«Неясное» судейство. Акция против российских фигуристок?
Даже если вы являетесь человеком далеким от фигурного катания, то, наверняка, за прошедшие дни неоднократно слышали термин “неясное ребро”. Он звучал настолько часто, насколько это возможно. Чаще, чем имена победителей и призеров.
Тема судейства особенно стала актуальной в последнее время. И от этапа к этапу внимание к нему все более пристальное. Причиной тому стал знак “!”, который всё чаще стал фигурировать в итоговых протоколах соревнований. Именно с помощью него судьи отмечают ошибку под названием “неясное ребро” при исполнении двух прыжков – лутца и флипа. Волна негодования достигла размеров цунами, когда её стали отмечать у российских фигуристок, доминирующих последние несколько лет в женском одиночном катании.
Часть болельщиков увидела в этом ужесточение требований к судейскому корпусу и соответственно фигуристам, другая – заговор, направленный на сдерживание подавляющего превосходства наших спортсменок.
Справедливости ради стоит отметить, что судейство штука в целом довольно субъективная. Не только в фигурном катании. Это относится к футболу, баскетболу, теннису.
Так стоит ли рассматривать всё происходящее сейчас с точки зрения теории заговора против российских фигуристок? Или всё это просто следствие несовершенства судейской системы?
В поисках заговора можно легко запутаться. Особенно в фактах. Конспирология субъективна ровно в той же степени, что и судейство. При желании можно видеть то, чего на самом деле нет. А это уже шизофрения.
Странно, что негодование болельщиков в большей степени вызывает не наличие ошибок у наших фигуристок, а отсутствие у иностранных. Как по мне, есть ли они у других – вопрос десятый. Главный – есть ли они у наших девушек? От этого и надо отталкиваться.
На прошедшем China Cup 2019 судьи были довольно требовательны к Анне Щербаковой, зафиксировав во всех исполненных ею лутцах “неясное ребро”, что, впрочем, не помешало ей стать победительницей турнира.
Lz Анны Щербаковой в ПП
Чтобы понять изменился ли судейский вектор и в какую сторону, обратимся к сравнению прошлогодних этапов Гран-При и нынешних:
(для сравнения взяты Skate America 2018 и 2019, Skate Canada 2018 и 2019, GP France 2018 и 2019, а также NHK Trophy 2018 и Cup of China 2019)
2018 год
Лутц (неясное/неверное ребро) – 19 из 103 прыжков (18,44%)
Флип (неясное/неверное ребро) – 22 из 79 прыжков (27,84%)
Недокруты: 90 из 686 прыжков (13,12%)
2019 год
Лутц (неясное/неверное ребро) – 27 из 101 прыжка (26,73%)
Флип (неясное/неверное ребро) – 15 из 96 прыжков (15,6%)
Недокруты: 123 из 705 прыжков (17,44%)
Отсюда видно , что чуть более пристальное внимание стало уделяться исполнению лутца.
Отдельное внимание заслуживает сравнение NHK Trophy 2018 и Cup of China 2019. Дело в том, что техническим контроллером на обоих этапах была Дебора Нойес.
NHK Trophy 2018:
Lz – 11 из 31
F – 0 из 24
< 17 из 180
Cup of China 2019:
Lz – 11 из 26
F – 2 из 26
< 46 из 180
Насколько можно заметить, стилистика её судейства практически не изменилась в отношении “рёбер”.
По ходу Cup of China множество претензий со стороны болельщиков было к исполнению лутца Сатокой Мияхарой. Примечательно, что именно она стала победительницей NHK Trophy 2018, где Дебора Нойес поставила ей два “неясных ребра” на лутце и два недокрута. Стоит ли говорить о предвзятости или непредвзятости к японке? Будь "неясное ребро" у Сатоки, оно бы наверняка нашло отражение в протоколе.
Lz Сатоки Мияхары в КП
К слову, в прошлом сезоне, в котором Анна Щербакова выступала на юниорских соревнованиях, судьи регулярно ставили ей “неясное ребро" при исполнении флипа. В этом году лутца. О чём это говорит? О непоследовательности судей? О предвзятости? Либо о наличии проблемы "гуляющего" ребра?
Взять ситуацию с недокрутами. На Skate America судьи поставили Щербаковой два недокрута на риттбергере и еще один при исполнении сальхова. Все прыжки шли вторыми в каскаде. Так вот, возвращаясь к прошлому сезону. Именно на риттбергере в каскаде 3Lz3Lo Ане отмечали недокрут. В последствии он был заменен на 3Lz3T, который она и исполняла на ЧМ. Возможно ли, что тренерский штаб отметил для себя проблему и решил перестраховаться? А в этом году проблема снова стала актуальной?
Ажиотаж вокруг судейства в отношении наших фигуристок лично мне, почему-то, напоминает ситуацию с допингом в российском спорте. Мы обвиняем всех вокруг, но не ищем проблему в себе. Может следует начать обвинять окружающих в предвзятости лишь будучи уверенными в себе?
Основной способ добиться лояльности судей - не дать повода для обратного.
Тренерский штаб Этери Тутберидзе настолько приучил нас к победам, уверенным и безукоризненным, что мысль об ином попросту не рассматривается. Когда-то то, что казалось уникальным, стало обыденным. И наоборот.