«На гонках сейчас нет ни призовых, ни награждения». Как погибает велоспорт в России
В прошлом году Дмитрий Самохвалов выигрывал Тур Кубани, побеждал на этапах Гран-при Сочи и Гран-при Адыгеи. Теперь международных гонок в России нет. Как нет и прошлогодней команды братьев Самохваловых – «Итеры-Катюши». О том, как выглядит российский велоспорт-2016 изнутри, Самохвалов рассказывает в интервью Sports.ru.
- В интервью «Советскому спорту» после отмены международных гонок генеральный директор Федерации велоспорта России Юрий Кучерявый заявил: велоспорт не умер, мы меняем систему развития. Согласны?
– Скажу так, ничего хорошего с отменой международных соревнований не произошло. Сейчас мы ехали горный тур в Крыму. Конкуренции нет. Гонщики есть, но их подготовка не на должном уровне, в пелотоне осталась одна молодежь. Опытных гонщиков на пальцах одной руки пересчитать можно.
- То есть внутрироссийские старты нельзя сравнить по уровню с теми же «Пятью кольцами Москвы», которых теперь нет?
– Класс спортсменов совсем другой. К нам приезжали команды из бывшего СССР – Украина, Беларусь, они собирали сильнейших спортсменов, была серьезная конкуренция, серьезный уровень. А тут получается едут Самара, Крым, Москва своими региональными сборными.
- У Тюмени была сильная команда.
– Да, но они там ребята ездят по юниорам, с нами не стартуют. Из опытных за них ездил Кирилл Синицын, но он начал сезон, выиграл первый этап чемпионата России в горной гонке и завязал. Просто не увидел смысла ездить дальше, если в стране нет стартов, некуда расти.
- Продолжаю цитировать интервью гендиректора Кучерявого: «Нужно создать гонщикам нормальные условия: обеспечить питанием, размещением, привлекательным призовым фондом, судейством и проводить их не за городом, а в городах, которые пойдут нам на встречу, перекрыв движение и обеспечив должную безопасность». Что-то из этого сделано?
– Я впервые в своей карьере видел такую организацию гонок. Ты едешь и не можешь занять все полотно трассы, потому что по встречке на тебя несутся машины. И встречка ничем не отделена.
То есть если выезжаешь на встречную полосу, тебя просто собьют. Перед отрывом идет машина, а группа, которая позади, вообще ничем не прикрыта. Можно сказать, ее только технички прикрывают, которые сзади едут. Нас простые водители обгоняли по ходу гонки. Просто обгоняли. Никакой безопасности. Это как тренировку едешь – вышел из дома и поехал. Как сказал один из наших: «Ребят, это не гонки, а организованные тренировки».
- Говорили, что гонку с раздельным стартом на 15 км сократили до 5 км, потому что не смогли обеспечить безопасность, а потом просто умножили время на три и записали в протокол. Это правда?
– Да.
- Но зачем?
– По положению было написано, что гонка 15 км в гору, написали бы 5 км, этап был бы аннулирован.
- Но так ведь и гонку «Милан – Сан-Ремо» вместо 300 км можно сократить до 30, а потом умножить время на 10. Это же абсурд!
– Да, абсурд. Но мы живем в таких реалиях.
- Хотя бы призы какие-то есть?
– Никаких призовых нет, хотя еще год назад платили нормальные деньги. А сейчас: занимаешь первое место – и едешь домой. Нет ни награждения, ничего подобного. Ни на какой подиум мы не выходили. Неужели сложно нормально организовать гонку?
А ведь это считается этапом чемпионата России. Какие-то зрители собираются на финише, но даже для них ничего не проводят. Финишнул – и все, свободен. И призовых никаких. Сейчас Федерация вместо «Пяти колец» делает гонку в Крыму. Вроде нашли спонсора, обещают призовые около полумиллиона рублей. Но оттуда все уже разъехались.
- Почему, можно же хоть что-то заработать?
