6 мин.

Церковь Святой Лидвины

     Дуб — дерево. Роза — цветок. Медведь — животное. Воробей — птица. Россия — наше Отечество. Второе пришествие – неизбежно.

     Для начала от всей души поздравляю всех наших выдающихся женщин и девушек, прославляющих российское фигурное катание и посредством этого прекрасного вида спорта делающих мир чуточку лучше.

     Особые поздравления и слова благодарности  хотелось бы выразить Алине Загитовой. Не только за Олимпиаду, целый ряд её феерических программ или проявленные человеческие качества, сколько просто за то, что она продолжает и дальше радовать нас всем этим богатством (об Алине ещё несколько раз поговорим отдельно, буквально через пару дней).

      А также Этери Тутберидзе, ведь именно благодаря ей мы в режиме реального времени можем наблюдать за эпохальным периодом в истории нашего, да и мирового ФК.  Желаю, чтобы на их пути как можно реже вставали различные завистники и недоброжелатели, а в целом ещё большего количества побед и просто радостных, позитивных моментов в жизни, которые помогут им и дальше цвести, озаряя собой всё окружающее пространство.

     И, конечно же, отдельные поздравления всем читательницам моего блога, и тем девушкам, женщинам кто зашёл конкретно в этот пост. Пусть каждый ваш день будет таким же ярким, как самый лучший прокат вашего любимого фигуриста, а эмоции, которые вы испытали во время него, посещали бы вас как можно чаще в самых различных ситуациях. Спасибо за то, что Вы есть, Счастья и любви Вам!

     Ну, а сегодня кому-то напомню, а кто-то, может быть, узнает впервые об одной сильное женщине, косвенно связанной с фигурным катанием.

    Вообще изначально была идея рассказать о Мэдж Сайерс – первой женщине-фигуристке, так как сегодняшняя история тематически больше подошла бы к Рождеству или какому-то другому религиозному празднику. Но история Мэдж несколько заезжена, даже здесь на спортсе про неё уже рассказывали несколько раз, поэтому сделал выбор в пользу менее “обласканной” вниманием, главной ФК святой. И, к огромному сожалению некоторых, – это не Евгения. В отличие от неё, история Лидвины из Схидама, покровительницы фигуристов, действительно невероятна.

     Заранее предупрежу, что она не совсем праздничная, и, не то чтобы печальная, скорее, местами неприятная. Но когда ещё вспомнить о женщине с твёрдым характером, если не сегодня?

     Лидвина появилась на свет в вербное воскресенье 18-го марта 1380-го года в голландской семье бедного дворянина Питера и простолюдинки Петронеллы, и воспитывалась вместе с восемью братьями. По общему мнению, она была «милой и очаровательной девочкой». Девушке шёл 16-й год в ту суровую зиму, в один из дней которой они с подругами решили покататься на коньках. Катание для неё закончилась трагически, она сильно упала, сломав ребро, и стала лежачей больной в родительском доме.

     После травмы девочка впала в странное состояние, которое привело к тому, что она стала испытывать хроническую головную и зубную боль, проблемы с ходьбой и гиперчувствительность к свету. Спустя 3 года, у неё отказали обе ноги, и в итоге она стала практически полностью парализована - Лидвина могла шевелить лишь левой рукой. Параллельно со всеми этими процессами у неё началась гангрена, появились язвы по всему телу, а плоть стала гнить и…отваливаться кусками. Её кровь периодически спонтанно выливалась, то изо рта, то из носа или ушей. Появились пролежни, потому что она лежала долгое время в одном положении. Несмотря на краткие периоды улучшения состояния, девушка так никогда и не оправилась от своего недуга, напротив, год от года всё сильнее уступая болезни.

     Некоторые врачи совместно с историками выдвинули гипотезу, что рассказы об её заболевании, возможно, на самом деле являлись одним из первых случаев рассеянного склероза. Он не имеет ничего общего с рассеянностью и старческим склерозом, в общих словах – это мышечная слабость и проблемы с координацией, а “рассеянный” потому, что очаги разбросаны по нервной системе. Об этом говорят сами симптомы, возраст начала (поражает в основном молодых людей от 15 до 40 лет), продолжительность и течение заболевания, о котором в 14-15-м веках, конечно же, ещё никто не знал. Истинно верующих такая интерпретация событий само собой не устроила.

