7 мин.

Интервью с президентом Федерации фигурного катания США Самуэлем Оксье

Откровенный разговор с уходящим с поста чиновником о состоянии спорта в США.

 

auxier

Четырехлетний срок Самуэля Оксье в качестве президента федерации фигурного катания США истекает в эту субботу, когда в Орландо во время ежегодного Совета правления  пройдут выборы его преемника.

 Экс-президент, по специализации международный судья, продолжит служить организации, вероятно, в качестве главы его Международного комитета.

 За исключением танцев, в которых американские пары стабильно завоевывают медали, как на юниорских, так и на взрослых международных чемпионатах уже на протяжении десятилетия, президентство Оксье принесло очевидно противоречивые результаты в американском фигурном катании.

 Зимние Олимпийские игры в Пхенчане стали низшей точкой для женского одиночного и парного фигурного катания. Американские одиночницы показали самые низкие в истории результаты (девятое место для лучшей фигуристки, предыдущий антирекорд - шестое), среднее место по всем одиночницам получилось худшее в истории 16 олимпиад, в которых от США выступало три спортсменки. Единственная пара, которая пробилась на олимпиаду, также заняла самое низкое в истории место (15-е место, предыдущий минимум 10-е).

 С 2006 года в 15 международных соревнованиях американские одиночники смогли выиграть только одну олимпийскую медаль(Золото Эвана Лайсачека в Ванкувере) и четыре медали на чемпионатах мира (Золото Лайсачека в 2009 и Натана Чена в 2018, бронза Джонни Вейра в 2008 и серебро Эшли Вагнер в 2016). Американки не выигрывали медалей на юниорских мировых чемпионатах с 2012 и не учавствовали в юниорском Финале Гран-При с 2013 года.

 С мыслями обо всем этом, icenetwork в прошлом месяце поговорили с Оксье, чтобы узнать его соображения о состоянии спорта в Соединенных Штатах Америки.

 Icenetwork: Насколько вы обеспокоены общим состоянием соревновательного фигурного катания в США?

Самуэль Оксье: Чрезвычайно озабочен. Когда я вступил в должность, я был уверен, что наши возможности конкурировать в младших лигах в плане наличия базы и развития уже сильно деградировали относительно ведущих стран.

Однажды, 10 или 12 лет назад, кто-то пришел в Совет Правления Федерации и сказал: "Мы не должны позволять детям прыгать двойной аксель, потому что не все из них могут его делать."

 Icenetwork:  Они захотели наказать талант, чтобы угодить посредственному большинству.

Самуэль Оксье: Совершенно верно. Я пытался докопаться до глубинных причин, того как мы оказались неконкурентоспособны в одиночном и парном фигурном катании. Исключение сейчас  составляют только Натан Чен и Винсент Чжоу в силу своего исключительного таланта. Ограничения в прыжковых элементах одна из причин. Сейчас мы собираемся разрешить тройные прыжки на детском уровне, поскольку у нас есть девочки, которые могут их исполнять, и их нельзя сдерживать.

 В США мы применяем правила ISU в части падений, начисляя штрафные баллы, вплоть до самых младших лиг. На менее мастеровитых уровнях это приводило к  огромному количеству штрафных санкций для фигуриста, только начинающего учить прыжки. Мы отбивали у людей охоту учить сложные прыжки.

 Мы убрали их четыре года назад в двух самых младших лигах и уменьшили штрафы  на юношеском уровне(novice). Затем мы добавили бонусы за правильно исполненные и приземленные тройные на этих уровнях. В этот год на национальных соревнованиях почти все одиночники в юношеском и среднем(intermediate) возрасте имели в арсенале по крайней мере один тройной прыжок.

 Следующим шагом мы в прошлом году на детском уровне сократили количество оцениваемых компонентов ( с 5 до 3) и увеличили веса в оценивании навыков катания.

 Когда я судил юниорский Финал Гран-При, то был шокирован тем, как российские и японские фигуристы буквально летают по льду - скорость, ребра, плавность - на фоне наших атлетов того же возраста. В плане развития, нам пришлось вернуться к этим базовым навыкам, постепенно продвигая улучшения с младших лиг к юниорам и взрослым.

 Icenetwork: На чемпионате США в 2016 году вы сказали: "Мы обязаны иметь мужчин и женщин в мировом топе, чтобы по-настоящему привлекать внимание к нашему спорту. Я -международный судья, и должен признаться, что немного напуган прогрессом других стран. Нам придется догонять."

Вы определенно чувствовали беспокойство уже давно. Думаете ли вы, что подобное чувство обеспокоенности имеется в среде высших чиновников Федерации фигурного катания, чувство, что спорт в нашей стране находится в критической точке, особенно с учетом снижения интереса болельщиков, которое связано с отсутствием американских звёзд в фигурном катании.

Самуэль Оксье: Думаю, доля тех, кто разделяет настоятельность изменений, значительно возросла в течение последнего года. Считаю, что Олимпиада была поворотным моментом. Думаю, множество людей напугано. В парах, многие были просто шокированы тем, насколько мы далеко оказались от подиума.

