8 мин.

Музыкальные желания

Всем привет! Пришла мне мысль завести блог о том, что касается музыки в фигурном катании. В основном думаю тут размещать информацию о программах и фигуристах, музыкальное сопровождение которых показалось мне интересным. Ну и порой общие рассуждения на музыкальные темы)

Первый свой выпуск я хотела посвятить американскому фигуристу Джимми Ма, и его коротким программам этого и предыдущего сезонов, но решила оставить это на потом и начать как раз-таки с некоего поста-рассуждения)

Предлагаю вам порассуждать на тему того, под какую музыку (конкретную или музыкальный жанр) вы бы хотели, чтобы выступали (или выступили) какие-то конкретные (или не конкретные) фигуристы? А также почему большинство фигуристов достаточно ограничены в своем выборе?

 Пока ситуация такова, что какую-то необычную, оригинальную, нехарактерную для ФК музыку фигуристы в большинстве своем используют на показательных выступлениях. Количество тех, кто все-таки рискует, очень мало. Хотя, не буду спорить, в последнее время таких спортсменов стало больше, особенно после разрешения использования музыки со словами. Пример – тот же Джимми Ма, который обратил на себя внимание именно тем, что взял совершенно «не катательную» музыку для своих программ. Если бы он еще научился стабильно прыгать… Тем не менее, по-моему, это нестандартное сопровождение он выразил достаточно хорошо.

Елизавета Туктамышева взяла для своего показательного номера песню Бритни Спирс «Toxic». Тем не менее, понятно, что для соревновательной программы она песню такого рода брать не будет) Вопрос – почему? Ведь необязательно же брать целиком песню, как в показательном, а можно взять например ее кусок, как у того же Джимми в КП этого сезона, где часть «Mi Gente» начинается только с середины программы.

В большинстве своем фигуристы берут проверенную годами классику (даже если они ее совсем не тянут) и то, что я называю «песня из сборника «Унылые мелодии». Вопрос в том, почему? Ведь музыкальный мир что прошлого, что настоящего столь обширен и разнообразен, что абсолютно каждый фигурист на этой планете может брать разные мелодии каждый год для КП и ПП, и при этом ни разу не повториться с кем-то другим. Но явление, когда в течение одной разминки показывается больше одной программы под одну и ту же музыку, до сих пор живет. И это при том, что с определенного времени стало разрешено использовать сопровождение со словами. Где-то прочитала мнение, что судьи не будут хорошо оценивать что-то неклассическое для фигурного катания. Правда это или нет? Мне почему-то кажется, что если условный Ханю возьмет что-то необычное, то на его оценки это не повлияет (при условии чистоты исполнения, конечно). В то время как даже если кто-то из третьего эшелона, для которого счастье – попасть в ПП на ЧМ, будет катать под классику, то его оценки от этого существенно не изменятся. Ведь главное тут все-таки уровень катания. А если он так и останется низким, то никакая музыка не поможет. Возможно, если есть примеры обратного, буду очень рада, если мне об этом напишут в комментариях.

Я считаю плюсом оригинального музыкального сопровождения то, что если удастся презентовать эту музыку хорошо, с настроением, а если еще и чисто, то тогда твое выступление в какой-то степени может стать эталоном для других, как можно кататься под музыку такого рода. Такое выступление будет действительно полностью индивидуальным. Ну и тебя все равно запомнят и отметят зрители. В то время как когда в очередной раз берут ну очень известную музыку (типа Кармен, Призрак Оперы, Либертанго и т. д. (если что, не надо считать это пинком в сторону некоторых фигуристов, это просто примеры), с целью презентовать ее по-другому, «по-своему», то в 95% случаев ничего не получается, постановка не запоминается, а сравнения всегда в пользу кого-то, кто когда-то запомнился этой программой, и запомнился хорошо. Разве кто-то может вспомнить какие-то запоминающиеся моменты из Кармен Аниты Остлунд прошлого сезона? Вообще я считаю, что чтобы браться за такую многократно проверенную временем классику, нужно обладать определенным классом. Иначе уже на стадии подготовки будет понятно, что ничего из этого не выйдет.

