Клуб «Кузнечик», или прощание с женским катанием
Сейчас стало почти модно обсуждать, почему да отчего отходят на задний план Липницкая, Сотникова, Туктамышева и другие вчерашние чемпионки. В этих рассуждениях речь идёт о «косом десятке» причин – но настоящая причина одна, и она, к сожалению, проста.
Суть в том, что женское – именно ЖЕНСКОЕ – одиночное катание, похоже, закончилось. И причина этого – прогрессирующее усложнение программ. В советское время модно было издавать пафосные крики о том, что «нет предела возможностям человека». На самом деле этот предел есть, по крайней мере, там, где используется человеческое тело, а не созданные разумом инструменты, то есть в первую очередь в спорте.
И женское одиночное катание – один из ярких примеров. Несколько лет назад, признаюсь, я думал, что названные выше три девушки – будущее нашей сборной на ближайший олимпийский цикл. Да, я ошибся, и теперь они не попадают в сборную. Почему? Они не стали хуже кататься, они просто выросли – и «не тянут» уровень сложности.
Я старый болельщик фигурного катания. Я помню Дениз Билльман, Катарину Витт, Анетт Пётч, ещё многих. И это, простите, были девушки, красивые девушки, а не «кузнечики», едва выскочившие из юниоров. Спортсмены уходили из ФК в возрасте «хорошо за 20», а кто и за 30, уходили работать с ревю.
Сейчас ситуация сложилась так, что девушкам впору уходить в 17 лет. Именно тогда, когда у большинства появляется настоящая выразительность, красота, чувство, способность добавить что-то к набору элементов – приходит очередной заводной кузнечик, прыгающий каскад посложнее – и до свидания. Ты уже не только не чемпионка, ты уже не попадаешь в сборную, и абсолютно ясно, что это навсегда.
Надолго ли пришла Евгения Медведева? Я не знаю. Возможно, ей повезло с физиологией, и при несомненном большом таланте она сможет побеждать какое-то время (вспомним Тару Липински). Но возможно и другое – физиология может «потребовать своё» в любой день, в любой год.
На самом деле, мне жаль этих девчат. Просто жаль по-человечески – потому что, будучи Мастерами в деле своей жизни они оказались отброшены на обочину без всякой вины, просто из-за биологии, физиологии организма. Принять решение об уходе в ревю, когда тебе нет и 20 лет и азарт борьбы на пике – более чем сложно, плюс это непривычно, осознать себя пенсионером.
Я не знаю, нужно ли что-то менять. Не знаю совершенно. Но я вижу, что женское одиночное катание, как спорт, изменилось, превратившись во что-то типа спортивной гимнастики. Элемент искусства почти полностью ушел, осталось лишь сидеть у экрана и, глядя на очередного «кузнечика», считать цену элементов. Не сужу за всех – но мне это совсем неинтересно. Как неинтересна и череда «чемпионок на год», личность каждой из которых остаётся нераскрытой.
________________________
Абсолютно уверена, что Вы никогда не прыгали даже 1-1. ПОтому что те, кто прыгал, знают, что такое ударная нагрузка на суставы и позвоночник, а у детей и то, и другое слишком мягкое и эластичное, чтобы так над ними издеваться. У нас уже есть пенсионер Ягудин в 22 года (бедренный сустав) и пенсионер Плющенко (1й уход из жизни состоялся в 23 года). Хотите, чтобы детки к 12 годам инвалидами становились?
Кроме того, необходимо во время соревнований брать анализ крови на гормоны точно так же, как берут их на допинг, дабы убедиться, что никого из участниц не удерживают в подростковых кондициях искусственно. Чтобы отдельные особи с "отложенным пубертатом" не пользовались несправедливым спортивным преимуществом по отношению к гормонально полноценным девушкам. Не стоит оставлять этот вопрос на откуп алчным родителям и амбициозным тренерам. Когда люди рвутся к победе любой ценой, они будут пользоваться какими угодно уловками, чтобы достичь своей цели, пожертвуют на только морально-этическими принципами, но и здоровьем юных спортсменок.
