Интервью Елизаветы Туктамышевой Татьяне Фладе для IFS Magazine!
17 декабря Елизавета Туктамышева отметила 23-летие, а через 10 дней на чемпионате России в Красноярске впервые замахнулась на четверной тулуп. Перед началом сезона Лиза усложнила обе программы. В короткой исполняет тройной аксель и каскад флип + тулуп вместо более простого из двух тройных тулупов. В произвольную добавила второй тройной аксель, теперь их два – сольный и в каскаде.
Из пяти международных турниров, в которых ученица Алексея Мишина участвовала в этом сезоне, она стабильно входила в первую тройку. На чемпионате России, став четвертой, показала свой лучший результат за последние 5 лет, если не считать прошлогодний чемпионат страны, который пропустила из-за болезни.
О том, что явилось предпосылками для выхода на новый уровень спортивной карьеры, почему четверной тулуп в чем-то проще, чем тройной аксель, о смене программ, с каким бы хореографом хотела поработать, а также о предстоящем необычном шоу в Петербурге Елизавета ТУКТАМЫШЕВА рассказала в интервью Ольге ЕРМОЛИНОЙ и Татьяне ФЛАДЕ.
-- Лиза, после побед на чемпионатах Европы и мира в 2014/2015 следующие сезоны оказались не такими успешными. И вдруг открылось второе дыхание – три тройных акселя в двух программах, более сложный каскад в короткой, наконец, попытка исполнить на соревнованиях четверной тулуп. В чем причина такого витка?
–- Думаю, второе дыхание у меня открылось ещё в прошлом сезоне, а в этом я его, можно сказать, подхватила. Просто когда ты хочешь продолжать бороться, то не можешь стоять на месте, все равно должен прогрессировать, идти на усложнение. Поэтому пришлось добавлять каскад флип – тулуп в короткую, два тройных акселя в произвольную.
Потому что как спортсменка, которая серьёзно занимается своим делом, мне нет смысла просто продолжать соревноваться, если я не буду более-менее конкурентоспособной. Поэтому пришлось… ну, не пришлось, я это могла, хотя на тот момент ещё не знала, что могла – пришлось вот так усложнить программу.
-- По характеру ты рисковая и смелая, такой была всегда. Но, как думаешь, почему прорыв произошел сейчас?
–- Блин, я на самом деле не знаю. Мне кажется, со временем я стала просто больше верить в себя. С каждым годом появлялось больше опыта, больше осознания того, что можешь. Сделала аксель, потом два, четверной тулуп начала учить…
Наверное, действительно у меня стало больше веры в себя, стало получаться, появилась стабильность и я поняла: все возможно. Да и Алексей Николаевич (Мишин – прим.) мне постоянно деликатно так внушает, что я в очень хорошей форме и координационной форме. То есть, я смогу это сделать. Для меня очень важно, что тренер верит в меня, видит и говорит: ты сможешь. Это помогает, я начинаю сама в это верить.
-- Но ведь ты столько лет в фигурном катании, откуда неуверенность?
–- Наверное, я человек такой, который сначала просчитывает плохое, а потом, когда приходит хорошее, может порадоваться. Возможно, для меня понятия уверенность и самоуверенность где-то близко, и я не могу никак найти вот эту грань, чтобы не перейти ее и не быть с поднятой головой. Не знаю, мне проще быть немножко приземлённой в жизни, чтобы потом, если все будет хорошо, то это будет круто. Если нет, то плохая ситуация не сильно выбьет меня из колеи.
-- В интервью после финала Гран-при Даниил Глейхенгауз сказал, что Елизавета Туктамышева с такой техникой и круткой прыжков могла бы прыгать все четверные, за исключением разве что риттбергера, просто тогда в этом не было необходимости. Возможно, это в какой-то степени являлось тормозом?
–- Как раз вот это и хотела сказать. Сегодня если хочешь быть в тренде, быть в лидерах фигурного катания, то должен развиваться и идти на четверные прыжки. В какой-то степени с Даниилом нельзя не согласиться, но пока я остановилась на четверном тулупе. Просто начала учить его и стабилизировала в программе.
