Что такое преротейшн? Объясняем на примере Костнер vs. Липницкая и Мияхара
Поговорим о преротейшне или пре-ротации. С английского "pre-rotation" можно перевести как "предварительное вращение", т.е. это та часть прыжка, которую фигурист скручивает на льду перед тем, как окончательно перейти в фазу полёта. Я говорю именно о части прыжка, поэтому не стоит путать "пре-ротейшн" с частью захода на прыжок.
Некоторые прыжки, особенно рёберные, без пре-ротации прыгнуть фактически невозможно, другие (лутц, флип) иногда получаются более "чистыми" за счет того, что прер либо нулевой, либо очень маленький. Соответственно, при одинаковом недокруте на приземлении фигурист с меньшим прером скрутит бОльшее количество градусов в воздухе.
Сегодня для бОльшей наглядности разберем 3-4 радикально разных преротейшна. Для начала рассмотрим мужской прыжок с нулевым или минимальным (до 10 градусов) прером. Это четверной лутц Михаила Коляды. На картинке ниже запечатлён момент, когда он врезается зубцами правой (толчковой) ноги в лёд. С этого момента на зубцовом прыжке начинается фаза пре-ротации:
Направление прыжка обычно совпадает (с небольшой погрешностью) с направлением, в котором расположен конёк опорной (левой в данном случае) ноги в этот момент. Обратите внимание, что конёк правой ноги расположен прямо, не завернут в том направлении, куда будет скручиваться Михаил. Т.е. грубо говоря, левая и правая нога у него с самого начала толчка расположены в одном направлении и на данный момент преротейшн = 0:
Однако это еще не означает, что пре-ротация у него равна нулю. Возможно, перед тем, как взмыть в воздух, Михаил закрутит себя на коньке правой ноги градусов эдак на 100? Но ничего подобного мы не наблюдаем. В последний момент перед фазой полёта конёк правой ноги у него завёрнут по отношению к линии прыжка совершенно незначительно, максимум градусов на 5:
В следующем кадре Михаил уже будет находиться полностью в воздухе.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Однако сегодня мы сделаем акцент всё же на женских прыжках, где разница в преротейшнах обычно бывает более очевидна. В фокусе нашего внимания будут тройной флип (один из старших зубцовых прыжков, как и лутц) таких фигуристок, как Каролина Костнер, Юлия Липницкая и Сатоко Мияхара. Также будет видео по тройным тулупам Липницкой.
Итальянка отличается, пожалуй, наименьшим прером на старших зубцовых среди всей элиты женского катания за последние несколько лет. Нельзя сказать, что преротейшн у неё нулевой, но он довольно маленький. Перед разбором сразу замечу вам, что Костнер "левша". Т.е. при исполнении лутца и флипа толчковая нога у неё не правая, а левая, и скручивается она по часовой стрелке, а не против часовой, как большинство.
Тройной флип Каролины в произвольной программе Rostelecom Cup. Обратите внимание, что по отношению к линии прыжка толчковая нога (левая) в момент начала прера завёрнута чуть больше, чем у Коляды, но также незначительно:
Далее идёт преротейшн. В итоге предварительно на льду Костнер скрутила в районе 45-50 градусов:
Хорошие цифры для флипа, тем более, женского. На лутце у Костнер, кстати, прер еще лучше: от 30 градусов и меньше. Теперь обратим внимание на приземление, на первый кадр, где Каро касается коньком льда, завершив, таким образом, фазу полёта:
По отношению к траектории прыжка недокрут около 75 градусов (не наказывается галкой). Итак, путём нехитрых подсчётов можно узнать, что на льду Каро скрутила 75° (недокрут на приземлении) +50° (преротейшн) = 125° градусов. Отнимаем это число от 3-х полноценных оборотов = 955° чистых градусов в воздухе. Это чуть-чуть больше 2 и 5/8 оборотов. Хорошие цифры, с учетом того, что зачастую фигуристки в воздухе скручивают менее 2-х с половиной оборотов.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Теперь обратим внимание на тех одиночниц, которые, исполняя флип, скручивают или скручивали наибольшее количество градусов на льду перед отрывом: Сатоко Мияхару и Юлию Липницкую. Также огромный пре-ротейшн на этом прыжке у Кейтлин Осмонд и Станиславы Константиновой, например. Возможно, разберем их в другой раз.
