6 мин.

Дмитрий Маслов: «В Москве почти каждый месяц открывается новый скейт-парк»

 

Через два года скейтбордисты дебютируют на Олимпийских Играх. А в России до сих пор многие связывают этот вид спорта в лучшем случае с подростковой субкультурой. Первый тренер по скейтбордингу в государственной школе Москомспорта Дмитрий Маслов помог нам разрушить стереотипы, связанные со скейтом. Как приходят в скейтбординг? Что мешает его развитию? Какое место в мире занимают наши скейтбордисты? Ответы вы получите, прочитав это интервью. 

На ближайшей Олимпиаде скейтборд появится в качестве показательной дисциплины. Российские спортсмены туда тоже поедут?

Наш вид спорта еще очень молодой, и он напрямую связан с молодежной и юношеской контркультурой. А потому не все воспринимают его в качестве спортивной дисциплины. Тем не менее, у нашей страны есть своя национальная сборная, которая и поедет на Олимпиаду в Токио. В основном она составлена из райдеров из Москвы и Петербурга. Также в нашу команду образца прошлого года попали спортсмены из Новокузнецка. Ребята уже готовятся, при сборной организован свой медицинский штаб с врачами и массажистами. Кстати, в команду вызваны три девушки. В нашем виде спорта тренировки проходят обычно совместно, а вот в соревнованиях предусмотрены два раздельных зачета: мужской и женский. 

Спортсмены из нашей страны - это воспитанники школ и секций или просто самоучки?

В России скейтборд признан в качестве официального вида спорта в 2012 году. Тогда же была открыта первая государственная школа. Но сборная состоит пока только из самостоятельных скейтеров. Они учатся сами, проводят весь день в скейт-парке, делятся друг с другом опытом.  Конечно, мы пока отстаем в плане результатов от лучших райдеров мира. Правда, лет пять назад наш самый известный скейтер Максим Круглов удачно выступил в Таллине - на коммерческих соревнованиях занял первое место. И он стал первым россиянином, которому удалось попасть на европейские соревнования. Он получил спонсорство от Red Bull. И это считается очень крутым результатом. В других коммерческих стартах наши ребята пока еще не достигли таких высот. Сказывается небольшой соревновательный опыт. Впрочем, у российской команды уже появилось прозвище среди зарубежных  спортсменов – Russian Mafia. 

Раз в сборную попали те, кто научился кататься самостоятельно, зачем нужны школы?

Да, в нашем виде спорта очень многие учатся сами и не прибегают к помощи тренера. Но перед школами стоит задача научить детей. Мы учим их кататься, чтобы впоследствии они могли уже совершенствоваться самостоятельно или в тандеме с тренером. Дети приходят уже с четырех-пяти лет. Но до восьми лет они занимаются в подготовительной группе. И только после этого начинаются уже полноценные тренировки. Обучение проходит бесплатно, но в нашей школе предусмотрены платные групповые и индивидуальные занятия. Платные они только потому, что нам приходится брать в аренду зал. А так тренерам платит зарплату государство. 

Легко ли найти нормального тренера? Спорт молодой, и есть опасения, что ребенок попадет в руки некомпетентного райдера.

Я бы разделил два понятия: инструкторы и тренеры. Инструкторы – это очень хорошо катающиеся профессионалы. Обычно они видят, что научиться хотят многие, и просто берут деньги за то, что дают уроки. На начальном этапе таких было большинство. Тренер – это специалист с педагогическим образованием. Они работают в школах, и их очень мало. 

Сколько стоит скейтборд? И нужно ли его покупать?

Наш вид спорта достаточно демократичный. Скейтбордический комплект стоит около 5000 рублей. Один-два раза за сезон скейтер меняет одну из составляющих этого комплекта – деку, то есть саму деревянную поверхность скейта. Дети катаются в шлемах и защите – налокотниках и наколенниках. Этот набор стоит еще 5000 рублей. Впрочем, мы понимаем, что сначала родители не готовы покупать все это для ребенка, если он еще не начал кататься. Ему может просто не понравиться. Так что для занятий в нашей школе достаточно иметь только шлем. В коммерческих скейт-парках можно все это взять на прокат. Это хороший вариант, если вы не знаете, какой скейт вам подходит. Лучше попробовать разные прежде, чем идти в спортивный магазин и покупать кота в мешке. Как раз неудачный скейт обычно и отбивает желание у детей кататься.