Внести ясность в этот вопрос необходимо прежде всего в интересах самих девушек. Тяжёлые физические нагрузки, ложащиеся на неокрепший организм, психологические испытания в виде ранней славы и ожиданий несут в себе серьёзную угрозу здоровью. Тренеры начинают с малолетства по максимуму нагружать девочек сложными техническими элементами, дабы завоевать доверие федерации и пораньше прорваться на взрослые старты. А попадая на эти старты, начинают выкручиваться и придумывать, как бы сделать так, чтобы их воспитанницы не выглядели детским садом на фоне остальных. И начинается: девушек наряжают и размалёвывают "как взрослых", чтобы визуально добавить им тех лет, которых им не хватает, заставляют катать "взрослые" программы, имитируя несуществующую пока сексуальность, заигрывать с судьями и публикой... И публика тут же подхватывает, начиная "лапать взглядом" и грязно обсуждать этих несовершеннолетних девочек. А что? ИСУ ведь само лишило этих девушек права на неприкосновенность, поставив в один ряд со взрослыми!
И ради чего, спрашивается, все эти риски, лишения и испытания? Ради возможности один раз сыграть в "цыганскую рулетку" в надежде выстрелить в свой единственный допубертатный взрослый сезон? А если тебе это не удастся, то уже не будет смысла бороться со взрослением, заново собирая себе по крупицам. Потому что пока ты это сделаешь (а вернуться в подростковые кондиции по определению никому не дано) у тебя за спиной уже вырастет целый батальон свежих допубертатных попрыгушек. Лучшей демотивации для спортсменок и придумать трудно. Так кому тогда нужен будет такой спорт и кто захочет отдавать своё здоровье и годы жизни ради столь призрачной мечты?
Не говоря уже о зрителях, которые десятки лет ассоциировали ФК с балетом или театром на льду, где так важна артистическая зрелость исполнителя. О зрителях, которым дороги не столько сами победы (довольно условные в этом неоднозначном виде спорта), сколько захватывающий путь к ним, история становления личности спортсмена. Что ж, ещё одна большая допубертатная победа, и я как зритель буду считать, что женского одиночного ФК как искусства больше нет. Остался только цирк на льду с дрессированными девочками.
Если один и тот же судья попался неоднократно, ему снижают категорию, а это уже деньги, потому что самые высокооплачиваемые матчи (полуфиналы/финалы крупных турниров) судят "платиновые" судьи (у них платиновый значок). Если категория снизилась до "золотой", то это уже четвертьфиналы, и то без гарантии. За множественные нарушения просто вышибают из судейского корпуса.
Более того, теннисисты имеют право "забанить" судью, то есть, потребовать, чтобы этот судья на его матчах не появлялся. А если теннисист козырный и регулярно выходит в финалы, то судья автоматически лишается финалов и соответствующих им денег.
Сейчас уже пошла с работы домой. Завтра можно поговорить о том, как сформулировать вполне себе жесткие критерии по компонентам с арифметическим отливом.
Серьезно? Если Липницкая будет откатывать чисто ПП уровня ОИ-2014, то будет с легкостью бороться за медали, если Сотникова похудеет и возьмется за дело, то благодаря поддержке федры и ЦСКА сможет чего-то добиться, если Лиза восстановит прыжки, то будет в топе. Да, знаю, слишком много "если", но эти 3 фигуристки сейчас не показывают свой былой уровень мастерства, поэтому да, они стали хуже кататься. Но это не значит, то они не совершат камбэк. В Юлю и Лизу я верю
Возможно, тогда конвейер остановится и подумает, а так ли хорошо ставить уродливые программы в надежде огрести плюсов побольше. А если не остановится, то другие, неконвейерные фигуристки получат законное преимущество.