Итак, флип Липницкой в произвольной программе чемпионата России сезона 2015-2016, момент перед началом пре-ротации. Как видим, по отношению к направлению прыжка, на которое указывает расположение конька опорной (левой в данном случае) ноги, правая уже сразу несколько завёрнута:
Теперь обратите внимание на то, как расположен конёк правой ноги в последний момент перед тем, как Липницкая полностью окажется в воздухе. Здесь виден явный отрыв на ход вперёд:
Многие девушки допускают преротейшн до 180 градусов на флипе и лутце. Однако в данном случае, если мы сопоставим положение конька левой ноги в момент начала пре-ротации и конька правой в момент её окончания, то увидим, что у Липницкой преротейшн на флипе явно больше полуоборота, как минимум, градусов 200 (а, скорее всего, еще больше):
Естественно, если не хватает крутки или высоты прыжка, такая техника помогает справиться с недокрутами. В данном случае, правда, Липницкая все равно прыжок недокрутила чуть больше нормы (около 95 градусов). Приземление:
Таким образом, Липницкая на флипе скрутила 1080 - (95+200) = 785 градусов в воздухе. Это меньше, чем 2 и 1/4 оборота в воздухе.
Давайте рассмотрим еще один флип Юлии. Произвольная программа того же сезона, но на другом старте - Skate America. Здесь Липницкая предварительно завернула себя на льду еще сильнее, чуть ли не на 3/4 оборота:
Более подробно пре-ротейшны Липницкой на флипе объяснены в этом видео:
Также здесь можно посмотреть большие пре-ротейшны Липницкой на тройной тулупе (тоже временами явно больше полуоборота):
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Одной из фигуристок, кто активно использует огромный пре-ротейшн, можно даже сказать, злоупотребляет им и при этом всё равно частенько недокручивает прыжки, является японка Сатоко Мияхара. Итак, разберем пре-ротацию на её тройном флипе. Начало:
Конец:
В итоге имеем пре-ротацию около 265 градусов, почти 3/4 оборота прыжка скручено предварительно на льду. Более наглядно можно увидеть в этом видео:
С учётом того, что на данном прыжке еще и огромный недокрут больше четверти оборота, легко подсчитать: Мияхара на тройном флипе в воздухе скрутила даже меньше 2-х реальных оборотов, причем явно меньше.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
МЕТОД ПОДСЧЁТА СКРУЧЕННЫХ ГРАДУСОВ В ВОЗДУХЕ КАК БУДУЩЕЕ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ
Собственно, для определения количества градусов в воздухе даже не нужно рисовать линию прыжка. Достаточно лишь засечь, как нога располагалась в последний момент перед отрывом, и то, как она располагалась, когда едва коснулась льда на приземлении. После этого легко будет определить, сколько градусов составит разница между положениями конька в двух моментах. В будущем, вероятно, фигурное катание придёт к этому методу. Он сразу избавит от ненужных споров относительно того, где считать линию прыжка, откуда считать недокруты и так далее, а фигуристов будет мотивировать исполнять прыжки с меньшим прером, чтобы не рисковать не набрать необходимое количество градусов. Конечно, никто и никогда не потребует, например, трёх чистых оборотов, ведь некоторая пре-ротация необходима. Возможно, введут такое правило для тройных: менее 2 и 1/4 оборота в воздухе - недоркрут, менее 2-х оборотов - понижение. Однако это дело, конечно, не ближайшего будущего.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СЕЙЧАС НАКАЗАНИЕ ЗА БОЛЬШУЮ ПРЕ-РОТАЦИЮ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ?
Формально - да. Обратимся к методичке для технической панели ИСУ. Это правило существует уже на протяжении нескольких лет, называется "Cheated take-off", т.е. "мухлёж на отрыве". Цитата:
"A clear forward (backward for Axel type jump) take-off will be considered as a downgraded jump. The toe loop is the most commonly cheated on take-off jump".
т.е. перевод: "Отрыв с явного хода вперёд (назад - для акселя) приведёт к понижению прыжка на оборот. В основном, неправильный отрыв используется на тулупе".
Как мы видим, не только на тулупе. Таким образом, исходя из этого правила, флип Липницкой и Мияхары должен быть записан в протоколе так:
3F<<
Это флип с понижением до двойного, т.е. база его равна не 5,3 балла, а 1,9 балла. Однако это еще не всё. Учтём, что за пониженный прыжок предполагается обязательное выставление GOE в пределах от -2 до -3. Для двойного флипа это либо -0,6 балла, либо -0,9.
