Свобода выбора
Начало мая в фигурном катании ознаменовалось громким событием: Александра Трусова, бывшая супер-юниорка, «русская ракета» и королева квадов ушла тренироваться от Этери Тутберидзе к Евгению Плющенко. Для широкой общественности эта новость прозвучала как гром среди ясного неба. Однако история, очень похожая на эту, уже имела место ровно два года назад – когда от Тутберидзе ушла Евгения Медведева. И тогда, и сейчас на сменившую тренера спортсменку вылились тонны упреков и грязи: дескать, и слабая, и эгоистичная, сбежала от трудностей, захотела легкой жизни и статуса единственной «примы». Однако заслуженны ли такие выводы и обличения? Есть ли в них истина?
Насколько можно судить по хроникам, ещё не так давно в ф/к действительно было принято, чтобы тренер вёл только одного спортсмена или пару, претендующих на лидерство. Иными словами лучшие соперничающие спортсмены внутри страны разводились по разным специалистам. То есть, в значительной степени существовала конкуренция не только спортсменов, но и тренеров, тренерских школ. Сам же тренер брался доводить до высочайшего уровня и максимально опекать только одного звездного воспитанника, а тренерские поединки получались почти столь же принципиальными и грандиозными, как и соревнования фигуристов непосредственно на ледовой арене. Но времена изменились, и случилось это не сегодня. Серьёзные перемены в консервативный фигурнокатательный мир внес тандем Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда, которые в 2010 году на Олимпиаде в Ванкувере вывели на лёд сразу две танцевальные пары, разыгравшие между собой золото и серебро Игр: ими стали Тесса Виртью – Скотт Мойр и Мэрил Дэвис – Чарли Уайт. Эта же тенденция сохранилась и дальше: на следующих ОИ, в Сочи, за олимпийскую вершину снова боролись пары, представлявшие ту же школу Зуевой – Шпильбанда. И устоявшаяся модель один тренер – один топ-ученик» начала рушиться. Брайан Орсер, Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон, Этери Тутберидзе принялись активно и достаточно успешно внедрять новую схему в работу. Внутригрупповое соперничество очень быстро вышло на новый уровень и стало неотъемлемым элементом подготовки спортсменов, по сути, превращая тренировки в каждодневные состязания с высоким уровнем стресса и адреналина.
Этери Тутберидзе, несомненно, ярая приверженка именно такой схемы работы, её составляющие – это непрекращающаяся борьба учеников не только на соревнованиях, но и на тренировках, постоянная гонка спортсменов за текущим лидером и стимул его обойти, доказать своё преимущество, борьба не только за место в сборной, но и за приоритет у тренера. Сам тренер, впрочем, утверждает, что приоритетов нет, а главный принцип работе – каждому по способностям, от каждого по максимуму. То есть работай, выкладывайся по полной, не щади себя и тренеры в тебя вложат всё, что только возможно. Никого из спортсменов не выделяют, у всех равные условия и возможности. Ты можешь быть бесспорным победителем вчера, на тебя могли равняться все в мире, но проиграть сегодня, лишь потому что твой одногруппник с твоим же тренером освоил новый прыжок или каскад и сразу обошёл тебя на голову на соревнованиях, а ты отныне, не осилив новый контент, списанный материал, вчерашний день, воспоминания. В итоге нет уверенности в своём лидирующем статусе, нет «надбавки» тренерского внимания за заслуги: каждый день ты создаешь и доказываешь свой статус заново и каждый день можешь всё потерять или обрести. На вопрос того же спортсмена (вопрос довольно закономерный с точки зрения человеческой психики) «Почему я, на сегодня самая лучшая, потом и болью, тяжким трудом приносящая вам репутацию, славу и – чего уж там – деньги, не получаю от вас больше, чем другие?» есть ответ, что все равны, а тех, кто «ровнее» остальных, попросту не существует. И здесь рождается первый конфликт: интересов спортсмена и тренера.
Второй конфликт проистекает из столкновения примерно эквивалентных амбиций учителя и ученика. Ведь давайте на чистоту, Этери Тутберидзе очень амбициозна и честолюбива! Это её козырь, как и талант, как неимоверная трудоспособность. Тутберидзе, достигшей своих нынешних высот, поставившей на поток подготовку фигуристок, ровным счётом всё равно, кто победит на олимпиаде и на чемпионате мира, у неё другая задача: чтобы выиграла одна из её спортсменок, чтобы её тренерский штаб был самым мощным, престижным и непобедимым. А кому из девочек на этот раз повесят на шею золотую медаль – не важно. Не важно, даже если одна из подопечных девочек называла тренера своей второй мамой: для неё не будет преференций. Ничего личного, просто бизнес… В смысле, профессионализм. А Этери Георгиевна – эталонный профессионал своего дела. Хорошо это или плохо – что она, высококлассный специалист, в любой штатно ситуации умеет перешагивать через свои эмоции и чувства? Невозможно сказать однозначно. Для тех, кто разделяет этот же принцип, ответ будет положительным; для тех, кто живёт по другим правилам, не отбрасывая сферу личных чувств, ответ будет противоположным. Проблема только в том, что часто сами люди, исповедующие принцип «ничего личного, просто бизнес», крайне болезненно воспринимают и жестоко оскорбляются, когда к ним в ответ применяют его тоже. По этому принципу два года назад от Тутберидзе ушла Евгения Медведева: спортсменку не удовлетворило, как Тутберидзе подготовила её к олимпиаде (подготовив заодно более мощную конкурентку-одноклубницу). Поэтому Медведева собрала вещи и ушла, точнее, улетела в Канаду, без задушевных разговоров, прощаний, обниманий и букетов цветов: ничего личного, Этери Георгиевна, просто бизнес, а вы, как тренер мне больше не подходите. По этому же принципу ушла на днях Александра Трусова: точно так же, без долгих сентиментальных сцен, пожиманий рук и пожеланий друг другу дальнейших успехов в работе. То были зеркальные ответы фигуристок тренеру. И что же мир увидел и услышал после этих уходов от тренерского штаба? Негодование и обиду, досаду, иронию, сарказм, обвинения в предательстве и неблагодарности: «В тебя душу вложили!», «Где букет?», «Вонзила нож в спину». А как же принцип про «ничего личного»? Да и благодарность - категория субъективная, сугубо морально-этическая и к плоскости профессионализма вообще и фигурного катания - в частности, не имеющая никакого отношения! Так зачем же путать и подменять понятия, манипулировать общественным мнением, поворачивая его в свою сторону и целенаправленно ломая репутацию девочек? Значит, не так с ним всё просто, с этим принципом чисто деловых отношений, когда на работе – только работа? Не так легко, когда ранят тебя, но очень легко ранить других и не обращать на это внимание или пенять на чужое самомнение и обидчивость? Наверное. И это как раз-таки понятно.
