Закиров, руки прочь от Анны Щербаковой! Глупо и некорректно сравнивать 4Lz с тройными
В соседнем блоге появилась якобы разоблачающая статья о сравнении двух лутцев - Анны Щербаковой и Анны Фроловой. Ознакомившись с публикацией, я не мог оставить её без ответа. Ведь автор откровенно подтасовывает факты и скрывает важные обстоятельства с целью выставить Чемпионку России в неблагоприятном свете.
В частности, автор утверждает, что Щербакова якобы незаслуженно получила высокие GOE за четверной лутц, аргументируя это тем, что Фроловой за идентичный (по его мнению) прыжок поставили GOE меньше.
Тот факт, что четверной лутц автор сравнивает с тройным - его совершенно не смущает. Причем делает он это втихаря, нигде не упоминая количество оборотов, иначе ввести своих читателей в заблуждение не получится. Все фотографии прыжков он подписывает одинаково и незамысловато: Лутц (Lz)
Быть может автор имеет в виду одинарный лутц? Кто знает... По правилам ребро оценивается техбригадой проигрыванием отрезка видео, а не стоп-кадром. Так что его старания напрасны.
А теперь по существу:
Четверной лутц - самый сложный прыжок в ФК, у которого наивысшая базовая стоимость из всех четверных элементов: 11.5 балла. Прыгнуть квад-лутц в женской одиночке - значит автоматически войти в историю. Это совершенно иной уровень техники и мастерства. Поэтому логично, что судьи своими оценками поощряют инновационность. Так и должно быть, иначе у топовых фигуристок не будет стимула прогрессировать и изучать что-то новое.
Отличительная особенность лутца от других прыжков заключается в том, что его техника напрямую зависит от количества оборотов. Прыгнуть четверной лутц без короткой фазы плоского ребра почти нереально физически.
За пояснением этого важного момента обратимся к вице-президенту ISU Александру Лакернику, экс-председателю технического комитета ISU. Цитата:
«Получается, что если мы будем предельно строгими и начнем рассматривать прыжок в «микроскоп», то практически у всех увидим какую-то фазу, как минимум двух ребер. У каких-то спортсменов она очень короткая, но все равно будет. То есть у каждого может появиться хотя бы знак «!».
«Можно ли прыгнуть без этой двухреберной фазы? Одинарный лутц, наверное, можно. Двойной уже труднее. А чем больше оборотов, тем это становится нереальней. То есть получается, что все равно в прыжке есть моменты, на которые мы закрываем глаза».
Источник: журнал «Мир фигурного катания»#4(20) 2019
Рекомендую ознакомиться с полной версией статьи на официальном сайте ФФКР, там еще много интересного об особенностях судейства (страница 41): https://www.fsrussia.ru/files/mfk_magazine/wfk_20_2019.pdf
Глупо требовать от фигуристов игнорировать законы физики. Вывод из этой статьи именно такой.
Поэтому ребра между тройным и четверным лутцем сравнивать некорректно. Это разные прыжки с разной техникой и особенностями. Следовательно, критерии выставления GOE у них могут отличаться, так как судьи воспринимают оба прыжка по-разному. Сравнивать квады с тройными - это примерно как сравнивать полет на кукурузнике с космической ракетой.
Прыжковая техника Анны Щербаковой находится на очень высоком уровне и она не делает ничего такого, что могло бы нарушить принятые в ISU нормы судейства многооборотных прыжков. Поэтому получает свои высокие баллы абсолютно заслуженно.
PS:
Я тоже могу таких картинок наделать, где отчетливо видно, что ребро правильное (внешнее) на тройном лутце из КП: https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/7/15/7497d1141437abd6fe504d881e3b7.jpeg
Когда нога уже в воздухе, то без опоры она распрямляется и ребро уже не определить, да и не имеет смысла после отрыва. Отрыв может быть хоть 0.5 см, и если в этот момент сделать кадр - уже получается неверный результат. А по имеющимся записям качество всё равно не позволит точно определить момент отрыва. Поэтому чуть раньше надо брать кадр, вот как на моем примере.
Во-первых, разумеется, сравнивать 4Lz с 3Lz в корне некорректно, поскольку, чем больше оборотов, тем скорее и чуть на более «долгое мгновение» наступает момент плоского ребра непосредственно при отрыве. Спасибо, что сослались в т.ч. на пояснение Лакерника.