– Потому что уже хватило того, что было. Мы – самарская команда, денег у нас нет до следующей гонки находиться в Крыму. В мае нас распускают по домам. В конце мая едем в Удмуртию, там собираются проводить многодневную гонку. Тоже внутрироссийскую. А потом едем в Крым на чемпионат России, где будут «Русвело», «Катюша» и гонщики из «Тинькофф». Ну, что тут сравнивать. Какие они гонки едут, и какие мы… Мы не сможем даже подготовиться нормально. Это просто будет гонка на доезд. Выйти на старт для галочки, что самарская команда поучаствовала – и все.
- С «Итерой-Катюшей» в прошлом году все было по-другому?
– Да, было большое желание к чему-то стремиться. Это самое главное. Мы с братом вернулись из Франции в Россию пять лет назад, наc обещали взять в глобальный проект развития велоспорта. Каждый год, но так до прошлого года и не взяли. Каждый год руководство нынешней «Газпром-Русвело» вело с нами переговоры, но почему-то для нас не находилось места, и никто толком не может объяснить, почему.
В прошлом году Токмаков (Александр Токмаков, главный тренер команды Team 21 – прим. Sports.ru) уперся, и нас взяли, наконец, в «Итеру-Катюшу». У нас был хороший состав, чтобы зарабатывать очки. Мой брат Антон закончил многодневку первой категории «Тур Чехии» высоко, был 14-м, а там ехали гонщики «Мирового тура», Гавирия, Вакоч, выиграл Зденек Штыбар. Это показатель, что мы готовы выступать на самом высоком уровне.
Но в итоге даже не догонялись до конца сезона, проект закрыли, гонщиков уволили, никому ничего не объяснили. В межсезонье мы вновь вышли на связь с «Газпром-Русвело», но нам только и говорили: ждите, ждите. В итоге нам позвонил ныне уволенный спортивный директор «Газпром-Русвело» с ответом: вы не нужны, ищите команду в Японии. Почему я должен искать команду в Японии, когда я русский гонщик?
- Может, стоит вернуться во Францию, где вы весьма неплохо выступали?
– Сейчас везде финансово непросто. Зарубежные команды не готовы тратить деньги на то, чтобы обеспечить неевропейского гонщика видом на жительство. Нам и тогда, когда мы с братом там выступали, говорили, почему вы в России не гоняетесь, у вас же много команд. Сейчас очень тяжело куда-то попасть.
- Вам 29 лет. Не проще ли повесить велосипед на гвоздь?
– Велосипед можно повесить. Но этот год докатаюсь для себя. Мне всегда был интересен велоспорт. Есть предложение пойти тренировать, но я пока обдумываю. Надо, чтобы работа приносила удовольствие. А мне именно велоспорт приносит удовольствие.
-----------------------------
Конечно абсурд. Поэтому едем 3 км, а затем умножаем на 100.
а "велосипеды спортивные" нигде копейки не стОят, ни во франциях, ни в испаниях, ни в америках, тащем-та.. это вообще нонсенс - кто Вам "за копейки" будет делать качественный велик, с Марса он что ли прилетит?
"качественный рывок" в спорте высших достижений происходит только в ситуациях, подобных той, что была в Сов. Союзе, когда этими победами специально целенаправленно занимаются и рубят головы ответственным, когда этих побед нет. А путать проф. спорт и физкультуру не нужно, например.
Пример: велосипеды спортивные должны стоить копейки,к ним куча дорог по городу. По плаванью-кучу 50 метровых бассейнов по всей стране,а лучше для нескольких школ в городе один бассейн и занятия для школьников каждую неделю и тд.
И только тогда произойдет качественный рывок в спорте.
Кончился у нас велоспорт.Кончился ещё в конце 90-х с уходом тех кто начинал по секциям при Союзе.
Далее только отдельные всплески,а теперь вообще зачахнет.
Что парадоксально,то что население всё больше покупает велосипедов,всё больше просто катается на них.
Есть, например, Колумбия, которая, что-то мне не верится, что выделяет громадные деньги на развитие велоспорта, как вы предлагаете. Но это велосупердержава сейчас. Все в большей степени зависит от интереса к виду (он в России к вело, к сожалению, мизерный, приходится констатировать) и организации, которая опять же зависит от интереса к виду. Если есть страсть, будет спорт.
-----------------------------
Конечно абсурд. Поэтому едем 3 км, а затем умножаем на 100.
-----------------------------
Зато сколько рекордов будет побито! Инновации однако