4 мин.

Первая и последняя на «Крыше мира»: как Екатерина Иванова покоряла вершины одну за одной, а потом умерла под лавиной

Екатерину Иванову знали и любили во всём Советском Союзе, да и далеко за его пределами. Её лично поздравляли Михаил Горбачёв и Джордж Буш, а газеты не уставали писать о её достижении – Иванова была первой женщиной, которой удалось подняться на пик Эвереста. До развала СССР такого никто повторить не смог, а потому в истории она осталась как единственная советская альпинистка, которая осилила маршрут на самую высокую точку мира.

Эта победа над собой и обстоятельствами (они складывали не в её пользу) заставила девушку поверить, что ей будут подвластны и другие высоты, но в одной из экспедиций Екатерина умерла...

Всё ради мечты

Екатерина родилась в Восточно-Казахстанской области Казахской ССР, которая расположена прямо у предгорья Алтая. Географические факторы во многом обозначили её увлечения. Девочка с ранних лет хотела стать геологом, и, когда дело дошло до получения профессии, выбор специальности был очевиден. Иванова переехала в Иркутск, где и познакомилась со скалолазанием. Она была, наверное, самой старательной из всех спортсменов, а потому результаты не заставили себя ждать. Её партнёрами на тренировках были в основном парни, но Катю это смущало мало. Спортсменка была очень сильна характером и точно знала, что хочет стать лучшей – мужская компания только больше мотивировала девушку.

В общении с парнями она только расцветала. Она шутила, весело подбадривала ребят и вообще была очень раскрепощена. О её решительности здорово говорит один из эпизодов её биографии. Иванова отрубила себе косу. Не забавы ради, конечно, а для большего удобства – однажды волосы попали в карабин и доставили много неудобств на спуске. Тогда Екатерина избавилась от «лишнего» при помощи топора.

Женщинам на Канченджанге не место

К середине 1980-х Иванова была одной из лучших альпинистов в стране. Тогда же в СССР решили отправить в Гималаи вторую экспедицию. Основной задачей было исследование Канченджанги – одной из самых загадочных вершин. Во-первых, её исследование долго не давалось ни одной группе альпинистов. Во-вторых, по одному из самых распространённых мнений, эта гора не пускала женщин. Вроде как она сама представляла прекрасный пол, и конкурентки ей были не нужны.

Что именно из этого заставило руководство исключить из состава экспедиции прошедшую всю необходимую подготовку Иванову, никто так и не понял. Однако факт оставался фактом: девушек на Канченджангу не взяли. Для Ивановой эта стало серьёзным ударом.

Не последний шанс

Судьба, к счастью, была к Екатерине благосклонна и послала ей ещё одну возможность стать великой альпинисткой. В 1990-м Американцы собрали свою экспедицию, в которую позвали советских и китайских покорителей вершин. Иванова, которая в момент созыва уже находилась в Гималаях вместе со своим товарищем Александром Токаревым, была самым подходящим дополнением к американскому составу.

Перед стартом спортсмены разделились на три группы. В самой последней, конечно же, собрали всех представительниц слабого пола. Они очень быстро доказали, что зря. Девушки уверенно шли вверх и уже через 91 день оказались на самой высокой точке света. Иванова была одной из этих героинь. По радиосвязи, она, захлёбываясь в слезах, кричала о том, как она счастлива, и восхищалась красотой нашей планеты.

О подвиге советской женщины узнали во всём мире. Её даже благодарили и поздравляли самые главные люди – Горбачёв и Буш.

На Канченджанге женщинам всё-таки не место

Но и этого для амбициозной дамы было мало. Когда Екатерина осознала, какой силой она на самом деле обладает, её захлестнуло желание доказать всем и самой себе, что она легко сможет покорить и все остальные тринадцать восьмитысячников.

За четыре следующих года справилась с двумя. В планах на 1994-й была та самая Канченджанга, которая восемь лет назад уже «опрокинула» Иванову. Но она к суеверным не относилась и ни в какие легенды о страшной и коварной горе не верила. Как оказалось, зря. Екатерина, которая традиционно отправилась в экспедицию в компании партнёра Токарева, умерла под снегом. На горе случился обвал, который погубил первую белорусскую экспедицию. Иванову даже не нашли.