Непобежденный
Пересматривая в очередной раз фееричный золотой финал наших рапиристов в Рио, я думал о Владимире Смирнове, который 35 лет назад был восходящей звездой мирового фехтования.
Уроженец Луганской области, в детстве Володя перепробовал разные виды спорта - и гимнастику, и бокс, и легкую атлетику. И хотя в фехтование парень пришел довольно поздно, благодаря отличным природным данным он сумел привлечь внимание специалистов. Владимир был, во-первых, левшой, что создавало его соперникам дополнительные неудобства, ну и отличался огромной физической силой. Даже не владея техникой на высоком уровне, он пробивал, физически проламывал любую защиту.
Его силища стала притчей во языцех, французские газеты называли его "паровой каток с рапирой", а товарищи по команде вспоминали так:
"Меня всегда поражала его огромная физическая сила. Знаете, есть такое понятие "крепкое тело", так вот, Володя идеально подходил под это определение. Он как будто был сделан из железа — не кулаки, а чайники." (Хусейн Исмаилов)
"О нем, в частности о его фантастической физической силе, ходили легенды. Рассказывали, что гулял как-то Володя со своей будущей женой Эммой по Киеву, да и нарвались они на какого-то чрезмерно уверенного в себе грубияна. Ну, Володька его и проучил одним ударом, а когда шли через два часа обратно, тот все еще лежал." (Михаил Бурцев)
"И насчёт «парового катка» французы вовсе не перегнули, а очень даже верно подметили. Рельефные мышцы, отличное сложение, прирождённый атлет. Силищи ему и впрямь было не занимать — в пылу борьбы в ближней схватке (по фехтовальному «кор-а-кор» — тело в тело) мог вывернуть руку, выбить чужую рапиру, даже перерубить клинок соперника." (из материалов прессы)
Атлетичного парнишку приметил известный киевский тренер Виктор Быков в 1973 году, на юниорском чемпионате республики - и не прогадал. Володя оказался идеальным учеником, вдумчивым, исполнительным, творческим. Мог среди ночи разбудить тренера, придумав какой-то новый прием, и уже в 6 утра оба были в зале, пробуя задумку на практике. Делал всегда столько, сколько требовалось, а зачастую и больше. Тысячекратные монотонные повторения ударов, сложные изнурительные задания - Володя безропотно выполнял все и требовал добавки.
Первый крупный успех пришел в 1977, когда Владимир неожиданно для всех победил на чемпионате СССР. В следующем году закрепил успех, а с 1979 года практически уже не проигрывал крупных турниров.
К Олимпиаде в Москве Владимир подошел уже зрелым мастером - не только выдающимся атлетом, но и технически очень оснащенным фехтовальщиком, способным работать на высочайших скоростях. "Железная рука с золотой рапирой" - так писали о нем газеты в дни Олимпиады-80. В серии драматичнейших поединков с молодым и талантливым французом Жольо и товарищем по команде, трехкратным чемпионом мира Романьковым Владимир взял свое первое олимпийское золото. Вообще, на одной Олимпиаде Смирнов собрал полный комплект наград - золото в личке, серебро в командных соревнованиях по рапире и бронзу как запасной команды шпажистов.
Следующий два года ученик Быкова был неудержим - взял Кубок мира 1981 года, выиграл два золота на ЧМ в том же году.
1982 год, чемпионат мира в Риме. Карьера на взлете, команда советских рапиристов сражается за золото. Владимир Смирнов выходит на поединок против немца Маттиаса Бера - на тот момент у того был второй номер в мировом рейтинге. Оба - сторонники мощного, атлетичного стиля, высокие, красивые, статные. При обоюдной атаке у немца ломается клинок. Сломанное лезвие рапиры Бера продолжает движение, пробивает защиту, через левую глазницу проникает в мозг.
14 сантиметров стали... Мозг Владимира умер мгновенно. Тело продолжало жить, еще несколько дней, в больнице города Рим... Команда рапиристов продолжала борьбу за "золото".
У Смирнова осталась жена с двумя детьми. После смерти мужа им помогали товарищи по команде - пускали маску по кругу, сбрасывались. Эмма даже не смогла прилететь в Рим, попрощаться с мужем - ей не дали разрешение на выезд за границу, хотя она несколько дней обивала пороги чиновников всех уровней. Домой Владимира привезли в наглухо запечатанном гробу.
Маттиас Бер, невольный убийца, был настолько потрясен случившимся, что на годы ушел из спорта. Спустя 30 лет в интервью он признавался журналистам, что груз невольной вины и сейчас тянет его плечи к земле.
Владимир Смирнов умер непобежденным, даже после смерти получив золото мирового первенства.
После смерти Владимира федерация фехтования значитально усилила меры безопасности и требования к интентарю: костюмы стали выпускать на подкладке из пуленепробиваемой ткани «Кевлар», маски из сверхпрочной стали, клинки из стали типа «Марагинг», которые практически не ломаются.
В городе Луганске до сих пор проводятся ежегодные турниры памяти Владимира Смирнова.
Видеоматериалов по теме, к сожалению, немного. Вот небольшой отрывок с тренировки
И прекрасный документальный фильм "Поединок"
(Тьфу ты, напрашивается дурацкий каламбур.)
И все же, несмотря на весь трагизм, в этой истории есть какая-то красота, величие, бессмертие, я не знаю, как сказать. Уйти, как воин, в бою — в этом что-то есть...
"А ведь еще на Олимпиаде в Москве чуть не убили Владимира Лапицкого, товарища Смирнова по команде. Во время полуфинальной командной встречи со сборной Польши обломок клинка вошел в грудь Лапицкого в область сердца. Тогда нашему рапиристу повезло – обломок скользнул по ребру."
Из воспоминаний Исмаилова
"Несколько лет назад на чемпионате Вооруженных Сил в ЦСКА на моих глазах проткнули сердце и легкое 18-летнему пареньку, но он тоже остался жив благодаря своевременному вмешательству врачей.
На юниорском чемпионате мира в Австрии проткнули ногу грузинскому фехтовальщику Гие Абашидзе. Подобная травма была и у нынешнего тренера юниорской сборной России Анвара Ибрагимова. "
Тогда не было масок на лице или они были очень плохо сделаны?
http://albagan.livejournal.com/96044.html
Завоевал свое последнее, четвёртое золото, вместе с командой....посмертно.