Как быстро можно научиться кататься?

Мои первые ученики научились кататься за два года. Теперь они тренируются самостоятельно и участвуют в коммерческих соревнованиях – пока только в небольших и локальных. К сожалению, турниров на городском или государственном уровне пока очень мало. 

Как проходят соревнования по скейтборду?

У каждого спортсмена есть время, за которое он должен представить свой набор элементов. Трюки оцениваются по нескольким критериям: сложность, амплитуда и общее впечатление. В сноуборде это организовано таким же образом. Существует две дисциплины. Катание в трампе – это солидных размеров полукруглая конструкция, в которую «ныряет» спортсмен сверху, выпрыгивает с другой стороны, выполняет несколько трюков и возвращается вниз. Другая дисциплина – это «стрит». Ее у нас еще называют уличным стилем. На площадке имитируют преграды, бордюры, парапеты – все то, что можно встретить на улице. Скейтеры запрыгивают на фигуры и выполняют элементы. Все соревнования проходят чаще всего в закрытом помещении. Так будет и на Олимпиаде в Токио. 

Очень многие сноубордисты переходят на скейт в летнее время. Они и в соревнованиях участвуют?

Нет, для них скейт – это просто еще одна разновидность тренировочного процесса. Ехать куда-то в горы летом сложно и дорого, а сноубордистам нужна практика. Поэтому они занимаются в рамках самого близкого к их дисциплине виду спорта. Многие элементы и трюки на скейте пришли к нам из сноубордической культуры. Часто встречаю движение в обратном направление: если ты хорош как скейтбордист, то можешь попробовать себя на сноуборде. В этом случае не придется тратить много времени на базовые навыки. Обычно первый сезон уходит на то, чтобы научится азам. А с опытом катания на скейте можно переходить сразу к следующей ступени обучения.

Что можно сказать об условиях для тренировок? Достаточно ли мест, где  можно заниматься?

Лучше всего ситуация сложилась в Москве, где практически каждый месяц открывается новый скейт-парк. Это связано с городской программой по благоустройству. Строительные компании участвуют в тендерах, и скейт-площадки становятся частью ландшафта парка или территории рядом с каким-нибудь новым жилым комплексом. Обычно зоны для скейтеров дополняют спортивные площадки. 

Раньше было много нареканий к этим скейт-паркам. Как бы вы оценили все то, что сейчас строят?

На мой взгляд, новые скейт-парки строят качественно. Их проектируют  согласно всем современным европейским стандартам. Знаю, о чем говорю, потому как сам приезжаю туда ради тренировок. 

Но вы говорите о ситуации в Москве. А как обстоят дела в других регионах?

К сожалению, там ситуация пока складывается несколько хуже. Думаю, что все дело в бюджете: только Москва готова вкладывать деньги, а, скажем, в Петербурге пока на наш вид спорта внимание обращают значительно меньше. Там пока открыли только один государственный скейт-парк и два коммерческих. У нас, кстати, проходят сборы в разных городах. Мы проводим их для смены обстановки, ну и для того, чтобы показать, в каких замечательных условиях они могут заниматься в Москве. 

Вы упомянули скейт-парки при жилых домах. Часто ли приходится сталкиваться с непониманием со стороны местных жителей? 

Главное, чтобы эта площадка была правильно построена: так, чтобы она никому не мешала. Если райдеры катаются в скейт-парке, то они не представляют угрозу. 

Что мешает развитию вашего вида спорта в России? И что нужно сделать, чтобы скейтбордистов стало больше, и они показывали высокие результаты?

Нужно делать то, что мы делаем прямо сейчас: рассказывать людям о скейте. Они должны понимать, что это отдельный вид спорта. Детям он нравится, для них это что-то необычное. Наша федерация скейтбординга была сформирована два года назад, и прямо сейчас она активно работает над тем, чтобы в регионах открывались спортивные школы. Главное, чтобы в них шли дети, а для этого нужно активнее информировать людей.

Автор: Юрий Истомин, SportCloud