вот сцапают».
Американские фигуристы помогали Шпильбанду и остальным найти работу, но проблема была в том, что все четверо слишком держались друг за друга и не хотели разлучаться даже ради работы. В конце концов, всех фигуристов позвали в Детройт: Сур и Першина съездили на разведку и обсудили детали с президентом клуба. Советским фигуристам дали работу и на первое время разместили в семьях членов клуба.
Так и началась тренерская карьера Шпильбанда.
Тренировал начинающих, а потом в дуэте с Зуевой воспитал поколение чемпионов
На сбежавшего советского фигуриста, да еще и без опыта работы, в США, разумеется, ставку не делали. Сначала Шпильбанд тренировал просто всех подряд: от малышей до пожилых людей, катавшихся в удовольствие.
При этом танцорам в клубе Детройта выделяли всего два часа в неделю. Денег катастрофически не хватало, поэтому Игорь искал работу в соседних городах – иногда тренировал на четырех разных катках, проезжая в день по 250 миль.
Но в конце 1990-х ситуация изменилась: в группе Шпильбанда в Детройте появилась талантливая девочка Джессика Джозеф – Игорь нашел ей в пару Чарли Батлера и уговорил его родителей привозить парня на тренировки. А в 1998-м дуэт победил на чемпионате мира среди юниоров. В следующем году турнир снова выиграли воспитанники Шпильбанда – Джеми Сильверстейн и Джастин Пекарек.
«Думаю, мне повезло, что с самого начала не было возможности работать с выдающимися спортсменами. Поскольку уроки брали совершенно разные люди, в том числе и те, кто был совершенно неспособен к фигурному катанию, индивидуальный подход искал к каждому. И всех учил по-разному. Сейчас у меня есть привилегия выбирать тех, кого считаю нужным, но до сих пор очень люблю возиться с начинающими», – говорил Шпильбанд.
В 2001-м он начал работу в дуэте с Мариной Зуевой, только приехавшей из Канады. В Кантоне на арене Arctic Figure Skating Club у тренеров вырос танцевальный аналог «Хрустального» – все лучшие дуэты мира работали здесь. Шпильбанд и Зуева совершили революцию в танцах на льду, отойдя от нарочитой театральности, разработав особый утонченный стиль.
Самая красивая пара – теперь и самая титулованная. Они обошли Роднину
На Олимпиаде-2010 в Ванкувере два дуэта, с которыми работал Шпильбанд, доминировали: Тесса Виртью и Скотт Моир взяли золото Игр, Мэрил Дэвис и Чарли Уайт – серебро. А на следующий год группа Шпильбанда и Зуевой грандиозно выступила на чемпионате мира в Москве: Дэвис и Уайт победили, Виртью и Моир стали вторыми, а Майя и Алекс Шибутани – третьими.
После сверхудачных сезонов Шпильбанд и Зуева внезапно разошлись. Официальная версия – отказ ведущих дуэтов группы сотрудничать с Игорем – тренер якобы уделял недостаточное внимание фигуристам. Все лидеры остались с Зуевой, хотя несколько дуэтов из второго эшелона ушли вслед за Шпильбандом.
«Игорь без моего согласия принял решение иметь личных учеников, которых бы он тренировал отдельно от меня. Это конфликт интересов. Он просто захотел открыть собственный бизнес внутри нашего общего бизнеса. Это профессионально неправильная идея», – объясняла разрыв Зуева.
Марина осталась в Кантоне, а Шпильбанду пришлось срочно искать каток. Тренер довольно быстро нашел место неподалеку – в городке Нови.
«Было сложно, потому что я не ожидал того, что случилось, и не был готов к вынужденному переезду. Многие арены к тому моменту уже распродали лед или закрылись на лето. Но в итоге нам повезло: в Нови оказалось достаточное количество льда, поэтому рабочий процесс не остановился. Чисто по-человечески пережить случившееся было, конечно, куда тяжелее», – сетовал Шпильбанд.
Теперь тренирует дочь Тутберидзе (конечно, в США)
Сейчас в танцах на льду новый супертандем тренеров: Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон – а Зуева и Шпильбанд ушли в тень.
Марина реанимирует российскую пару Евгения Тарасова – Владимир Морозов после обидного 4-го места на Олимпиаде-2018. А Шпильбанд в последнее время переключился на юниоров: его ученики Эйвонли Нгуен и Вадим Колесник выиграли последний юниорский ЧМ, но летом объявили о распаде.
Еще специалист работает с Дианой Дэвис и Глебом Смолкиным. Договорилась о сотрудничестве со Шпильбандом мама Дианы – Этери Тутберидзе. Лучший тренер одиночниц полностью доверяет наставнику дочери, но все же контролирует процесс.
«Этери старается приезжать как можно чаще, но ей, конечно же, довольно сложно делать это из-за собственного рабочего графика. Однако она – я просто преклоняюсь перед ней – находит время, прилетает, помогает, раз в два месяца так уж точно она у нас».
Спустя 30 лет после побега из СССР Шпильбанд редко приезжает на родину, хоть и оставил на память советский паспорт. Он привозил в Москву дочь (тоже фигуристку), но сам появляется в России только на соревнованиях вместе с учениками. Хотя все еще считает себя русским, пусть и не полностью:
«Русскую душу не выбросить, не изменить. Русский человек всегда останется русским, где бы он ни жил. С одной стороны, я прожил в Москве огромную часть жизни и никуда эти воспоминания из меня не уйдут. С другой, 30 лет в Америке – тоже немаленький срок. Поэтому я русский американец. Таких много».
Фото: Gettyimages.ru/Matthew Stockman; РИА Новости/Владимир Песня, Александр Вильф; Facebook/igor.shpilband; instagram.com/di__davis
Когда они работали с Зуевой в тандеме, было видно, что он там в роли хорошего полицейского, а Зуева кремень.
Сбежал от ТАТ, сбежал от Зуевой. А что по сухому остатку: да в общем-то и ничего особенного.
Его пары все время как будто из среднего звена и недотягивают до топа, до золота, до вершины.
Те же Чок-Бейтс стали ярче, техничнее, раскрылись в полную силу у Лозонов (и дело не в грибах, которые тут же перепадают лозоновским парам)-их как будто вынули из кокона и сделали наконец-то бабочкой, а у Шпили они так и спали бы до скончания веков.
Скользкий тип какой-то он, при уходе от Зуевой тоже переманивал учеников, но ВМ и ДУ с ШШ не повелись и не прогадали.
Думаю, если дочь Тутберидзе действительно будет иметь реальные замашки на чемпионство, то Шпиля для них перевалочный пункт, с ним не будет золота.
Сбегали определенные категории людей, которые плевали на тех, кого они подводили.
Бросали здесь своих родственников, родителей, которым возможно, тяжело без помощи своих детей.
Сейчас можно уехать куда угодно, а тогда «бегуны» навсегда покидали свою страну.
Не каждый сможет. Именно поэтому такие лица приравнивались к предателям.
Это так и было.
Вот только напрасно им не разрешали уезжать. Нужно было разрешить всем, кто хочет. Зачем таких удерживать