Евгения Медведева как новое слово
Медведева говорила в апрельском интервью 2016 года, что чемпионат Европы в Братиславе, год назад, проходил в нервной обстановке. А вот мировой чемпионат в Бостоне, который за океаном, получился, наоборот, приятным для нее, потому что публика была доброжелательна. Вот тебе и американцы, которыми пугают русских. Ну а словаки и чехи – ведь еще не забыли вторжение СССР в Чехословакию 1968 года, фактическое ее изнасилование. Видимо, и поэтому в том числе обстановка в Братиславе показалась Евгении нервной, хоть она и безоговорочно победила.
О чешской Остраве, где проходил следующий европейский чемпионат, я не слышал высказываний от Медведевой. Возможно, тамошняя обстановка ей нервной, недоброжелательной не увиделась. Ведь многое зависит от нашего субъективного восприятия. Год назад все было впервые для Евгении, она могла выиграть взрослый Чемпионат Европы, только подумайте! Это в 16 лет. Отсюда естественное волнение.
И вот через год она уже приехала впервые защищать один из главных титулов жизни – чемпионки Европы. И хоть потренировалась Медведева полтора месяца назад на защите титула, выиграв финал Гран-при, защита европейского и мирового чемпионства особенная. Хотя бы потому, что здесь довлеет статистика: фигуристы, особенно одиночники, очень редко способны выиграть два года подряд. Что здесь главенствует – психология спортсмена или психология судейства, – трудно определить. Эти две составляющие равнозначно важны: потратившись год назад эмоционально, физически, ты не так силен, и уже не столь мотивирован, подсознательно давая себе поблажку. Ведь конкуренция велика, выиграть все хотят.
Ну и то же – психология судей: опять мы упираемся в пресловутую ротацию чемпионов с целью развития фигурного катания, а также вследствие закулисной борьбы группировок и национальных федераций, оказывающих давление на судей. Ведь это только в идеале к нам прилетают судить с Марса некие не зависимые ни от чего персоналии. На самом же деле мы цепко переплетены разными связями и условностями, жители планеты Земля. И Медведева, с тотальным своим превосходством над всеми, как ни крути, многим начинала мешать.
Короткая программа у женщин проходила при пустых трибунах, можно сказать. Не более, чем на треть, была заполнена ледовая арена в Остраве. Это особенности расписания чемпионатов мира и Европы, когда короткая проводится всегда утром, потому что вечером обычно финал – произвольная в другом виде. И потому что обслуживающему персоналу надо не только привести каток, оборудование в порядок, но еще и успеть до вечера отдохнуть.
А утром, в будние дни, люди в добропорядочных странах обычно работают. Оттого и трибуны пустуют. Этого не бывает только на олимпийских играх, где всегда аншлаг, так как зрители в большинстве – туристы из других стран. Это, кстати, одна из причин, почему именно в фигурном катании олимпийские игры возводятся в культ, победа на них есть непререкаемая вершина. А если учесть, что это спорт не массового зрителя и только на олимпиадах широкий круг россиян видит национальных звезд вроде Медведевой, то и вдвойне понятна жажда там победить. Или, во всяком случае, ярко выглядеть.
Ведь спортсмен, а фигурист в особенности, является по природе еще и артистом, жаждущим себя показывать и желающим громких оваций. Интровертов в спорте очень мало, практически нет. Они сидят дома за письменным столом и проявляют себя на ином поле деятельности.
Медвеедва, несомненно, любит овации, потому что подзаряжается от возгласов зрителей и от восторженных отзывов о себе. Это не хорошо и не плохо – это жизненная реальность. Ведь только сумасшедший актер станет ловить драйв от пустых кресел зрительного зала.
И вот именно на короткой программе Евгения Медведева почти всегда, с юниорских соревнований, выступает при пустых и полупустых трибунах. Несколько большая их заполняемость в России, Японии, США и Канаде. Меньшая – во всех других странах, где проводятся турниры международного уровня.