Таким образом, если б ISU строго следовал букве собственных правил, то за такой флип в первой половине программы ни Липницкая, ни Мияхара не могли бы получить больше 1 - 1,3 балла.
Однако в правилах этих сразу следует ещё одно ловкое уточнение:
"The TP may only watch the replay in regular speed to determine the cheat and downgrade on the take off (more often in combinations or sequences)".
перевод:
"Для того, чтобы определить чит на отрыве и иметь основания понизить прыжок на оборот, техническая панель имеет право пересматривать его только на реальной скорости (чаще для каскадов или секвенций)".
Ага, попробуй хоть что-нибудь увидь на реальной скорости:) Хотя, конечно, опытный глаз такие преры, как у Липницкой и Мияхары, и без замедления увидит. Тем не менее, подобная лазейка в правилах позволяет не наказывать за преры практически в любом случае.
Также существует такой пункт, как "Lacking rotation", т.е. "недостаточное вращения". Согласно нему фигурист наказывается вычетом -1 GOE из положительных критериев прыжка. Однако не прописано конкретно, что подразумевается под этим пунктом, в каких случаях он применяется. Вполне вероятно, что тогда, когда недокрут близок к критической отметке (90 градусов), и при этом имеется огромная пре-ротация. Однако проверить, действительно ли это так не представляется возможным.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
НАКАЗЫВАЛИ ЛИ КОГО-НИБУДЬ ЗА БОЛЬШОЙ ПРЕРОТЕЙШН И СТОИТ ЛИ ЗА НЕГО НАКАЗЫВАТЬ?
Если говорить именно о понижении прыжка, то на высоком уровне о таких случаях неизвестно. Как правило, 2 галки ставят тогда, когда просто имеется огромный недокрут больше полуоборота, зачастую ещё и с падением/потерей равновесия.
Стоит ли сейчас наказывать за пре-ротацию? Я считаю, что нет. Дело в том, что, во-первых, формулировки в правилах сейчас довольно расплывчаты и не уточнены по многим пунктам. Во-вторых, и, в-главных, как я уже писал в статье о неверных рёбрах на лутце/флипе канадок и японок, сейчас уже поздно заставлять переучивать взрослых фигуристов прыгать. Любое радикальное изменение в правилах сыграет просто на руку тем, под чью базовую технику они будут подогнаны. Например, в своё время внезапное введение жесткого наказания за неверное ребро на флипе/лутце сыграло большую роль в турнирных раскладах ванкуверского олимпийского цикла. Когда до определённого сезона разрешали прыгать лутц с внутреннего ребра, а флип - с наружного, и это не считалось чем-то совсем неверным, а потом вдруг решили поменять правила игры. Естественно, взрослый фигурист уже не мог переучиться. Однако наказывать за злоупотребление, какое имеет место у Осмонд и Дэйлман, безусловно стоит.
Почти точно так же и с пре-ротейшенами. Обычно их фигуристы используют не потому, что они такие читеры и негодяи, а просто потому, что их так научили прыгать в детстве. Лишь иногда у взрослых фигуристов тренеры увеличивают прер, когда возникает проблема с докрутами, однако и это не такая простая задача, и не у всех получается. Мне неизвестно ничего о том, чтобы были какие-нибудь правила, ограничивающие преры в стародавние времена. Это один из видов адаптации канонической техники. Да, возможно, это не очень правильно и не очень справедливо по отношению к тем, кто прыгает по канонам, но что поделать, если ISU в свое время само допустило подобные варианты? Однако, как я уже писал, в будущем вполне вероятно, что ISU пойдет по пути усовершенствования правил. В том числе, будет наказывать за толчок ребром на зубцовых прыжках, который также является явной помаркой.
Однако лучше было бы, чтобы радикальные изменения объявлялись за 5-7 лет до их вступления в силу. Это срок замены одного поколения на другое. Тогда у тренеров будет возможность растить поколения спортсменов с пониманием тех правил, по которым они будут участвовать, когда перейдут во взрослые. Требовать же от нынешних взрослых фигуристов моментальной адаптации к любым радикальным изменениям и наказаниям несправедливо вдвойне.
К тому же сейчас, например, на тройном тулупе в каскаде отрыв на ход вперёд (а даже 170-180 градусов – это уже ход вперед), использует около 95% фигуристок. Так что пришлось бы понижать прыжки практически... всем.
К слову сказать,Мияхара так прыгала всегда.
л - логика