3 мин.

Быть довольным собой

Прошел мастер-класс, рекламного шоу не получилось, как предрекали комментаторы. В основном были спортсмены-студенты и несколько тренеров ДСШ. Как обещал, пытался говорить о мотивационных установках, удовольствии и удовлетворенности.

Но оказывается, как можно быть удовлетворенным, когда нужного (!) результата нет, а команда в очередной раз проигрывает? 

Действительно, как?

В работе со спортсменом в рамках дебрифинга каждому задаю вопрос: «Доволен своим выступлением?» Ответ может быть  – «доволен» или «не доволен». Других вариантов, «нормально», «не совсем» и прочих – не допускается.

Затем, если «доволен», спортсмен должен назвать те элементы, которые получились, а потом, что не получилось. Если «не доволен», надо сделать то же самое, но в обратной последовательности. И так после каждого старта – что с начинающими, что с титулованными.

Про начало сезона и важность первого старта писал в двух предыдущих статьях … и получил по полной (в оценке рейтинга было 20 минусов). У других сезон закончен или в разгаре. Вот несколько результатов работы в этом сезоне.

Перед началом сезона через интернет обращается представитель игровых видов. Вынужденно играет за рубежом. Всё чужое, с языком проблемы, никого не знает, с близкими общение через электронные средства.  Сам себе не нравится, игровыми качествами не доволен, но хочет быть успешным.  Ведем разговоры на разные темы, в том числе – может ли игрок быть доволен собой при проигранной игре, как сохранять сосредоточенность на всю игру, что происходит с концентрацией на конкретных минутах, какой должна быть установка и т.д.. Получает «домашние задания»: упражнение «зеркало»; сильные/слабые качества; критерии удовлетворительности; после каждой игры раскладывает на плюсы и минусы свою игру. И так за сезон порядка 20 сессий. Сезон закончен, команда здорово поднялась в таблице, получил приз лучшего игрока команды сезона, предложение остаться на сезон следующий, и самое главное – позитивное отношение к своим качествам, как сильным, так и не очень. Доволен своей игрой, есть конструктивное понимание задач на перспективу.

Другой случай. Спортсмен входит в сезон лидером, спонсор и другие мыслят только о … месте. Работаем не первый год. Долго обсуждаем критерии успешности предстоящего сезона – «должен-могу», что для этого необходимо. Первые старты, срыв за срывом. Вопрос о причинах обсуждаем полтора часа. Наконец: «Хотел быть первым».  Новое обсуждение критериев, причин ошибок, составление рейтинга участников, определение своего места в нем. Снизилась жесткость критериев, изменилось отношение к своим ошибкам. Оценка «не доволен» позволила ответить на вопрос «что не так». Вторая половина сезона прошла стабильно, в соответствии с критериями успешности и оценкой «доволен». Это дало уверенность, определило конкретность следующего сезона.

Недавно стал работать с молодым пловцом, которому второй сезон не дается МС. Каждый выход на старт – ожидание необходимого результата.  Курсовка, плыть пять дистанций. Договариваемся о результатах – четыре выполнены. Доволен! После дистанции забиты мышцы ног. Поговорили о спринтере Болте, показал плакат с упражнением на расслабление. Договорились о словах установки. Пробует на тренировках. Звонит, докладывает, как что получается.

Не всегда работа дает желаемые результаты. Обратился игрок Суперлиги, играет давно. В таком возрасте некоторые заканчивают. Обсуждение тем идет на уровне обобщения. Не очень нравятся вопросы – «почему и для чего» столько лет в спорте, спортивный результат  –  это  «цель или средство»?  Договорились сделать паузу в наших контактах.

Довольным собой можно быть только в том случае, если формулируешь конкретное задание и выполняешь его.  К сожалению, даже умудренные опытом спортсмены не всегда ставят конкретные задания и формулируют это как самоприказ.

Качество ответственности важнее одаренности.