Короткая программа в Остраве ознаменовалась тем, что примерно на 45-й минуте трансляции телеканала «Матч-ТВ-Арена» на лед вышла Каролина Костнер, легенда фигурного катания. В возрасте тридцати лет, отбыв дисквалификацию в полтора года по строгим итальянским антидопинговым законам. Сама она допинг, как стало понятно, не принимала, но знала, что его принимает ее возлюбленный, тоже спортсмен. И не донесла. По-русски – не настучала на любимого. Вот и судите сами о вине Костнер, уникальной спортсменки, которую единственную в паре с Медведевой можно назвать – «не от мира сего». В мужском катании такие двое тоже есть, и думаю, что это Патрик Чан и Юдзуру Ханю, весьма необычные, влюбленные по уши в свое дело люди.
Татьяна Тарасова за режиссерским пультом, в паре с неизменным Александром Гришиным, не могла удержать эмоций к любимой фигуристке, с которой знакома лично. Лично она знакома и с тренером Костнер на тот момент, Алексеем Мишиным, многолетним наставником Евгения Плющенко.
Тарасова в порыве чувств воскликнула, что «со всего мира» съехались смотреть на возвращение Каролины и что, после окончания ее короткой программы, «все зрители» встали со своих мест. На самом же деле – я нарочно всмотрелся в ролик – встало и аплодировало не более пятой части людей. Но выражения типа «все встали» или «все видели» имеют условный характер и не говорят о том, что Тарасова подсчитала зрительский зал. Ну, если бы сказали: «вся деревня видела, как он пьяный в луже валялся» – совсем ведь не означает, что все двести дворов сбежались смотреть на пьяницу. Видело его, может, человек десять, а потом растрезвонили остальным.
Здесь еще пришла мысль: чехи и словаки плохо относятся к немцам по понятным причинам, а Каролина Костнер, пусть и итальянка, но с северной, альпийской, говорящей по-немецки части своей страны. И хоть фигурное катание, наверное, самый интернациональный и космополитический спорт – нельзя исключать обиду и боль конкретных наций на немцев и русских. Ну не заходился весь стадион овациями по поводу проката Каролины. И вообще публика в Европе, кроме российской и итальянской, довольно холодная.
Обратим внимание, что к возвращению в большой спорт Костнер готовил специалист другой страны, национальности – русский Алексей Мишин. И фигуристка на это время переселилась в Санкт-Петербург, на его базу. Интересно было бы почитать итальянскую прессу по этому поводу, назвали там ее «предательницей» или нет, как через год это сделают россияне с Медведевой, нацелившейся за океан к Брайену Орсеру? Итальянским языком не владею, но, ей-богу, не слышал о ругани в сторону Каролины от ее соотечественников. Иначе бы Тарасова нам рассказала.
Чемпионат Европы в чешской Остраве мне показался заметно ниже уровнем недавнего чемпионата России в Челябинске. Что и не удивительно, Россия, единственная здесь «зимняя» страна, это наша национальная гордость, коньки. И конкурировать с россиянами издавна могли в основном канадцы, плюс американцы, поскольку канадская школа коньков пошла далеко на юг своего континента. Впоследствии добавились конкурировать и японцы, взахлеб полюбившие фигурное катание. И не в последнюю очередь этому способствовала Татьяна Тарасова, подготовившая им не одну звезду мирового масштаба. Распадаясь, Советский Союз выталкивал из себя тренеров на заработки в мир. Капиталисты щедро платили русским тренерам, а те поднимали мировой уровень своего любимого спорта. Взаимная выгода.
Для меня яркими показались на этом чемпионате только два человека, россиянки. Конечно, это Медведева. И еще Анна Погорилая. Мария Сотскова выступала довольно робко и с ошибками. Не в пример Медведевой, которая год назад по-хозяйски расправлялась с соперницами на всех континентах, придя, как и Маша, из юниорок.
Очередной раз поразило катание Евгении. Уж очень она ото всех отличалась. Даже на исходную точку короткой программы выехала она с каким-то торжественным, радостным лицом. Точно не соревноваться прибыла, даже не показывать людям спектакль, а с высокой миссией словно, для неба как будто она танцевала. Опять это радостное и отважное лицо при заходах на трудные прыжки и каскады. Сложнейшие, изощренные выезды из них. Непрерывное лицедейство, сосредоточенность на драматургии момента. И борьба уже только с собою, с собственными рекордами. И опять я внимательно наблюдал за Евгенией после выставления ей оценок умопомрачительных, на пьедестале потом – вовсе нет в ней заносчивости, ощущения себя на три головы сильнее других. Это первый признак мастера, который ежедневно дает отчет только Господу, наделившему его талантом.
