Нибали, Пантани и еще 5 итальянских триумфаторов Тур де Франс
Блог «Грегари» вспоминает всех итальянских велогонщиков, успешно ехавших французский гранд-тур.
Винченцо Нибали готовиться принять титул чемпиона Тур де Франс-2014. Итальянец на этой гонке был прекрасен – 4 победы на отдельных этапах и огромнейшее преимущество в генеральной классификации. Более того, «Акула» близок к очень большому достижению в своей карьере – победе на всех гранд-турах. До этого Винченцо был лучшим на Вуэльте (2010) и Джиро (2013). Совсем скоро Нибали попадет в великую компанию обладателей велосипедного Большого Шлема, в которой уже находятся Бернар Ино, Эдди Меркс, Феличе Джимонди, Жак Анкетиль и Альберто Контадор.
Вообще же, французская супервеломногодневка никогда не считалась любимой у итальянских велогонщиков. За более чем столетнюю историю, аппеннинцы первенствовали на Елисейских Полях всего-то 9 раз. И вот она - юбилейная виктория.
А пока давайте вспомним всех итальянских героев, добиравшихся до вершины главной велогонки всех времен.
Оттавио Боттеккья
Триумф: 1924-25 (9 выигранных этапов)
Великий Оттавио Боттеккья ехал Тур де Франс всего четыре раза, но каждая многодневка стала для него особенной. В 1923-м году итальянец стартовал в качестве грегари хозяина «Большой Петли» Анри Пеллисье и едва не опередил своего капитана. На своем дебютном Туре Боттеккья занял второе место. Уже в следующем году к итальянцу пришел величайший успех. Оттавио выиграл первый этап гонки до Гавра и не отдал желтую майку до самого финиша в Париже – преимущество над ближайшим преследователем Николасом Франтцем из Люксембурга составило впечатляющие 35 минут.
Через год Оттавио повторил свой успех, лишь на пару дней отдав желтое одеяние бельгицу Аделину Бенуа. Но в итоге Париж все равно увидел на пьедестале почета старого знакомого из Италии. Боттеккья выиграл последний 343-километровый этап и привез ближайшему преследователю Люсьену Бюйссу феноменальные 54 (!) минуты. В 1926-м году итальянец снова стартовал во Франции, но был вынужден сойти в Пиренеях из-за грозы.
Но Оттавио и не думал складывать оружие. Через год двукратный чемпион Тура хотел выйти на старт веломногодневки еще раз. Однако этому не суждено было случиться. В июне 1927-го Оттавио Боттекья был найден неподалеку от своего дома в луже крови с проломленным черепом и множественными травмами. Рядом с гонщиком лежал его велосипед. Точная причина смерти неизвестна до сих пор. Однако большинство апеннинцев склоняются к тому, что это было убийство, подстроенное итальянской мафией за отказ велосипедиста участвовать в договорных гонках. Боттеккья умер в возрасте 32 лет.
Фото: velonews.com
Джино Бартали
Триумф: 1938, 1948 (12 этапов)
Бартали тоже выиграл Тур дважды. Причем сделал это с интервалом в 10 лет – такого большого перерыва между двумя победами на самой главной гонке велоспорта не было ни разу. Кстати, первую свою победу Бартали одержал во многом по воле случая. Джино отказался от участия в итальянском туре-1938 из-за фашистской диктатуры Бенито Муссолини. Концентрация на французской веломногодневке даром не прошла. После 13 этапов Бартали шел среди лидеров, но никак не мог дотянуться до желтой майки. Решающим стал этап до Бриансона через перевалы Алло, Вар и Исуар. На последней неделе Джино лидерство никому не уступил и выиграл у ближайшего преследователя Верфеке из Бельгии 18 минут.
В 1948-м Бартали здорово начал – выиграл этап и желтую майку, которую, правда, пришлось отдать уже на следующий день. Возвращение заветной одежки состоялось через две недели. Но обо всем по порядку. К 12 этапу Бартали проигрывал лидеру больше 20 минут и всерьез задумался о сходе. Однако гонщика переубедила политическая верхушка Италии. В те годы в стране была нестабильная обстановка и руководители государства попросили Джино ехать до конца и постараться выиграть этап, чтобы люди хоть немного отвлеклись от тяжелой ситуации. На это Бартали ответил: «Я выиграю Тур».
Свое слово Джино сдержал. На трех следующих этапах итальянец одерживал победы, сначала нивелировав свое отставание, а затем и выйдя вперед с преимуществом. На финише в Париже гандикап Бартали над ближайшим противником составил огромные 26 минут. Всего на том Туре флорентиец победил на 7 этапах.