-- В 2015 году в интервью на чемпионате мира в Шанхае ты сказала, что хочешь выучить четверной тулуп…
–- Да? Я уже не помню. Все время что-то говорю… Да, у меня была одна попытка в детстве, когда просто для развлечения попробовала сделать четверной тулуп. Но процентов 40 не докрутила – упала. Мне было тогда 13 лет, я только аксель начинала прыгать. А сейчас это уже осознанный шаг, можно сказать, взрослого человека, когда я понимала: надо делать четверной. Это, конечно, совсем другие ощущения.
-- Когда ты серьезно начала заниматься четверным тулупом?
–- Прямо серьёзно, ежедневно – после Гран-при в Китае.
-- А чисто выехала?
–- Через 10 дней.
-- Эмоции зашкаливали?
–- Блин, это было так круто! Я уже до этого в голове представляла, каково это прыгнуть четверной, воображала, что уже его сделала. И когда прыгнула, то сначала… это даже не передать словами–мурашки побежали. Думаю: «Господи, это случилось!» Ведь я выучила этот четверной не за год или два–за 10 дней! И где же раньше была эта Лиза? Почему раньше не делала?.. Наверное, поэтому моя карьера такая долгая, что не сразу раскрываюсь–немного тугодум…
То, что четверной получился, стало для меня самой шагом вперед. И я на самом деле безмерно благодарна Алексею Николаевичу, что он спокойно, грамотно все разложил, подсказал правильные вещи. Он – гениальный тренер, видит ошибку, говорит, как исправить, я делаю, и сразу становится легче.
-- Все видели видео, когда на тренировке ты прыгнула четверной. Это было так легко и естественно, как будто выдохнула.
–- Если четверной тулуп натренировать и поймать стабильные ощущения, то при его исполнении сил прикладывается не намного больше, чем когда прыгаешь тройной аксель. Четверной тулуп даже легче в какой-то степени, потому что более «управляемый». Допустим, на аксель не так вылетел и все – провал. А четверной можно немножко подправить, потому что на него заход другой.
Если четверной я «поймала», то на тренировках могу уже стабильно его делать–раз за разом – «поймала» и все. Просто в стрессовой ситуации, когда я впервые пошла на него на чемпионате России, и оставалась одна минута, а я только начала разминать четверной, то поняла – блин, не до конца я как-то все продумала, просто не успела подготовиться.
-- Честно говоря, никто не думал, что ты будешь делать четверной на чемпионате России. Одно дело тренировки, а другое – катать с четверным программу–можно сделать сложный элемент и завалить все остальное.
–- У меня было такое опасение, и когда первые прыжки не пошли, то я сжала всю свою волю в кулак, подумала–не падать больше! Я просто на «рогах», на руках стояла, держала себя, говорила: не делать грубых ошибок, не падать–боролась до конца…
Хотя до самого чемпионата России не знала, с каким контентом поеду, потому что очень сложно было принять решение, слишком мало времени прошло. Получалось, одну тренировку я чувствую четверной, потом не чувствую… Не хватало времени, чтобы накатать программу–с четверным и с тройным акселем. Очень мало, даже критически мало…
И уже в Красноярске решила: пойду ва-банк, терять нечего, пойду и попробую… И пусть не все получилось, как хотела, все равно это хороший опыт. И как раз тот старт, чтобы пробовать.
-- Это было твое решение прыгать четверной на чемпионате России или вы приняли его вместе с Мишиным?
–- Алексей Николаевич тоже очень хотел. Привёл грамотные аргументы, почему мне нужно делать четверной, и я с ним полностью согласилась.
-- Когда окончательно решили: будем делать?
–- Ну, не в самый последний момент. В принципе, я понимала, что делаю четверной уже не просто так на тренировках в Красноярске, более-менее выполняю, но окончательное решение было принято, наверное–да, на утренней тренировке перед произвольной, потому что никогда не знаешь, как поведёт себя твой организм, всё равно должен два варианта рассматривать.
-- После соревнований к тебе подходили судьи, специалисты, говорили что-то?
–- Подошёл Валентин Николаевич Писеев, похвалил, сказал: «Молодец, что пошла на четверной», и мне это было очень приятно. Для меня было важно услышать мнения людей, что все не зря, что это был оправданный риск. Потом я прочла кучу сообщений в социальных сетях со словами поддержки и от всего этого даже испытала шок. Читала и думала: «Офигеть!» Наверное, все эти отклики и не позволили мне грустить ни на секунду. Я была настолько поражена тем, что мне писали, потому что и представить не могла, насколько это важно и серьезно.
