3 мин.

«Я не понимал, что происходит». Как пилот стал дайвером-рекордсменом и едва не умер, уснув на глубине 80 метров

История Герберта Нича очень поучительная в своей сути. А суть очень проста: о чём-то мечтаете – делайте! Австрийский гражданский пилот Нич, например, всегда грезил о большой воде – начал заниматься дайвингом. Одно из погружений, правда, едва не лишило его жизни, но любовь к новому виду спорта пересилила и он снова надел гидрокостюм.

С небес под воду

Герберту, который стабильно выполнял несколько рейсов в неделю, одного только вечного солнца над облаками стало мало. Житель Австрии, которая даже не имеет выхода к морю, как будто всегда знал, что вода – его путь. Только вот изначально он хотел заняться привычным для нас всех дайвингом – с баллонами, трубками и так далее. Однако судьба (утерянный багаж со всеми снарядами) сама привела его в более экстремальный вид – фридайвинг. Это подводное плавание, которое предполагает погружение без дополнительного кислорода, то есть время нахождения под водой зависит только от возможностей спортсмена.

Нич, который начинал задерживать дыхание под водой ради интереса, вскоре стал настоящим профи. За несколько лет работы объём его лёгких увеличился примерно на 8-9 литров, что позволило ему погрузиться на глубину 214 метров и установить новый рекорд, после которого его начали величать лучшим фридайвером в мире и даже дали звание «самого глубоководного человека на земле».

Одного рекорда было мало

Категория в которой выступает Герберт называется «Nolimits». Видимо, отчасти и это мотивировало Нича испытывать возможности своего организма. Погружение людей «без лимитов» происходит достаточно нетипично. Дайвера сажают в тележку, которая стремится ко дну под весом балласта, а затем глубоководника поднимают с помощью шара. Согласитесь, даже звучит страшно.

Австрийца же такой расклад только вдохновлял. В 2012-м он принял решение установить новый рекорд. Нич прошёл серьёзнейшую подготовку, но всё сломалось уже на 15-м метре: собственная разработка Герберта для решения проблем с сильным давлением дала сбой.

Сам спортсмен вспоминал:

– Я закрыл глаза и не замечал ничего вокруг. Погружаясь дальше, я вдыхаю этот воздух маленькими глотками. На глубине появляется проблема — воздух из лёгких становится недоступен. Выдохнуть, чтобы выровнять давление, уже нельзя. Но когда я выдыхаю в эти бутылки, то на глубине воздух остается со мной. Выдох всего воздуха из лёгких в этот прибор занимает около 30 секунд, дальше я погружаюсь с пустыми лёгкими.

На рекордной глубине 253 метра он всё-таки оказался, но вот с обратным маршрутом возникли проблемы. Где-то в метрах 80-ти от поверхности Герберта захлестнуло «азотное опьянение», из-за которого его сильно повело.

За Ничем сразу нырнули друзья, которые в порыве желания спасти товарища поторопились достать его из воды как можно скорее. Резкий глоток воздуха всегда крайне опасен для организма и может закончиться моментальной смертью. Это едва не произошло и Гербертом, который во время подъёма пережил несколько инсультов. Жизнь спортсмена удалось спасти, но продолжаться она могла только при помощи аппарата.

Когда Герберт вышел из комы, он практически ничего не помнил. Жизнь словно началась сначала:

«Я не понимал, что происходит. Первую неделю я лежал в коме, после которой потерял краткосрочную и долгосрочную память. Я не мог вспомнить даже имена лучших друзей», — рассказывал парень впоследствии.

Восстановление давалось отнюдь не просто, но спустя всего пару лет он снова оказался в любимой воде. Испытания для организма он, конечно, прекратил.