 Icenetwork: Поговорим о парах. Ни одна американская пара не финишировала выше 7-го места на мировых чемпионатах и олимпиадах с 2012 года. На Олимпиаду в Пхенчане пробилась только одна пара (Алекса Кнерим и Крис Кнерим). В 2019 от США на мировом уровне будет выступать только одна пара, такого не случалось с 1957 года.  На Чемпионате Мира 2018 две пары из США стали 15-ми и 17-ми, исторический антирекорд.

Каким образом вы возвращаете уважение к американскому парному катанию?

Самуэль Оксье: У нас больше пар, чем у любой другой страны в мире, но, как мы обнаружили недавно, несмотря на большое количество пар в детском и юношеском катании, у нас нулевое продвижение на юниорский и взрослый уровень.

 Icenetwork: Вы разобрались, почему они останавливаются?

Самуэль Оксье: Они ставятся в пары на  этих уровнях, только чтобы выступать на национальных соревнованиях. Это их цель. Затем они останавливаются.

 У нас в этом году есть несколько пар с большим потенциалом, и мы стараемся мотивировать их продолжать. Хотя последние 10 или 15 лет у нас было достаточно многообещающих пар, которые распадались по самым разным причинам. Крис и Алекса имели огромный потенциал, но в последние несколько лет сталкиваются с проблемами со здоровьем.

 Много пар сформировалось из тех, кто не собирается продолжать в качестве одиночников. Мы стараемся подтолкнуть некоторых сильных одиночников, особенно с хорошими прыжками, рассмотреть варианты с парным катанием. Будет направлено финансирование, чтобы помочь некоторым нашим парам дольше оставаться вместе.

 Все тренеры хотят иметь фигуристов национального масштаба. У нас есть правило,  которое гласит, что если не набирается четырех участников на соревнованиях регионального или районного уровня, то они отправляются на национальные. Получается если на районном уровне нет четырех пар, то они сразу попадают на национальные соревнования. Множество наших пар отправляются на юниорский чемпионат мира только через национальный чемпионат. Одного этого соревнования недостаточно, чтобы подготовить их.

 Это одна из причин, по которой мы планируем внедрить начиная с сезона 2019-2020 Национальную квалификационную серию соревнований. Начнется этим летом на уже существующих летних соревнованиях.

 У нас две юниорские пары с большим потенциалом (Одри Лью и Миша Митрофанов, пятое место на юниорском Чемпионате Мира 2018, Сара Фенг и Ти-джей Найман, 8-ые на юниорском чемпионате). Они могут прыгать. Лью ( бронзовый призер США 2015 года в среднем возрасте ) и Митрофанов могут исполнять тройные лутцы бок о бок. Если парники не могут делать тройные прыжки, то им не следует даже появляться на мировых соревнованиях. Это уже нехватка 10-12 очков, если нет тройных.

 Icenetwork: В какой момент вы говорите - мы больше не хотим тратить деньги на пару?

Самуэль Оксье: Нам нужно проверять на соответствие требованиям, которым пары должны удовлетворять, чтобы получать финансирование. У нас должно быть достаточно дисциплины, чтобы делать такое. Во многих случаях мы были слишком мягкими.

 Icenetwork: Рафаэль Арутюнян сказал мне, что он надеется создать новый тренировочный центр в комплексе с четырьмя катками, который откроется в июле 2018 в Ирвайне, Калифорния, где он смог бы возглавить целую пирамиду тренеров, работающих вместе, чтобы развивать фигуристов во всех возрастных группах. Он представляет себе 20-30 тренеров и несколько дюжин фигуристов - примерно 20 на юношеском уровне, 15 на юниорском и 3-4 элитных взрослых спортсмена. Более опытные тренеры, в свою очередь, могли бы обучать молодых коллег, чтобы некоторые из них потом смогли создать свои тренировочные центры.

 Наподобие того, но в больших масштабах, что он уже делал в последние два года в Лейквуде, Калифорния, в комплексе с тем же владельцем, что и в Ирвайне. По образу и подобию российских фигурно-катательных школ. Может ли такое сработать в США?

Самуэль Оксье: Митч Мойр (директор Федерации, отвечающий за спорт высоких достижений) работает с людьми в Ирвайне, чтобы убедиться, что фигурное катание будет там достойно представлено.

 Icenetwork: Может ли тренерская модель, предложенная Рафаэлем, быть работоспособной?

Самуэль Оксье: Американская модель не обязательно хорошо подойдет к такому подходу. У вас должны быть тренеры, работающие вместе, когда у них есть способы зарабатывать со своими собственными фигуристами.

 Icenetwork: Поможет ли Федерация фигурного катания США молодым фигуристам с возмещением некоторых расходов, связанным с переездом в центр, подобный этому.

Самуэль Оксье: Федерация всячески поддерживает такую идею. Некоторое целевое финансирование будет выделено.

Перевод интервью  Philip Hersh для Icenetwork. Почитал и подумал, что у нас-то все в шоколаде в фигурном катании. Они даже пытатся скопировать наш подход при помощи бывших российских тренеров.