Послушаем, впрочем, Татьяну Тарасову: «Потрясающе, абсолютно она катается. И зал сразу встает… Зал чувствует и сразу встает. Никому не нужно говорить, что это самый лучший прокат. Потому что вообще она делает все абсолютно. Она каждый раз улучшается. Я не видела еще такого человека, как она, который делает… во-первых, она абсолютно без знаков усталости, я не вижу ни как она готовится… я только вижу, что все заходы на прыжки и все выходы с прыжков у нее сделаны очень сложно… Обожаю эти «классики», обожаю, как она из детского возраста переходит в девичество… Вот этот с рукой… и на выходу, на выходе подняла тулуп… и на выходе сделала «крюк», «выкрюк», «твизл». В этом ее колоссальное преимущество. Риттбергер просто выдающейся высоты, посмотрите, просто можно в учебниках учить… Вот если она сидит в «волчке», то у нее действительно эта складка… Все прыжки во второй половине, это выносливость ей позволяет пользоваться правилами и расширять их, и двигать эти правила вперед. Не просто им следовать и идти по ним, а именно расширять их, увеличивать. Потому что эта девочка вместе с Этери открывают сейчас новые страницы для других».
Некоторые комментарии к ролику этой короткой программы в Ютубе:
[Татьяна Кузьмичева}:
«Она не соревновалась, она просто ЖИЛА на льду! Такое ощущение, что она Человек-Лёд по аналогии с Человеком-Амфибией, это её стихия, это её Жизнь! Браво, Женечка, браво, девочка, спасибо тебе за это высокое искусство!»
[Nimar]:
«Таких артистичных, как она, еще не было никогда, и, может, и не будет!!»
[Маруся]
«Такая музыка не подходит, нужна более яркая ,как она сама».
Здесь мы опять слышим абсолютизацию катания Медведевой из уст Татьяны Тарасовой, которую в незнании предмета заподозрить нельзя. А также в предвзятости, ведь она не личный тренер и не родственник Медведевой. Мало того, она ранее консультировала Елену Родионову в ЦСКА, симпатизирует ей постоянно, прямой сопернице Медведевой. А в том числе и Медведева помешала Родионовой попасть в сборную на этот чемпионат.
Следовательно, Тарасова воодушевлена и поражена именно талантом фигуристки. Нельзя также сказать, что она болеет исключительно за русских, умаляя достоинства иностранных спортсменов. О ее повышенной симпатии к Осмонд, очень опасной сопернице россиянок, я уже говорил. Восторгается Тарасова и Юдзуру Ханю, и Аленой Савченко. Да и тем же Евгением Плющенко, который – хоть и русский, – но был некогда ее непосредственным соперником, когда тренировала Алексея Ягудина.
Надо отдать должное не молодому уже тренеру и специалисту: ведь Татьяна Тарасова лет пятьдесят работает с другим, можно сказать, фигурным катанием, где все в основном выражалось танцем, движением тела и музыкой. У нее сложившиеся в голове стереотипы. Изначально ни от фигуристов, ни от артистов балета и прочих танцевальных специальностей не требуется особого лицедейства. Это больше прерогатива театральных и, особенно, киноактеров, лица которых берутся крупно. Вот там гамму эмоций и проявляют.
Всю жизнь проработав, таким образом, с танцами и прыжками под музыку, Тарасова усмотрела все же в Медведевой необычность («Я таких фигуристов за всю свою жизнь не видела!»). Чутье подсказало. А разум постоянно уводил Тарасову в репортажах на выезды, «крюки» и «выкрюки» Медведевой, на твизлы, вращения – на все то, что многие давно и очень хорошо делают. Но говорила при этом Тарасова, что Медведева делает это не просто хорошо, а абсолютно, не устает в ходе программы, у нее не видно подготовки к прыжкам, они естественно вытекают из драматургической канвы.
