6 мин.

Ольга Фирсова. Война

Сам себе сказал: про альпинистов у меня еще не было. Но сегодня чуть другой формат. Не то чтобы не о девушках, точно не о сборной России. Очень необычно даже для меня.

Когда я делал предыдущий пост со старыми фотографиями, меня поразило вот это фото

ф

Альпинист-верхолаз Ольга Фирсова во время маскировки ленинградских шпилей. Ленинград, 23 июля 1943 г.

Мне стала интересна эта история. Молодая женщина - альпинист во время самой страшной войны занимается очень серьезным делом. Я начал наводить справки и вот что получилось.

Подвиг. Настоящий, человеческий подвиг хрупкой девушки. Если представить себе весь этот кошмар, всё то время, что предоставлено нам для самых лучших и прекрасных эмоций, было разрушено войной. И ты находишь в себе силы, которых порой совсем нет, и полуголодный, в достаточно хлипком снаряжении штурмуешь высотные сооружения ради спасения своего любимого города, ради людей, ради страны, ради себя, в конце концов. 

Ольгу Афанасьевну Фирсову многие жители блокадного города хорошо знали в лицо. Только её мама, умершая в блокаду, не догадывалась - куда уходила на работу дочка.

Родилась Оля в 1911 году и первые годы жизни провела в швейцарском городе Винтертуре, где служил ее отец. Когда Афанасия Осиповича объявили врагом народа, Оля от фамилии отца не отказалась. Фирсов руководил танковым КБ в Харькове. Его творческие находки были реализованы в быстроходных танках БТ-5 и БТ-7, основные боевые характеристики Т-34 также были заложены при нем. Но летом 1936 года его отстранили от руководства КБ, а в 1937 году арестовали. По одним данным он умер в тюрьме в 1943 году, по другим — расстрелян в 1937-м.

Перед войной Ольга закончила консерваторию по классу хорового дирижирования, увлекалась лыжным слалом и альпинизмом, совершила восхождение на Казбек и Эльбрус. Когда началась война пошла работать в порт, грузить ящики с минами в порту. Здесь она встретилась с молодым архитектором Н. Уствольской. Она вспоминает: «В сентябре передо мной стояла одна задача — дать альпинистов. Первой я разыскала Лялю Фирсову, потом Алоизия Зембу и Михаила Боброва. Ляля пригласила Алю (Александру) Пригожеву».

Когда четверка альпинистов пошла на свое первое задание, им предстояло одеть в гигантский маскировочный "халат" шпиль Адмиралтейства. Ольге и Але поручили поднять его к вершине, а затем зашить чехол, постепенно расправляя брезент, который цветом  сливался с питерским свинцовым небом. 

Из воспоминаний: «Юбку» для шпиля сшивали по чертежу, а для летящего над иглой кораблика выкройку не делали – просто накинули сверху мешок. И много дней натягивали гигантский чехол весом в полтонны на сам шпиль. … А корона, венчающая «иглу», на самом деле, оказывается, очень мягкая. Я была дистрофиком – 39 кг . Но даже под таким весом она немного приплюснулась. Потом ее восстановили… Однажды из облаков вынырнул немецкий самолет, увидев меня на шпиле, летчик дал очередь. Пули пробили кровлю, маскировочный чехол. В меня не попали. Повезло. "

На пронизывающем ветру, под обстрелом, когда вокруг свистели осколки снарядов, девушки шили коченеющими пальцами, сменяя друг друга каждые три-четыре часа. Сидеть приходилось в неудобной позе — на тоненькой доске, подвешенной к блоку на веревочных петлях, как качели. Когда чехол был зашит, хлынул сильнейший дождь. Намокнув, а затем высохнув на солнце, чехол сел и местами разорвался. Снова пришлось подниматься на шпиль. Починив чехол, его зашпаговали — обвили иглу Адмиралтейства виток за витком крепкой толстой бечевкой.