Во-вторых, есть и другое важное обстоятельство: если даже сравнивать «яблоки с яблоками», т.е. именно тройные лутцы Щербаковой и Фроловой, то четко видно различие в уровне качества заходов: у Щербаковой прямо перед прыжком опорная нога рисует на льду полноценную буквы “S” благодаря четко исполняемой перетяжке на ход назад, с переходом с внутреннего ребра на наружное. Прямо перед отрывом Аня Щ., скользя на внешнем ребре, внятно движется по дуговой траектории «назад-влево», после чего в момент удара зубцом толчковой об лёд, она, соответственно, резко меняет направление вращения с «по часовой» на «против часовой», исполняя тем самым «знаковое» для лутца «взрывное» противовращательное отталкивание, по которому лутц, собственно, и отличают от флипа без использования замедленного повтора. Да, непосредственно в момент удара, у нее нередко (хотя и далеко не всегда) бывает неясное ребро (особенно, на четверном, что практически неизбежно, если делать предокрут, а без предокрута, будучи женщиной, квад не прыгнуть). Но зато несколько мгновений до take-off она внятно и заметно идёт по правильной дуге (на правильном внешнем ребре) с чётким моментом вращения, противоположным тому, которое она возьмёт на мговение позже при отталкивании в сам прыжок. При этом у ее тёзки, Ани Фроловой, исполнение этой предпрыжковой перетяжки не настолько внятное: она тоже, формально говоря, меняет ребро с внутреннего на внешнее, но делает это буквально на одно мгновение, не успевая, в отличие от Ани Щ., четко обозначить движение по траектории «назад-влево»; и поэтому у Ани Ф. визуального эффекта резкой смены направления вращения с «по часовой» на «против часовой» на take-off не возникает. Другими словами, можно упрощенно сказать, что Аня Щ. умело «комуфлирует» свое неясное ребро, возникающее у нее порой в момент отталкивания, с помощью правильной и внятно исполненной перетяжки на заходе, а Аня Ф. этого в такой степени не делает: после смены ребра прямо перед прыжком у нее совсем крохотная дуга на внешнем ребре, на котором она не успевает толком поскользить, чтобы визуально создать ключевой для лутца «противовращательный» эффект на take-off. Так что неудивительно, что судьи с бОльшей уверенностью и более часто могут ставить ей значок (!) на 3Lz.
И еще важный момент можно подчеркнуть: GOE ставится не только за ребро, но и за сложность захода, выезда, высоту, пролётность. У Ани Щ. прыжок выглядит оптически выше (хотя инструментально я не замерял), более скоростным и пролётным; а, если сравнивать не одиночные 3Lz, а в каскадах, то у Ани Щ. риттовый каскад (с 3Lo), а у Ани Ф - обычный с тулупом; поэтому выезд с лутца, конечно же, у Ани Щ. гораздо более технически требовательный (иначе качественно зайти на риттбергер «в одно касание» не получится и каскад может быть сорван). Что касается четверного, то там при чистом выезде ставят высокие GOE, я полагаю, просто за сам факт квада - тут уже, как говорится, не до того чтобы цепляться к каким-то рёбрам. Пусть Аня Ф. выучит квад, чисто с него выедет на соревнованиях, и тогда посмотрим, будут ли ей по-прежнему ставить значки «!» или напрочь про них забудут. Я, с высокой вероятностью, ожидал бы второго варианта.
Скриншоты, какие-то видео, тяп-ляп - и афтар бежит доказывать, что там лутц, тут флутц, тут ребро, а тут не ребро.
Доверие к подобным материалам на уровне ноля. Всегда достаточно посмотреть, какие материалы афтар готовил ранее, и сразу видно, что флутц он находит у тех, кто ему не мил, а у любимок - всегда чистейшее исполнение.
И ладно бы нашел реальный пример. Но идет либо манипуляция с изображением, либо с правилами, либо все вместе.
К сожалению, Руслан Закиров заранее банит своих оппонентов ради положительного рейтинга и поэтому нет возможности ткнуть его носом в собственные испражнения. Очередная безграмотная статья от него. С другой стороны, столь пристальное внимание к Анне г-на Закирова и всяких анонимов вроде Морфиуса - констатация её высокого уровня и признание её одной из фаворитов современного ФК.
Что касается цитаты, то речь идёт, думаю, вот о чём: лутц Бояна https://ibb.co/5cCYKqQ Все же знают, что у него глубокое внешнее ребро. При снятии со льда опорной ноги распрямляется голеностоп и, конечно, ребро переходит почти в плоское. Полагаю, об этом и говорит Лакерник. Поэтому, конечно, ребро судят по удару льда зубцами + возможно, несколько кадров после этого, т.к. начинается стопор и толчок, заход в прыжок завершается. А самое сложное в лутце зайти и приступить к толчку с внешнего ребра.
Так что название, кол-во оборотов, усилие при отталкивании и еще куча важных параметров ничего не значат в том манямире, где обитают хейтерки.
Ну признайте, что определенным людям у определенного тренера можно прыгать с помарками, которые у других замечают. Ну молодцы, да.
Так нет же, придумывают нелепые отмазки.