Где вы, гладиаторы?
Просматривая накануне выступления Алексея Ягудина разных лет и одновременно мысленно представляя себе грядущий чемпионат Европы, я поймал себя на мысли, что ностальгия всё-таки вещь нужная. Чтобы там ни говорили про все мыслимые и немыслимые преимущества новой системы судейства, всё равно мы все сравниваем. А сравнивают обычно, как известно, с лучшим.
Алексей Ягудин, Олимпиада в Солт-Лейк-Сити 2002 / Фото: Karen Gesell
Для меня, такой точкой отсчёта для современного одиночного катания мужчин является именно Алексей Ягудин. Вчера у меня не было прямой цели просматривать его выступления. Я читал одну статью, посвящённую известному скандалу в парном катании на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, и решил в очередной раз просмотреть некоторые спорные моменты. А сервис YouTube просто не мог не выдать в результатах поиска блистательного выступления Алексея на той Олимпиаде.
Просмотрев одну программу, захотелось посмотреть и другую. И так далее… “Зима”, “Человек в железной маске”, “ Гладиатор” просто не хотели отпускать от монитора. А ведь я сам себе обещал, что лягу спать пораньше. Тем более что утром надо было рано вставать. Но когда я закончил это своеобразное путешествие в прошлое, было уже далеко заполночь. Несмотря на это, утром я проснулся отдохнувшим и в прекрасном настроении. Не уверен, что чьё-либо катание на европейском первенстве может вызвать желание многократного просмотра, причём ещё и через несколько лет.
По-настоящему мужское катание постепенно превратилось во что-то либерально-безликое. Вроде бы есть фигуристы, но нет борцов, не видно сильных характеров, ярких и запоминающихся личностей. Нет тех, при одном появлении которых на льду, трибуны встают и зрители находятся в ожидании настоящего события.
Стиль Ягудина невозможно описать в одной статье, но то, что это был стиль высочайшей техники, музыкальности в сочетании с креативностью, думаю ни у кого не вызывает сомнений. Это были программы, в которых присутствовало абсолютно всё: повторяющиеся каскады сложнейших прыжков, изумительные дорожки шагов, воплощенные образы на льду, великолепно и гармонично подобранное музыкальное сопровождение, соответствующие костюмы и многое, многое другое.
Но было что-то ещё, что-то большее… Был настоящий дух борьбы, соревновательности. А высокий артистизм исполнения был его неотъемлемой частью, а не простым приложением. Куда всё это подевалось? Вопрос риторический.
И кто бы и как бы ни критиковал сегодня Ягудина за сложный характер, за разное “то и сё”, их слова не весят абсолютно ничего перед масштабом этого фигуриста. В истории, и не только фигурного катания, нет выдающихся личностей с обычным, простым характером. У всех них он нелегкий. Возможно, это является результатом того, что на пути к своему триумфу им пришлось пройти через боль, непонимание, отчуждение, расставляемые на пути препятствия, одиночество и далеко нелегкую внутреннюю борьбу.
Касательно Ягудина я бы посоветовал критикам посмотреть записи его выступлений, где комментаторами выступают зарубежные журналисты. А потом пусть ответят, многих ли так искренне, тепло и восторженно принимают в разных частях света? Не думаю, что подсчёт займёт много времени.
А вот то, что мы можем наблюдать сегодня: часть фигуристов катают просто “для себя”, иногда им самим непонятные программы; кто-то прекращает всякое сопротивление после первого же срыва; кто-то считает себя “креативным”, пусть даже эта креативность лучше подходит для шоу. Все стали какими-то изнеженными, огламуренными.
“Учиться новому? Усложнять программы? Пытаться сделать то, что раньше не делал? А зачем? Это ведь дополнительных усилий требует и вообще – у меня свой стиль!” - именно такие слова представляются, смотря на многие программы.
Таков мой, конечно же, субъективный, взгляд на нынешнее состояние европейского мужского фигурного катания. Мне бы очень хотелось убедиться, что я ошибаюсь и всё совсем не так. В противном случае чемпионат Европы можно смело переименовывать в какое-нибудь очередное заурядное Trophy.
Видео по теме
Алексей Ягудин, Солт-Лейк-Сити 2002, короткая программа
Алексей Ягудин, Солт-Лейк-Сити 2002, произвольная программа
Алексей Ягудин, финал Гран-при 2001
Вы точно сказали, что надо посмотреть выступления Ягудина с комментариями зарубежных журналистов. Ни один европейский (а тем более российский) фигурист не получал столько хвалебных эпитетов и восхищенных отзывов. Ни один фигурист на ОИ2002 не получил от американской публики таких аваций, кроме Алексея. В катании Ягудина я вижу его душу, его состояние в момент проката программы. Он искренен с публикой и с самим собой. И иногда, просматривая его программы, я плачу. Плачу от эмоциональной составляющей программ, от по-настоящему мужского духа на льду, от удивительной пластичности его тела, невероятной легкости ног. Его можно назвать величайшим фигуристом, потому что только великие заставляют плакать.
И чисто технически - посмотрите на его триксель. Там еще хороший запас для четвертого оборота есть)) ИМХО, Ягудин - единственный фигурист, который выиграл бы все золото мира даже при новой системе.
Спасибо вам, Владислав, еще раз!
Спасибо за прекрасную статью и воспоминания :-)
Как же несправедливо, что именно Ягудин вынужден был уйти, да, на самом гребне Славы, да, конечно, невероятно красиво уйти!, но, если б не его травма КАКИМ могло бы быть продолжение!..
А я и до сих пор восхищаюсь катанием Алексея. Сейчас, когда он не прыгает ничего сложнее тройных тулупов. Потому что, когда он катается, это уже не важно. Я где-то прочитала, что он катается в симбиозе со льдом. И это так. :)
Но и сейчас, исполняя программы по качеству очень далекие от программ Тарасовой и Морозова, на старых дорожках, он все равно остается настолько точным в эмоциях... и способен одним движением передавать такую гамму чувств, и затрагивать очень глубокие слои человеческих переживаний, что я покупаю билеты, если знаю, что катается Ягудин.
Его сегодняшние выступления по прежнему отличаются информационной и эмоциональной наполненностью. Он по-прежнему может рассказать нам все о нас самих. Без слов. Одним вскидыванием головы, разворотом плеч или просто сжимая ладонь в кулак.
И поэтому меня совершенно не обижают какие-то его резкие слова, например. Потому что он выходит на лед, и говорит мне о мире и про людей такое, что в меня это входит по перышки, что меня переполняет какая-то счастливая боль, ощущение свободы и даже ... полноценности, даже больше! - величия этого мира.
Вот смотрите, блин, как трудно мне выразить словами то, что он выражает одним движением... :)
Возможно, если бы он не соревновался почти в каждом турнире с Плющенко, все было бы не столь ярко (накал я имею в виду), а это соперничество сделало годы их катания незабываемыми.
Но Ягудин - он для меня навсегда номер Один в ФК...
http://www.youtube.com/watch?v=RxY564fDPvc&feature=related
Ну и показательная пр. ОИ-2002»Overcome»
http://www.youtube.com/watch?v=kHxBvJgKLgA&feature=related