ф

До конца войны еще много раз приходилось подниматься на шпиль, чтобы чинить чехол, который рвало осколками бомб и снарядов. Сначала это делала Александра Пригожева и Ольга Фирсова, а после смерти Александры хранительницей шпиля осталась одна Ольга.

Ей суждено было и снимать маскировку. В последний день апреля 1945 года Ольга поднялась на шпиль Адмиралтейства, распорола ножом брезент и засияла золотая Адмиралтейская игла. Громовым «Ура!» откликнулась на это Дворцовая площадь, где моряки Балтийского флота готовились к первомайскому параду.

После войны Ольга Афанасьевна работа инструктором-тренером в ДСО «Искусство» сразу по трем видам спорта — горным лыжам, альпинизму и скалолазанию, обучая молодежь. Ольга Афанасьевна была награждена орденом св. равноап. кн. Ольги — за спасение исторических и архитектурных памятников блокадного Ленинграда.

Из воспоминаний дочери Ольги Фирсовой — Ольги Блаут: «Мама за год до смерти попросила меня поехать с ней в Николо-Морской собор, и мы отстояли там заупокойную службу по ее погибшим и умершим в блокаду друзьям. В блокаду им было дано задание замаскировать его купол. Но настоятель собора не разрешал начать работы пока не отслужит молебен за их здравие. А так как они были комсомольцами, то должны были доложить об этом начальству. Начальство приказало: отстойте молебен, главное, чтобы работа была выполнена. После молебна настоятель собора благословил маму на работу на куполах храма иконой св. равноап. кн. Ольги и вручил ее ей. Эту икону я бережно храню. Отпевали маму в этом соборе».

ф

Первым послевоенным летом она снова выехала на Кавказ, в горы инструктором альпинизма. А зимой 1946-го завоевала почётное второе место по слалому на первенстве Ленинграда. Следующим летом в группе альпинистов М. Звездкина (МС СССР), П. Елизарова, Г. Трофимова вместе с мужем М. Шестаковым совершила восхождение на кавказскую вершину Башкара. В 1948-м развелась с мужем и вновь взошла на Эльбрус. В 1949 году снова работала инструктором в альплагере «Шхельда» ДСО «Буревестник». Тренеры – наставники: Мартынов В.В., Потапов В.А. (МС), Гусак Н. (МС), Кизель В.А. (МС). Работала в лагерях более 10 лет. За эти годы не было ни одного ЧП. Участвовала в спасработах на вершине Бжедух, где погибла группа москвичей: Яковлева Лариса, Раздеришин Аркадий, Салтыков Кирилл.

ф

Судьба не баловала Ольгу Афанасьевну. После войны долгие годы она прожила со вторым мужем – Нечаевым Иосифом Дмитриевичем и дочерью Олей, которая родилась 23.11.1951 г., в тесной комнате коммунальной квартиры на Гороховой улице в коммуналке.

14 звонков на входной двери: 14 комнат. 46 неспокойных соседей. И каждую ночь – визиты милиции. Отлучиться от плиты хозяйке было нельзя. Лишь зазеваешься – и в кастрюле с супом окажется пачка от «Беломора», старая газета или спутанный клок волос. Муж скончался в 1967 г . И только через четверть века после войны (в 1970 г.) государство выделило Ольге Фирсовой однокомнатную квартиру на Ленинском проспекте дом 2. С 1999 г. Фирсова жила в Германии – переехала к дочке – Ольге  Иосифовне – которая вышла замуж. Только в последние годы после переезда в Берлин, подвиг Ольги  Афанасьевны был оценен потомками тех, кто когда-то разглядывал в прицел шпили и купола ее любимого Ленинграда.

Умерла Ольга Афанасьевна на 95-ом году жизни 10 ноября 2005 г. в Берлине, но похоронена 19.12.2005 г. в Санкт-Петербурге по ее желанию на Северном кладбище вместе со вторым мужем.

ф

Статья склеена из различных данных и рассказов.