По поводу медленной и лиричной музыки. Мне кажется, что ее берут большинство (но не все) потому, что могут выдержать и вытянуть только данный темп музыки. При таком сопровождении не нужно наращивать скорость, двигаться с удвоенной энергией и вообще как-то активничать вне элементов. Достаточно мало фигуристов, которые могут катать под быструю и энергичную музыку. Да, это не каждому дано – это отнимает много сил. Но меня не отпускает мысль, что есть нераскрытые таланты в данном жанре, которые не проявляются, потому что считают, что лучше не стоит экспериментировать, потому что это может помешать чистоте проката/впечатлению на судей/мыслительному процессу и т. д. Но вдруг такая музыка только поможет всему этому, так как даст фигуристу дополнительную внутреннюю энергию?! Особенно если эта музыка нравится самому спортсмену. Это также может привлечь новых поклонников. Спортивная жизнь всего одна, и почему бы не стараться охватить ее с самых разных граней. Хотя у всех, конечно, разные цели в спорте.

Да, бывали и такие случаи, когда фигурист берет быструю мелодию и не вытягивает ее. Да, смотрится это не очень. Но сам факт попытки, по-моему, уважителен. Хотя все-таки надо себя адекватно оценивать. Но для этого существуют и другие глаза, которые видят программу фигуриста до представления ее на официальных стартах.

Тем не менее, не каждому дано действительно красиво и интересно презентовать и плавную лирику.

Теперь хочу поговорить о музыкальных «хотелках». Начну со своих)

1) Хотелось бы больше программ под рок-музыку. Радует, что в последнее время их становится больше – к примеру, у Михала Бржезины, у Иветт Тотт в прошлом сезоне. Мне очень понравилась композиция позапрошлого сезона у Александра Самарина – The Scorpions «Maybe I Maybe You». Даешь больше рока хорошего и разного!!

2) Вообще больше энергичной современной музыки. Когда фигурист ловит драйв и на нем выступает, это смотрится восхитительно. Пример – меня недавно зацепило выступление французского фигуриста Кевина Эймоса в КП. До этого я его вообще не помнила, никакой запоминающейся программы, но эту я точно запомню. (Хотела вставить сюда видео со Scate Canada, но оно оказалось заблокированным)

3) Саундтреки НЕ из суперизвестных фильмов, сериалов, мюзиклов... Из суперизвестных они все входят в раздел «Лучшие (и заезженные) хиты ФК». А вот тот саундтрек из фильма «Неизвестный известный», под который катались Столбова-Климов в тот сезон, когда они выиграли Финал Гран-при, звучал действительно интересно и необычно. Исполнение программы, конечно, тут играет далеко не последнюю роль…

4) Песни Muse кроме «Exsogenesis Symphony:Part 3» и «Ruled by Secrecy». Упорно не могу понять, почему 98% процентов тех, кто берет музыку Muse, ограничиваются только этими двумя композициями. Из последних лет помню, как брали вторую часть Экзогенезиса Максим Ковтун и Загорски/Гуррейро в прошлогодней ПП в одном из кусков. Очень порадовал тот факт, что Миша Коляда в этом сезоне взял в КП «I Belong To You». Помню, у кого-то было «Butterflies & Hurricanes». Тем не менее, хочется отметить то, что у Muse есть множество композиций на любой вкус – и медленных и лиричных (Soldiers Poem, Unintended), с меняющейся скоростью музыки (United States Of Eurasia, Explorers), быстрых (Starlight, Undisclosed Desires)… Также у них есть прекрасные оркестровые версии песен, некоторые едва ли не лучше оригинала.

Также в творчестве любой группы всегда можно использовать еще и инструментальные версии.

5) И просто две композиции, которые мне очень нравятся, и когда я их слушаю, то воображаемые фигуристы почти всегда танцуют под них в голове:

The Glitch Mob – Warrior Concerto

The Poets of the Fall – Sleep

Это как раз любимая всеми лирика, но безумно красивая, по-моему.

А что вы бы хотели услышать на льду?