3 мин.

Фигурное катание. Великолепный «коленопреклонённый» стиль

Сегодня несколько слов о нашем знаменитом танцевальном дуэте. Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов – Олимпийские чемпионы 1980г., двукратные чемпионы мира 1978 и 1979гг., двукратные чемпионы Европы 1979 и 1980гг.

Вот, как вспоминала своих учеников Елена Анатольевна Чайковская: «…Вот, скажем, у нас в спортивных танцах. Здесь существуют квоты на количество поддержек, подпрыжек, различного рода движений с помощью зубцов конька. И судьи прилежно считают их, порой даже не понимая, что такой подсчет ведет к неполному пониманию художественного замысла программы, его ледового воплощения. В 1979 году, когда Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов впервые стали чемпионами Европы, мы обратили внимание на одну из публикаций в зарубежных газетах, принадлежащую перу довольно известной в прошлом фигуристки. Она отдавала должное технике новых чемпионов, выразительности их танца, но при этом употребила слово «коленопреклоненный стиль», имея в виду то, что в танце было несколько поз, когда партнер или партнерша касались коленом льда. Можно было бы, конечно, пропустить это замечание мимо ушей: победа была одержана с огромным преимуществом, наш танец хорошо прошел на публике и судьях. Однако весь опыт предыдущих лет, опыт борьбы за стиль Л. Пахомовой и А. Горшкова говорил мне совершенно недвусмысленно: надо внести коррективы в программу, заменить некоторые элементы, чтобы у арбитров не было ни малейшего повода для придирок. И мы сделали это в коротком промежутке, который нам оставлял наш сезон. На чемпионате мира в Вене танец снова был принят, как говорят, на «ура», и никто не мог упрекнуть чемпионов ни в чем.»

«…Показательные номера дают возможность некоторым исполнителям показать гораздо больше сложных трюков, чем в спорте. Пожалуй, этот парадокс у нас свойствен только танцам. Возьмем популярнейший танец Н. Линичук и Г. Карпоносова «Лезгинка». В нем есть несколько танцевальных элементов, которых вообще нельзя вставлять в произвольную программу. Может быть, вы помните, как скользит, склонив колено Наташа, и как взлетает над ней в характерной для лезгинки позе Карпоносов. Прыжки эти — простейшие — придают танцу особую динамику, остроту, рискованность, но они категорически запрещены спортивными правилами, и мы, естественно, никогда ничего подобного при существующих законах спорта не используем в наших программах для состязаний.»

Предлагаю вам, дорогие читатели, еще раз посмотреть этот показательный танец. Обратите внимание на какой большой скорости катаются фигуристы, мне кажется, что даже сейчас далеко не все танцевальные дуэты способны кататься на такой скорости.

Из книги Елены Чайковской: «В фигурном катании стиль меняется со сменой чемпионов. Конечно, признаки сошедшего стиля не пропадают совсем, они проявляются впоследствии, и достаточно часто, в учебниках сошедших чемпионов, в их учениках. И все-таки новое направление приходит и сразу захлестывает всех. Многие подчиняются ему бесповоротно, порой даже безотчетно».

Смена чемпионов ведёт за собой смену стиля или смена стиля ведёт за собой смену чемпионов, но одно точно: сегодняшние танцы на льду совсем другие и технически, и артистически. Кому какой стиль больше по душе, думаю, у каждого зрителя есть своё мнение и свои предпочтения. Но безусловно - все ведущие советские танцевальные дуэты обладали своим индивидуальным стилем и высочайшим техническим и артистическим мастерством, в том числе и дуэт - Наталья Линичук-Геннадий Карпоносов.

Спасибо за…

Линичук-Карпоносов

Материал частично взят из книги: Чайковская Е. А. Шесть баллов. — М.: Мол. гвардия, 1980. — 239 с, ил. — (Спорт и личность. Кн. 39).