     Лидвина считала свои страдания подарком от Бога, большую часть времени тратя на молитвы, медитации и приношение своей боли в дар Всевышнему. Искренне духовная, она развила преданность Евхаристии, её посещали святые и периодически являлись видения, в которых были показаны «Небеса и Чистилище». По воспоминаниям очевидцев, она и сама являла собой чудо.

     После происшествия на льду девушка стала поститься и стала известна как целительница страждущих людей и впоследствии как святая женщина, хотя многие считали её «находящейся под влиянием злого духа» из-за ухудшающегося здоровья.  Её родной город Схидам выпустил документ, подтверждающий реальность данного поста. Она съедала только маленький кусочек яблока, часть финика, выпивала разбавленное вино, а затем речную воду, которая была загрязнена солью от приливов. В этом документе, созданном городскими чиновниками, который существует до сих пор, также подтверждается тот факт, что она лишилась кожи, костей и части своего кишечника. Всё это “богатство” источало чудесный сладкий запах, и родители девочки хранили его в вазе как символ чуда. Так продолжалось до тех пор, пока Лидвина не заставила мать захоронить остатки плоти, так как они привлекали большое внимание людей. Она потеряла зрение за семь лет до смерти, но продолжала поститься и сообщать о видениях до самой кончины в возрасте пятидесяти трех лет.

     О своих страданиях в конце своей жизни Лидвина якобы сказала: что если бы ей предложили заново прожить жизнь, но уже здоровой, то она бы этого не хотела. Посмертно могила женщины стала местом паломничества. В 1434-м году около неё была построена часовня, а в 1615-м году её мощи перевезли в бельгийский Брюссель, но в 1871-м всё-таки возвратили на родину в Схидам.

     Существует несколько агиографических (церковных) описаний ее жизни.

     Известный немецкий проповедник и поэт-монах Иоанн Бругман в 1433-м году написал книгу «Жизнь святой Лидвины», она была анонимно перепечатана в Левене в 1448-м году, и затем была использована другим известным католическим монахом-писателем Томасом Кемписом в Кельне в его “Vita Lidewigis” и привела к возрастанию её почитания. Спустя 4 века, в 1859-м году в одном из районов Схидама была открыта церковь Богоматери, а в 1931-м её переименовали, назвав церковью Лидвины (Lidwinakerk). Сама же женщина была канонизирована и стала святой в 1890-м году при содействии папы Римско-католической церкви Льва XIII. Впоследствии она даже была представлена на иконографии, получающая ветвь роз и цветущий жезл от ангела.

     В 1969-м году церковь была закрыта: статуи и мощи святой перенесли в городской дом отдыха. Только после сноса часовни в 1987-м году все предметы религиозного культа были вывезены в Сингелкерк, известную ныне как церковь святой Лидвины и Богоматери Розарии. 18 июня 1990-го года папа Иоанн Павел II возвел эту церковь в статус малой базилики, в настоящее время она широко известна как базилика Лидвины. Именем женщины также наделяются многие учреждение в Схидаме, а Ансамбль фонда  “Intorno” раз в два года ставит музыкальную театральную постановку в одной из церквей о городской святой. Отдают дань памяти ей и в других голландских городах, например в Бесте есть современная (1960-е годы) церковь, носящая ее имя “Lidwina Parochie Best”.

     С момента своей канонизации Лидвина официально почитается как покровительница фигуристов и хронически больных. Её "день" отмечается 18 марта, 14 апреля или 14 июня в зависимости от региона и традиций района.

     Один из посылов этой истории применительно к фигурному катанию заключается в том, что при любом падении на лёд, ты не имеешь права раскисать и всё бросать. Если даже 15-ти летняя девочка нашла в себе силы и не сдавалась целых 37 лет, то, что мешает тебе подняться со льда и попробовать снова?