Фото: roadtovalorbook.com
Фаусто Коппи
Триумф: 1949, 1952 (9 этапов)
Тур-1949, начиная со второй недели стал сугубо итальянским. На 10-м этапе желтую майку захватил Маньи и с этого момента лидерство оставалось у Апеннинцев до последнего километра. Прекраснейшая битва за первое место между Коппи и Бартали стала украшением всей истории велоспорта. Итоговую победу одержал Фаусто, опередивший товарища по команде на 10 минут.
Через три года Коппи повторил свое достижение. Фаусто отсиживался в тени до 10 этапа, после чего разбил всех на финишах до Альп д’Юэз и Сестриера. Больше никто на позиции итальянца не покушался. На финише Коппи выиграл у бельгийца Окерса больше 28 минут. После этого на Тур де Франс итальянца не видели.
А через 8 лет Фаусто умер. Одна из версий – передозировка наркотиками. Предположительно, кокаином либо амфетамином. В 1999-м Коппи занял второе место в опросе на лучшего итальянского спортсмена 20 века. Также в честь Фаусто на Джиро учреждена премия – первому покорителю самой высокой точки веломногодневки.
Фото: theredlist.com
Гастоне Ненчини
Триумф: 1960 (4 этапа)
Главным фаворитом Тура-1960 был хозяин гонки Роже Ривьер. Форма француза впечатляла - на первых неделях Роже одержал парочку уверенных побед. После 10-го этапа лидерство в гонке захватил итальянец Гастоне Ненчини. После этого «Лев из Мюджелло» спокойно оборонялся и довел дело до итоговой победы. Однако виктории могло не состояться. Именно из-за повышенных амбиций Ривьера. Француз следовал за итальянцем по пятам на каждой горе, на каждом спуске. Однако спуск с Перьюре на 14-м этапе оказался последним в жизни французского велогонщика. Роже спускался вслед за безбашенным даунхиллером Ненчини и не удержался на одном из поворотов, упав с обрыва и получив много травм. Ривьер стал инвалидом. А итальянец Ненчини через неделю принимал поздравления в Париже.
Фото: archiviofoto.unita.it
Феличе Джимонди
Триумф: 1965 (7 этапов)
На протяжение четырех Туров (с 1961 по 1964) победу одерживал Жак Анкетиль. В 1965-м француз пропускал родную гонку, превратив в главного фаворита своего соотечественника Раймона Пулидора. Главным соперником Раймона был итальянец Витторио Адорни, чьим основным грегари являлся Феличе Джимонди. Однако обстоятельства сложились так, что капитаном итальянской команды сделался летучий бергамец.
На 9-м этапе до Баньер-де-Бигура Джимонди добрался до финиша в отрыве и перехватил желтую майку, которую уже никому не отдавал. Хотя на 14-м этапе Пулидор попытался перехватить лидерство. На этапе с финишем в легендарную Мон Венту француз пошел в атаку, победил, но Джимонди максимально минимизировал разрыв и сохранил свою одежку. Решающую атаку на желтое Пулидор готовил через пару дней – во время горной разделки до Ле Ревара. И как на финише был удивлен француз! Джимонди выиграл этап, оставив Пулидора с носом и «серебряной медалью». Более того, на последней разделке в Париже Феличе снова победил и довел свое преимущество до 2:40.
После этого успеха Джимонди гонялся еще 12 лет и выиграл все, что можно – первенство Италии, чемпионат мира, все гранд-туры. До сих пор Феличе можно увидеть на велосипеде на различных гонках для ветеранов. Кроме этого, он долгое время работал над производством веломашин «Бьянки».
Фото: bikeraceinfo.com
Марко Пантани
Триумф: 1998 (8 этапов)
В 1998-м «Пират» был прекрасен и отомстил Яну Ульриху за поражение в 1997-м. Для затравочки Пантани победил на тяжелейшем горном 11-м этапе до Плато-де-Белль. Итальянец привез своим главным соперникам больше полутора минут и переместился на 4-е место в генеральной классификации, расположившись в трех минутах позади Ульриха. Перед тем днем Марко был вне пределов первой десятки.
Пару этапов спустя Марко пошел в умопомрачительную атаку на альпийском этапе с финишем в Галибье. Плохая погода плюс кризис Ульриха помогли итальянцу переодеться в желтое.
За оставшееся время Ян выиграл этап до Альбервилля и разделку до Ле Креузо, но Пантани уже был недосягаем. На Елисейских Полях разрыв составил 3:21.
После этого успеха Марко приехал на Тур в 2000-м – пытаться побить Лэнса Армстронга. К сожалению, Пантани ту гонку до финиша не доехал и через пару лет завершил профессиональную карьеру. В 2004-м из Римини пришла ужасная новость: «Марка Пантани найден в своем гостиничном номере мертвым». Официальная причина смерти – передозировка кокаином.
Фото: triamax.com