2 мин.

Что делать с оценкой за компоненты?

На написание этого поста меня вдохновила дискуссия в комментариях относительно оценок за компоненты.  Прежде чем начать, разберёмся с формальными критериями выставления этой оценки.

На данный момент их пять:

  • Владение коньком, умение кататься на одной ноге, удерживать равновесие и делать дуги на крутом ребре (Skating skills)

  • Связующие элементы — умение переходить с элементов в связки и обратно, сложность и разнообразие связок (Transitions)

  • Артистизм, красота исполнения, единство партнёров в парах и танцах (Performance)

  • Построение программы, оригинальность, способность задействовать весь каток (Composition)

  • Передача музыки и образа движениями на льду (Interpretation of the Music)

Но, к сожалению, в современном ФК судьи на эти критерии откровенно плюют. Если раньше все эти факторы влияли на оценку, то теперь они не имеют никакого значения. Вместо этого, теперь оценка за компоненты складывается из следующих составляющих: техника+репутация (которая, в свою очередь, складывается из титулов и репутации самого спортсмена, авторитета его тренера и федерации) + значимость спортсмена для его собственной федерации (тоже важный фактор: если федерации плевать на оценки спортсмена или она слишком слабая, чтобы на них повлиять, то и высоких оценок за компоненты спортсмен, как правило, не получит).

При этом, спортсмены из слабых федераций имеют шанс получать высокие оценки за компоненты, если у них есть деньги или спонсоры, чтобы тренироваться у топ-тренера (см., например, Фернандес или Ким Ён А). Но к заявленным в правилах критериям оценки это отношения не имеет. Вот и получается, что оценка за компоненты теперь утратила свою непосредственную функцию (оценивать художественную составляющую программы), превратившись в чисто репутационный фильтр и инструмент для судейских манипуляций. 

Когда это произошло? На мой взгляд, после Олимпиады в Сочи. Конечно, репутационный фактор и кулуарные договора влияли на вторую оценку и ранее, но полностью игнорировать заявленные в правилах критерии судьи не осмеливались. Даже при старой системе, при всём ее субъективизме, вторая оценка имела отношение к своему названию. Теперь же нет и этого. Оценка за хореографию не зависит от хореографии, оценка за интерпретацию никак не связана с интерпретацией и т.д. Теперь спортсменам, нет никакого смысла, работать, скажем над хореографией. Ведь на их оценку это никак не повлияет, а если и повлияет, то крайне незначительно.

Что же с этим делать? Как заставить судей соблюдать правила? Одно из возможных решений заключается в том, чтобы разделить техническую и артистическую программы. Но как это поможет, если судьи будут оценивать артистизм, исходя из репутации? Никак. 

Может вообще отменить вторую оценку, если она всё равно не выполняет предусмотренную в правилах функцию? Но на это ИСУ не пойдет, ведь это осложнит манипуляции. 

Какие еще есть выходы из этого тупика? Предлагаю обсудить в комментариях.