После чемпионата, несмотря ни на что, чувствовала удовлетворение, потому что попробовала, решилась. В одном из интервью Алексей Николаевич сказал фразу: «победное поражение», и вот то, что произошло на чемпионате России–было для меня «победным поражением». В Красноярске я одержала свою победу, потому что даже на стрессе с таким контентом, с ошибками, сумела прокатать программу до конца.
-- С каким настроением, настроем ты ехала на этот чемпионат, потому что предыдущий пропустила из-за болезни, хотя прекрасно начала тот сезон?
–- В прошлом сезоне я пропустила несколько стартов, потом во второй половине выступила на международном турнире, финале Кубка России, командном чемпионате мира. Закончила сезон с хорошим настроением и с вдохновением входила в новый, этот сезон. Но на чемпионат России в Красноярск ехала с волнением, потому что сказывался «синдром» чемпионата России.
Да, я прекрасно понимала нынешнюю ситуацию в фигурном катании, знала, что для меня важно просто достойно выступить и занять свое место в сборной. Это была моя цель – показать, что могу, борюсь, развиваюсь, что не просто Лиза Туктамышева, приехавшая в Красноярск, и будь что будет… И всё равно этот «синдром» чемпионата России не отпускал до короткой программы.
-- Почему? Казалось бы, домашний старт, своя публика, родные стены…
–- Чемпионат России всегда самый волнительный старт сезона. Многие, если не все, волнуются больше обычного. Я это вижу и чувствую. По идее многие участники чемпионата России выступали на международных соревнованиях рангом выше – чемпионатах Европы, мира, этапах, финале Гран-при. А на чемпионате России все равно, независимо от этого, волнуются больше. Вот и получается: все волнуются и ты тоже.
-- Как с этим справиться?
–- Когда была моложе, мне было легче. Сейчас вроде и опыта больше, и головой все прекрасно осознаешь, но все равно внутри сидит такая маленькая Лиза и нашептывает: «А, вот, чемпионат России»…
Это очень странное состояние – проиграть самому себе. Много раз именно на чемпионатах России были обидные поражения, ошибки, падения, хотя вроде бы хорошо готов. Ну и потом чемпионат России – не просто соревнования, а залог участия в чемпионатах Европы и мира. И если не отобрался, то сезон для тебя по сути завершен.
«Почему меня взял Алексей Николаевич к себе в группу? Потому что у меня были прыжки. Он видел мой высокий прыжок. Это моя фишка – прыжки»
-- Сейчас многие гадают на кофейной гуще: будут ли юные фигуристки с четверными прыжками исполнять их в будущем? Ты своим примером даешь ответ на этот вопрос, что при желании все возможно.
–- Так и есть. Но всё равно, почему меня взял Алексей Николаевич к себе в группу? Потому что у меня были прыжки. Он видел высокий прыжок, какой был у меня с детства. Это моя фишка – прыжки. И хотя сейчас я – «воплощение зрелого женского фигурного катания», у меня есть способность – прыгать. Мышцы сильные, взрывные и это мне помогает.
Не знаю, насколько мой пример вдохновит других спортсменок, и пойдут ли Марайя Белл или Брэдди Теннелл на такой шаг. Просто они выше, у них другой склад. Мне помогло, что я маленькая. У меня есть формы, я не худенькая девочка, но рост всё равно имеет значение. Думаю, это тоже помогло выучить четверной.
-- На твой взгляд, что способствовало выходу женского катания на новый уровень? Иная система подготовки, новые методики тренировок, то, что с фигуристами работают целые команды специалистов, усовершенствованные модели коньков?
