5 мин.

«На гонках сейчас нет ни призовых, ни награждения». Как погибает велоспорт в России

Дмитрий Самохвалов

В прошлом году Дмитрий Самохвалов выигрывал Тур Кубани, побеждал на этапах Гран-при Сочи и Гран-при Адыгеи. Теперь международных гонок в России нет. Как нет и прошлогодней команды братьев Самохваловых – «Итеры-Катюши». О том, как выглядит российский велоспорт-2016 изнутри, Самохвалов рассказывает в интервью Sports.ru.

- В интервью «Советскому спорту» после отмены международных гонок генеральный директор Федерации велоспорта России Юрий Кучерявый заявил: велоспорт не умер, мы меняем систему развития. Согласны?

– Скажу так, ничего хорошего с отменой международных соревнований не произошло. Сейчас мы ехали горный тур в Крыму. Конкуренции нет. Гонщики есть, но их подготовка не на должном уровне, в пелотоне осталась одна молодежь. Опытных гонщиков на пальцах одной руки пересчитать можно.

alt

- То есть внутрироссийские старты нельзя сравнить по уровню с теми же «Пятью кольцами Москвы», которых теперь нет?

– Класс спортсменов совсем другой. К нам приезжали команды из бывшего СССР – Украина, Беларусь, они собирали сильнейших спортсменов, была серьезная конкуренция, серьезный уровень. А тут получается едут Самара, Крым, Москва своими региональными сборными.

- У Тюмени была сильная команда.

– Да, но они там ребята ездят по юниорам, с нами не стартуют. Из опытных за них ездил Кирилл Синицын, но он начал сезон, выиграл первый этап чемпионата России в горной гонке и завязал. Просто не увидел смысла ездить дальше, если в стране нет стартов, некуда расти.

- Продолжаю цитировать интервью гендиректора Кучерявого: «Нужно создать гонщикам нормальные условия: обеспечить питанием, размещением, привлекательным призовым фондом, судейством и проводить их не за городом, а в городах, которые пойдут нам на встречу, перекрыв движение и обеспечив должную безопасность». Что-то из этого сделано?

– Я впервые в своей карьере видел такую организацию гонок. Ты едешь и не можешь занять все полотно трассы, потому что по встречке на тебя несутся машины. И встречка ничем не отделена.

То есть если выезжаешь на встречную полосу, тебя просто собьют. Перед отрывом идет машина, а группа, которая позади, вообще ничем не прикрыта. Можно сказать, ее только технички прикрывают, которые сзади едут. Нас простые водители обгоняли по ходу гонки. Просто обгоняли. Никакой безопасности. Это как тренировку едешь – вышел из дома и поехал. Как сказал один из наших: «Ребят, это не гонки, а организованные тренировки».

- Говорили, что гонку с раздельным стартом на 15 км сократили до 5 км, потому что не смогли обеспечить безопасность, а потом просто умножили время на три и записали в протокол. Это правда?

– Да.

- Но зачем?

– По положению было написано, что гонка 15 км в гору, написали бы 5 км, этап был бы аннулирован.

- Но так ведь и гонку «Милан – Сан-Ремо» вместо 300 км можно сократить до 30, а потом умножить время на 10. Это же абсурд!

– Да, абсурд. Но мы живем в таких реалиях.

Дмитрий и Антон Самохваловы

- Хотя бы призы какие-то есть?

– Никаких призовых нет, хотя еще год назад платили нормальные деньги. А сейчас: занимаешь первое место – и едешь домой. Нет ни награждения, ничего подобного. Ни на какой подиум мы не выходили. Неужели сложно нормально организовать гонку?

А ведь это считается этапом чемпионата России. Какие-то зрители собираются на финише, но даже для них ничего не проводят. Финишнул – и все, свободен. И призовых никаких. Сейчас Федерация вместо «Пяти колец» делает гонку в Крыму. Вроде нашли спонсора, обещают призовые около полумиллиона рублей. Но оттуда все уже разъехались.

- Почему, можно же хоть что-то заработать?

– Потому что уже хватило того, что было. Мы – самарская команда, денег у нас нет до следующей гонки находиться в Крыму. В мае нас распускают по домам. В конце мая едем в Удмуртию, там собираются проводить многодневную гонку. Тоже внутрироссийскую. А потом едем в Крым на чемпионат России, где будут «Русвело», «Катюша» и гонщики из «Тинькофф». Ну, что тут сравнивать. Какие они гонки едут, и какие мы… Мы не сможем даже подготовиться нормально. Это просто будет гонка на доезд. Выйти на старт для галочки, что самарская команда поучаствовала – и все.

- С «Итерой-Катюшей» в прошлом году все было по-другому?

– Да, было большое желание к чему-то стремиться. Это самое главное. Мы с братом вернулись из Франции в Россию пять лет назад, наc обещали взять в глобальный проект развития велоспорта. Каждый год, но так до прошлого года и не взяли. Каждый год руководство нынешней «Газпром-Русвело» вело с нами переговоры, но почему-то для нас не находилось места, и никто толком не может объяснить, почему.

В прошлом году Токмаков (Александр Токмаков, главный тренер команды Team 21 – прим. Sports.ru) уперся, и нас взяли, наконец, в «Итеру-Катюшу». У нас был хороший состав, чтобы зарабатывать очки. Мой брат Антон закончил многодневку первой категории «Тур Чехии» высоко, был 14-м, а там ехали гонщики «Мирового тура», Гавирия, Вакоч, выиграл Зденек Штыбар. Это показатель, что мы готовы выступать на самом высоком уровне.

Но в итоге даже не догонялись до конца сезона, проект закрыли, гонщиков уволили, никому ничего не объяснили. В межсезонье мы вновь вышли на связь с «Газпром-Русвело», но нам только и говорили: ждите, ждите. В итоге нам позвонил ныне уволенный спортивный директор «Газпром-Русвело» с ответом: вы не нужны, ищите команду в Японии. Почему я должен искать команду в Японии, когда я русский гонщик?

- Может, стоит вернуться во Францию, где вы весьма неплохо выступали?

– Сейчас везде финансово непросто. Зарубежные команды не готовы тратить деньги на то, чтобы обеспечить неевропейского гонщика видом на жительство. Нам и тогда, когда мы с братом там выступали, говорили, почему вы в России не гоняетесь, у вас же много команд. Сейчас очень тяжело куда-то попасть.

- Вам 29 лет. Не проще ли повесить велосипед на гвоздь?

– Велосипед можно повесить. Но этот год докатаюсь для себя. Мне всегда был интересен велоспорт. Есть предложение пойти тренировать, но я пока обдумываю. Надо, чтобы работа приносила удовольствие. А мне именно велоспорт приносит удовольствие.

Дмитрий Самохвалов в форме самарской команды

Позор недели: куда упал российский велоспорт