То есть исполняет фигуристка все то же, что и другие, но гораздо, намного лучше. Берем прежде всего женское катание, потому что невозможно сравнивать женщин с мужчинами, которые объективно более прыгучи и выносливы. Но и более грубы, менее изящны, а фигурное катание – именно изящное искусство. Это как сравнивать бананы и ветчину. Разные категории.
Прыгучесть и выносливость не главное именно в фигурном катании, мы идем смотреть его не из-за этого. Потому как и гимнасты, и акробаты, и прыгуны с трамплина делают все то же более амплитудно, сложно и качественно. А нас привлекает сочетание спортивного и театрального, да еще в неестественных, казалось бы, для человека условиях скоростного движения на льду, на коньках.
Ну, в жизни передвигаются ногами. И даже прыгают без коньков через лужи. И даже плавают без коньков. А здесь как бы добавляется трудность, сверхзадача – встать на сложные приспособления и научиться держаться на скользком люду увереннее, чем в жизни. И выглядеть даже лучше, легче, естественнее, чем в жизни. Соединить динамику движения с музыкой, музыку – с воплощенными образами. И вот на этой точке воплощенных образов, по моему мнению, и застыло фигурное катание на десятилетия. Пока не появилась Медведева.
А сделала она ровно то, что показала, как можно работать лицом, воздействовать им, когда телекамеры и зритель на арене довольно далеко от фигуриста. К сверхзадаче фигурного катания, таким образом, она добавила еще и мегазадачу – полноценно играть мимикой и глазами, усиливая этим эмоциональное восприятие зрителя и от музыки, от жестов, от всего тела. Причем показала она, как можно играть лицом без особой гиперболы, а телом – без явной театральщины.
Подобная игра настолько тонкая, что на полшага в сторону – и фигурист сразу может свалиться в недопонимание его зрителем или, наоборот, в явный гротеск, перебор, плюсование, от которого обхохочешься. Вторая сторона – обычная для фигуристов и артистов балета: гипербола, усиление эмоций на лице до гримасы, работа рук, ног, корпуса слишком амплитудная, призванная нарочито обращать на нее внимание смотрящего. А Медведева всего этого избежала, скользя по тонкой-тонкой грани, совершая работу на порядок более сложную, чем любой выдающийся киноактер. Ведь в кино много планов, ракурсов, много дублей, между ними передышка. Затем идет монтаж. То есть что-то из тебя да выжмет за месяцы целая режиссерская группа.
У Медведевой ничего этого нет, она на льду одна против всего мира, под цепким прицелом телекамер. А надо еще за 3—4 минуты все технические элементы исполнить, за которыми придирчиво следят судьи. Надо умудриться вплести в спорт драматургию, спектакль, историю, часто целую повесть, если не роман, как в олимпийской «Анне Карениной». Получается, при самых ограниченных степенях свободы и времени для самовыражения – фигуристка воздействует на публику сильнее, чем актер за два часа спектакля. Причем актер, стоящий на своих двоих на земной тверди, а не на льду на коньках.
Поэтому и Тарасова, гениальный тренер, а значит, человек с повышенной интуицией, – сразу, в первый же сезон по взрослым, говорила о Медведевой на этапе Гран-при в Москве так: «Она, конечно, явление…» Но очертить для себя и объяснить зрителю корень этого «явления» не могла. Именно из-за того, что она тренер, в основном, а не хореограф. И следит, прежде всего, за элементами, четкостью их исполнения, за попаданием тела спортсмена в музыку, в ее скорость и ритм, в ее мажорное или минорное настроение. За лицом она не привыкла следить столь пристально, как режиссер наблюдает за лицами своих актеров в театре. Потому что лицо актера, как и его голос, есть основной инструмент работы.
В фигурном катании на лицо сильного внимания не обращают хореографы, а уж тем более тренеры. Потому что это не основной инструмент. Основное у танцора и фигуриста – тело. В репортажах своих, за комментаторским пультом, Тарасова гораздо чаще упоминает важность работы рук спортсменов. Для нее это самое главное.