–- Если говорить конкретно обо мне, я просто стала стабильнее в тренировках. Потому что когда усложняешься, то более простые вещи даются легче. Начинаешь разучивать тройные аксели, четверные и не так много ошибаешься на тройных прыжках. Но при этом самое важное – понимаешь, что становишься лучшей версией самой себя, лучше той, кем была год, два года назад…
Если проводить параллель между двумя моими чемпионатами России, то два года назад у меня был заявлен каскад из двух тройных тулупов, тройной лутц и двойной аксель – в короткой программе. В произвольной программе – тот же каскад из тройных тулупов и все тройные прыжки. В этом сезоне я пошла на четверной, делаю три тройных акселя в двух программах, в короткой каскад тройной флип + тройной тулуп, который до этого не исполняла. Если бы два года назад мне сказали об этом, я не поверила. А сейчас так и есть. Конечно, надо всегда верить в себя, в свои силы и возможности, но это не так легко.
Если в целом говорить об усложнении программ, то тут большую роль сыграла конкуренция. Как бы там ни было, но все спортсмены хотят быть лидерами, конкурентоспособными. И если сегодня ты хочешь оставаться конкурентоспособной, то надо прыгать четверные.
Потому что все прекрасно понимают: даже если фигуристка гениально катает программу, но это программа с тройными прыжками, то другая девочка, с двумя четверными, её обойдёт. И получается довольно большой разрыв между тем, кто сделал скачок вперёд–освоил и прыгает четверные, и тем, кто остался с тройными. Если только не рассчитывать на ошибки и падения с четверных. Поэтому все и хотят учить более сложные прыжки, потому что смысл тогда кататься с тройными, если заранее знаешь, что не выиграешь?
-- В мужском одиночном катании четверные прыжки стали нормой, когда, на твой взгляд, подобное произойдет в женском катании?
–- Ну, не в ближайшем будущем, это точно. Потому что, на мой взгляд, Саша Трусова и Аня Щербакова–они вообще уникальные. Мне кажется, спортсменки, которые могут владеть тремя, четырьмя, пятью четверными прыжками и делать их в произвольной программе–это что-то невозможное. По крайней мере, для меня, потому что я знаю, сколько сил тратила сейчас, чтобы собрать в программе четверной тулуп и тройной аксель.
Да, будет развитие. Думаю, спортсменки начнут прыгать четверные. И юные, и те, кто прошёл переходный период, будут их осваивать. Но это будет один, максимум два четверных, потому что это реально сложно. То, что делают Аня и Саша – что-то невероятное, на такое способны единицы. Даже чисто физически. Даже у мужчин немногие на это способны – Нейтан Чен, Юдзуру Ханю. А у нас две девочки.
-- Лиза, в течение сезона вы нередко меняете программы, пробуете новую музыку или возвращаетесь к прошлогодней программе, хотя почти каждый год именно Мишин открывает для фигурного катания имена новых хореографов. Можешь объяснить, зачем вы пробуете разные варианты?
–- Мы меняем программы в течение сезона, потому что Алексей Николаевич (Мишин – прим.) считает, что это нужно для развития. Если он видит, что в программе, которая мне нравится, чего-то не хватает, то ищет варианты. Так было в этом сезоне с короткой, поставленной Ши-Линн Бурн «Drumming Song», когда Алексей Николаевич предложил попробовать другую музыку из «Обливион», чтобы я почувствовала «катючесть», скорость, поняла как в этой программе можно катить.
Мне нравилась программа Ши-Линн, но Алексей Николаевич видел в ней меня немного «дерганую», хотя это стиль такой. Вот он и посоветовал взять «Обливион», чтобы я программу раскатала. И когда я вкатала ее, то попросила вернуться к первоначальному варианту, потому что мне он нравится. Костюм, энергетика, музыка–там всё совпало…
К прошлогодней произвольной мы вернулись, потому что изначально я вообще не хотела ее менять. Если бы весь прошлый сезон программу катала – это одно. Но у меня получилось не так много стартов, чтобы покайфовать. А программа реально классная и кто бы ее ни исполнял, с плохим настроением ее невозможно заканчивать.
В прошлом сезоне у меня были две прекрасные программы, в которых я себя комфортно чувствовала, все были довольны, поэтому мы ничего не трогали. Но когда есть недочёты, то Алексей Николаевич предпочитает убирать их вот таким способом, чем ждать, пока само пройдет. Он не ждет, пока проблема решится, а старается решить ее, поэтому мы никогда не стоим, все время работаем.
-- Алексей Николаевич сказал, что после чемпионата России вы не поедете на соревнования, начнете ставить новые программы. Считаешь, нужно обе менять?
