Красивые линии: кому они даны и что за них дают?
Смотришь соревнования фигуристов. Вроде бы все делают примерно одни и те же элементы, но у одного – любо-дорого смотреть, а у другого - то криво, то косо. И думаешь: вот же везет некоторым с природными данными, у них всё эстетично и красиво получается. А так ли это? Давайте разбираться!
Зачем фигуристу красивые линии?
Красивые линии влияют на многие составляющие итоговой оценки.
Согласно Коммюнике ISU 2254 на сезон 2019-2020, можно получить минусы GOE за неэстетичную позицию на приземлении с прыжка или во время выполнения вращения. Отсутствие хореографических движений может понизить общую стоимость хореографической последовательности, а некрасивые позиции тела могут стать основанием для судий выставить от 1 до 3 минусов на исполнение дорожки шагов. Это относится к технической оценке.
Также для учета эстетичности катания есть оценка за компоненты. Красивая осанка и четкость движений - одно из главных требований к компоненту "Представление".
Но что же стоит за этими сухими требованиями?
Чем "красивые" фигуристы отличаются от "некрасивых"?
Пропорции тела в фигурном катании занимают далеко не последнее место. Но на эстетичность влияет другое:
постоянно полусогнутые колени (или, наоборот, деревянные ноги),
деревянные руки,
отсутствие прогиба в пояснице,
сутулось в плечах,
недотянутые носочки (нога-кочерга),
отсутствие выворотности бедер и стоп.
Всё это визуально утяжеляет фигуриста. Страдают ли этим топовые фигуристы? Конечно, они ведь тоже люди! Яркий пример - бронзовый призер ОИ-2018 Хавьер Фернандес. Очень артистичный парень, который, к сожалению, не очень любит тянуть носочки.
Но есть и хорошая новость: все вышеперечисленные дефекты удачно поддаются исправлению. Пример такого преображения - Максим Ковтун.
Появившись на Чемпионате России в минувшем сезоне, Максим удивил всех легким катанием и энергичной презентацией. Но если присмотреться, улучшилась лишь хореографическая составляющая: руки стали более мягкими, а движения более плавными.
Хотя Максима все же нельзя было отнести к образцу красивых линий, хотя бы из-за хронически недотянутых носочков, но даже в этом аспекте фигурист прибавил. Видео до преображения - для сравнения - ниже. Примерно похожий игривый образ, но кривые и малоподвижные руки сразу создают эффект того, что спортсмен не успевает за музыкой:
Поэтому топовые спортсмены часами проводят в хореографическом зале. При должной подготовке можно даже скрыть недостатки пропорций фигуры. Вспомнить хотя бы Сурию Бонали. У знаменитой француженки достаточно мощный корпус и атлетичный тип фигуры (на фоне современных хрупких фигуристок вообще непривычно смотрится). Но помимо взрывных прыжков Сурия отличалась также пластичными движениями: мягкие колени при скольжении, четкие и плавные движения рук. Это придавало ее катанию легкости.
Итак, привычку двигаться красиво можно формировать. Однако красивые линии – вещь такая же непостоянная, как, например, прыжки. Уделил меньше времени хореографии – и всё, нога-кочерга вылезла на всеобщее обозрение.
Едва заметные мелочи, которые решают всё
Сравним Грейси Голд (недавнюю звезду из США) и Брэдди Теннел (нынешнюю надежду Америки).
Фигуристки примерно равны в техническом плане. И катаются в традиционном американском стиле: широко, эпично, в музыку. Даже телосложением во многом похожи: у обеих длинные ноги, но не самые женственные формы. Но Грейси отличается от Теннел красивыми линиями. Смотрим "Жар-птицу" Голд:
И очень похожая хореография (особенно на дорожке, с 1:34), но значительно уступающее исполнение от Теннел:
У Теннел очень напряженные руки, поэтому не получается таких же плавных и летящих движений как у Грейси. Другой аспект - осанка. Королевская подача - то, за что любят Голд. Расправленные свободные плечи, амплитудные движения руками. У Брэдди же наоборот: плечики частенько то заползают на уши, то скромненько сползаются на кучу, особенно когда она наклоняется вперед. А Грейси, наклоняя вперед корпус, держит спину прямой.
В целом катание Теннел очень украсил бы небольшой прогиб в пояснице, тем более, что физически для нее это возможно: у фигуристки неплохая растяжка. Это придало бы движениям больше женственности и подчеркнуло бы нежные образы, которые так любит создавать Брэдди.
Также Теннел не всегда показывает выворотность бедер. А на видео, например, выезд с акселя на 1:02 очень этого хочет. Направить бы носок свободной ноги сильнее в сторону, а не в лед - и появилось бы ощущение полета, которое задумал постановщик.
Из всех этих мелочей и создается общее впечатление от проката, которое побуждает судей поднимать одних фигуристов повыше в турнирной таблице, а других опускать ниже несмотря на одинаковый прыжковый набор.
два примера и несколько строчек текста расстроили. Где пары? Где мальчики, в конце концов? Или им линии не важны? Мало как-то(