А на лицо она говорит, например, «приклеенная улыбка», то есть навешанная сообразно с настроением конкретного танца маска. Или торжественная, или задумчивая, или трагическая. Помните, как в старом театре: трагик, клоун, грустный клоун, комедиант и проч. Стандартный набор. И выйти из этого набора человеческих настроений и страстей в фигурном катании очень сложно, мало времени дается и лицо далеко от зрителей.
С масками, или развеселыми, или же важными, или же чем-то потрясенными, но практически не меняющимися в ходе программ, – катаются и катались буквально все фигуристы: что Миахара, что Ханю, что Плющенко и Слуцкая, что Асада и Ким. Кроме уже упоминаемой мной Бестемьяновой в паре с Букиным. Вот у нее лицо, можно сказать, было основным инструментом. Но, во-первых, в танцах на льду не совершают прыжки и сложные вращения. А во-вторых, у Бестемьяновой в выражении лица, меняющегося в ходе программы, был явный гротеск, перебор с эмоциями по законам немого кино.
А Медведева, которая и катит на больших скоростях, чем в танцах на льду, и которую не страхует партнер, и которая совершает сложнейшие прыжки и вращения, – делает игру лицом и жестами естественной. Почти как в жизни, без плюсования. Вот отличие, еще раз это оговорим, поскольку важный момент.
Думаю, что если бы в комментаторской кабине вместе с Тарасовой и Гришиным сидел Илья Авербух, выдающийся хореограф, постановщик многих номеров Медведевой, – то он бы скорее объяснил ее «уникальность и неповторимость», которая многих зрителей стала уже раздражать из уст того же Гришина. И раздражать от непонимания. Ведь все же прыгают и вращаются. Причем некоторые имеют даже более сложный набор прыжков, чем Медведева, и даже иногда не падают в ходе программ по три раза.
Но в редких интервью занятого ледовыми шоу Авербуха мы слышим о его подопечной опять же совершенно обычное: «Женя пахарь…» – то есть можно подумать, что любой, вкалывающий на льду с утра о вечера, может иметь беспроигрышную серию в два года.
Сущность же главную, лицо фигуристки, не называли и ее тренеры в документальном фильме для японского телевидения. И в других фильмах о ней. Наоборот, теребили тему о страшной трудоспособности Медведевой, якобы благодаря которой она и может тянуться за некими воображаемыми талантами в прыжках, которые им, этим талантам, даются легко. А вот Медведевой – тяжело, тысячными и десятитысячными повторениями.
Или же тема упорства характера Медведевой, достойная сама по себе, подавалась Тутберидзе в документальном фильме канала «Матч-ТВ» 2016 года как некий гротеск, уводящий от истины. Вот много падала, каталась хуже всех остальных будущая чемпионка, и за это Тутберидзе брала ее за шиворот, валила на лед и таскала, не давая подняться. Этим развивала, мол, спортивную злость. А о самом главном, передаче лицом и натуральными жестами сути, души программы – в том фильме почти ни слова, очень мало намекнули о теме глухоты человека, воплощенной в первой произвольной программе Медведевой. Беспрерывно показывали прыжки, как будто цель человека на земле – прыгать выше леопарда, бежать быстрее страуса, или ежедневно, непонятно ради чего, преодолевать себя прыжками через препятствия. Нет, человек не биологический робот, а создан по образу и подобию Божиему, именно это демонстрирует многие десятилетия фигурное катание, учит зрителя любить гармонию, красоту.
"Я не умею кататься и прыгать отдельно от того ритма, который слышу. У нас все-таки приближенный к искусству вид спорта.
Как, например, люди приходят на балет? Они же не приходят посмотреть — «вот какая классная связка, надо будет попробовать так сделать». Они оценивают композицию в целом: красивая хореография под красивую музыку. В фигурном катании надо стремиться к такому же производимому впечатлению." - из интервью М.Коляды в ссылке https://matchtv.ru/figure-skating/matchtvnews_NI952588_Iz_Pkhenchkhana_ja_prijehal_drugim_chelovekom_Bolshoje_intervju_Match_TV_s_Mihailom_Koladoj на соседней ветке.