–- Да, хочется поставить и короткую, и произвольную, так как времени у нас много. Да и новая программа – это все равно развитие, поиск нового. Даже если не хочется менять программу, панируешь оставить старую на второй год, новые все равно ставить надо. Думаю, мы поставим даже несколько программ.
-- Ты работала со многими постановщиками, а с кем еще хотела бы попробовать?
–- Мне безумно понравилось работать с Ши-Линн Бурн, она человек творческий. Мне было бы очень интересно попробовать с Лори Николь, потому что нравятся ее постановки. Лори очень чувствует фигуристов, делает запоминающиеся оригинальные программы, удобные для спортсменов.
В этом году она поставила Сатоко Мияхаре «Список Шиндлера». Мне кажется, Лори может раскрыть меня с какой-то новой стороны. А кому не хочется раскрываться в разных образах, ведь все мы многогранны.
Если говорить конкретно, то в планах поставить программу со Стефаном Ламбьелем. Короткую или произвольную – еще не знаю. Но что-то точно будем делать с ним – по крайней мере, в мыслях это есть.
-- После чемпионата России у тебя будет перерыв, чем займешься?
–- Новый год отмечаем с друзьями в Москве, потом шоу в Италии, после сбор нашей группы в Тарту.
-- Ты ведь первая запасная на чемпионате Европы, форму надо держать.
–- Да, это так, но когда ты постоянно катаешься и разучиваешь что-то новое, то даже если не вкатываешь программы, форма не уходит сильно, держишь себя в нормальном состоянии. Так что все будет хорошо…
В планах 9 марта в Питере пройдет шоу «Горячий лед Туктамышевой». Алексей Николаевич с нашей Федерацией фигурного катания Санкт-Петербурга сделал мне такой подарочек.
-- Ты будешь организатором шоу?
–- Хотелось бы попробовать себя в этой роли, но насколько это реально–посмотрим. Точно знаю, буду участвовать во всем, что касается названия, описания шоу, подбора музыки, состава участников… Приглашу наших фигуристов, будет Бетина с Сережей (Попова – Мозгов – прим.), конечно. Сережа сейчас восстанавливается. На иностранцев, наверное, денег не хватит, но и у нас много хороших ребят.
-- Значит, тебе интересен этот проект?
–- На самом деле это круто! Хочу, чтобы все было в моем стиле – ярко, весело, с настроением, современно. Не классическое шоу, где приглашают звезд, именитых спортсменов и все поочередно катают номера, хочется сделать немного по-другому. Мне кажется, может получиться интересно.
-- Удачи, Лиза, и успехов!
Беседовали Ольга ЕРМОЛИНА и Татьяна ФЛАДЕ
Орфография и пунктуация сохранены.
Пишите мнения и впечатления в комментариях, как обычно, мирно и дружелюбно.
Спасибо за внимание!
PS. Читайте и смотрите также:
SHISEIDO: «5 причин почему мы любим АЛИНУ ЗАГИТОВУ и будем поддерживать ее в 2020 году!»
Олимпийская чемпионка Алина Загитова на премьере шоу «Спящая красавица»! Дайджест!
Интервью Олимпийской чемпионки Алины Загитовой о ее участии в шоу «Спящая красавица»!
Олимпийская чемпионка Алина Загитова на этапе серии Гран-при NHK Trophy 2019!
Алина Загитова и Shiseido: путь от золота Олимпиады-2018 до именной коллекции косметики класса люкс!
Олимпийская чемпионка Алина Загитова – лицо новой Студийной коллекции PUMA «Studio Collection»!
Жаль, что в сборной квота, которая не позволяет участвовать в главных стартах всем сильнейшим нашим фигуристкам. Хотелось бы увидеть Лизу именно на соревнованиях, а не только в шоу. И хочется пожелать Лизе здоровья, удачи и упорства. Она настоящая молодец!
Удачи Лизавете на новом поприще создателя шоу.
Фотки классные)
Правда редакторы видимо фотку заглавную поменяли (ну это же спортс))) .
Авторские права там, нападки по сети, обвинения что Лиза с её тренерами всё обезьянничают у этой девочки.
Дежа вю в общем.