Абсолютно во всех видах спорта действует негласное правило: выигрывает спортсмен, проигрывает тренер. Но Этери Тутберидзе вряд ли можно причислить к сторонникам этого правила, скорее, даже её можно отнести к его противникам. Со времён первых серьёзных успехов она, как видится, вовсе не горит желанием быть в тени своих подопечных и, скорее, отводит себе главную роль: Учителя, мастера, сенсея. Тогда как фигуристки, даже очень успешные, рекордсменки и чемпионки всего и вся, всегда лишь её воспитанницы и пустое место без своего тренера. Не отсюда ли их непременные с некоторых пор прославления, писанные будто под копирку, после каждого удачного выступления: «каталась небезупречно, есть мои ошибки, благодарю Этери Георгиевну и весь тренерский штаб»? И – суровое молчание со стороны самого тренерского штаба, если результат спортсменки оказался не таким, какого хотели? В подобном случае девушку ждёт лишь холодная отстранённость, отчуждённый взгляд и игнор после проката. Комментариев на тему недоработки со стороны тренеров, объяснений от команды, почему не получилось, как правило, не следует. Плохо откатала – сама виновата, работать надо было больше. Причины, почему «плохо», во внимание тоже особо не берутся. Собственно, впервые это было очень очевидно в случае олимпийского проката Евгении Медведевой, когда на её обречённые слова после проката «Я сделала всё, что могла», тренер строго ответила: «Нет, не всё». А если больше – не могла? Но хотела? И ждала – поддержки, решения проблемы своим тренером? Такие же картины с каменным лицом и демонстративным игнором были и на других соревнованиях, в частности, после провала Алины Загитовой (несмотря на второе место, то был всё же провал) на ЧЕ-2019, после срыва Александры Трусовой на ЧЕ-2020. Все смотрят на мир своими глазами, но лично я ни разу не увидела у тренера подлинного сочувствия, сострадания к совсем юным девочкам, которые выложились на 100, 200%, преодолели свои страхи и сомнения, неуверенность и боль, но не добились победы.
Может быть, как раз нежелание или неумение Тутберидзе признавать собственные ошибки и есть источником ещё одного внутреннего конфликта? Ещё одной из причин, почему от неё уходят взрослеющие фигуристки? Те из них, кто требователен не только к себе, но и к членам всей своей фигурнокатательной команды; те, кто начинает понимать, что отношения «спортсмен-тренер» могут строиться и по другим правилам, более равноправным, а не только лишь по принципу «учитель – бог»?
Кому-то подходит именно такая модель, кто-то сознательно готов её терпеть ради работы именно с Тутберидзе, рассчитывая на победы, и это – их безусловное право. Но ровно настолько же право других – сменить тренерскую школу без тонн обид и грязи вслед, если что-то перестало устраивать, если появился дискомфорт и нет былой уверенности в себе и тренере, в правильности пути. В таком случае, путь можно, а может даже, нужно менять, в этом и состоит свобода выбора: школы, тренера, карьеры, своей судьбы в спорте и не только. И фигурное катание, к счастью, не художественная гимнастика, где если тебя что-то не устраивает, бежать можно только вообще из спорта, ведь по сути, в этом виде в стране есть только один тренер и одна школа – ни конкуренции спроса, ни конкуренции предложений.
Конкуренция начинается с производства товаров лучших потребительских свойств. Применительно к фигурному катанию - с воспитания фигуристов топ - уровня. А для этого тренеры должны разрабатывать собственную методику подготовки фигуристов, свои фишечки, что требует определенных знаний, занимает много времени, отнимает много сил.
На ФФКР размещено интервью А.Н.Мишина, в котором он подробно рассказывает, об особенностях тренерской работы.
К сожалению, ученик великого тренера начал сразу с потребления : переманил к себе в группу перспективных и прекрасно обученных учеников другой школы. Этот поступок можно назвать как угодно, но только не созданием конкурентной среды, ни в российском фигурном катании, ни в мировом спорте.
Вот если бы некий Ангел снизошел не в соседскую школу, а в регионы, организовал просмотры талантливых ребятишек, набрал собственных ( подчеркиваю: собственных ) учеников и привёл их к победам, вот тогда можно было бы говорить об его вкладе в развитие фигурного катания и создание конкурентной среды!
Поэтому статье жирный минус!