5 мин.

Евгения Медведева. Навыки лицемерия

В видеороликах фигуристки Евгении Медведевой с тренировок, особенно с моментов разучивания программ, поражает, насколько она быстро входит в те или иные роли без помощи платья и макияжа. Причем не кроит специально какую-то мину, когда зрителя вернет от гротеска, а под оболочкой лица и тела Медведевой – словно бы появляется другой человек.

Евгения таким образом примеряет на себя разные лица. В шутку говоря – лицемерит. А правильней, лицедействует. Несколько обидно, что в быстроте мельтешения соревновательных программ не все и не всегда это видят. Дальние камеры не схватывают, или не полностью отображают, всю гамму выражения лица фигуристки. Но это видят судьи при пересмотрах. А также может наблюдать зритель в замедленных повторах, при укрупнениях, или на фото, сделанных профессионалами и выложенных в Сеть.

Для чего Медведевой это надо, если все равно больше половины нюансов хореографии зритель не замечает? Думаю, для правдивого вживания в образ. Она не умеет, вернее сказать, по-другому. Но вживаясь правдиво – она и передает ту свою знаменитую энергетику, именуемую загадочным словом «харизма».

Про людей тонкой нервной организации говорят – человек без кожи. И эти люди не всегда вырастают в творческие личности; тонко чувствуя, они всю жизнь страдают в грубом, полуживотном, дарвиновском мире. Но если человеку удается сублимировать эти способности и ощущения в творческое русло, то появляются большие художники. Медведева из их числа.

Преображаясь внутренне, она передает телом, мимикой и движением в пространстве под музыку это изменение столь выразительно, что сразу понимаешь: фигуристка не просто махает руками-ногами, а в данный момент является именно той сущностью, которую исполняет на льду. Входит в образ. А образ входит в нее.

Это очень хорошо заметно на больших соревнованиях, как Медведева заглубляется в творческий транс. (Перед нами как бы появляется другой человек.) И как она потом не сразу выходит из него. Поэтому, кстати, очень важно для фигуристки не делать в ходе программы ошибок – они вытаскивают из бессознательного творческого транса, заставляют подключать ум, а затем довольно сложно опять войти в шкуру изображаемого героя.

(олимпиада, КП, вход в образ)

 

(олимпиада, КП, выход из образа)

Но транс имеет и обратную связь с техникой проката – он помогает в свою очередь избежать ошибок. Думаю, именно поэтому Медведева не сделала помарок на своих семи прокатах чемпионатов мира и олимпиады. Погружение отключает рассудок, который может вселить неуверенность в движения и нюансы хореографии. Два миллиметра лезвия конька в сторону – и ты запнулся или упал. Задумался – и показал фальшивый жест, выражение лица.

Однако транс во всей глубине возможен лишь при доскональной отработке элементов, обкатке и вкатке программы. В этом сезоне, по причине перестройки техники и всего ума, так сказать, Медведевой не всегда удается в процессе прокатов этот ум отключить. Поэтому происходят и сбои, и срывы. Нет должной глубины трансового погружения.

На Контрольных прокатах в Москве Евгения сама говорила, что с какого-то момента забыла произвольную программу. Видимо, ее выбило падение с прыжка.

Фигурное катание складывается из двух составляющих, спортивной и артистической. Именно гармония в них сделала Медведеву большой фигуристкой.

В этом сезоне она по-прежнему быстро разучивает хореографию, входит в разные образы, даже не имея опыта личного проживания подобных эмоций в жизни. А вот вторая составляющая, техника – по причине травмы и смены школы с одной на другую – не давала ощущать себя на льду в полноте привычной уверенности.

Поэтому ум, рассудок обязаны контролировать каждый нюанс. Это не дает уйти в творческий транс с головой, а без глубины погружения Медведева не может во всей художественной силе исполнить хореографию.

А вот на ледовых шоу, где упрошены были технические элементы, поставлен минимум сложных прыжков, Евгения уходила в образы мощно. То же и в ее показательном номере сезона – на него была хорошая критика, а отличие от почти всех ее соревновательных прокатов, за исключением произвольной на этапе Гран-при в Канаде, пожалуй.

Полагаю, что очень скоро мы увидим прежнюю гармоничную Евгению Медведеву, которой техника и новая школа Орсера не будут мешать, а, напротив, только способствовать углубляться в артистический творческий транс.