Велосипедный пост.
Тут недавно у нас образовался лишний велик и я решил его прихватизировать. Чего добру пылиться?
Раз уж так сложились события, то я записался в велосепидисты. Тем более, что давно на них поглядывал со стороны с некоторой завистью — ходить-то пешком всяко медленнее, чем ездить на велосипеде. Хотя в нежелании ходить пешком меня обвинить нельзя — я как-то даже пару дней подряд из центра до дома доходил пешком, а это 12 километров. Но это всё же немного через чур, а так прогулки километров по пять для меня — норма.
Да и детство моё прочно связано с велосипедом. Если сейчас в России иметь автомобиль — это необходимость для демонстрации своей состоятельности, то и в своё время в деревне было круто иметь велик и рассекать на нём по асфальтированным и не очень улицам, а не иметь и быть пешим — не круто. Но и даже если отстраниться от вопросов статусности, то кататься было просто весело, а в компании тем более. Однажды на моём велике ездил даже «вождь мирового пролетариата» и умудрился его не скоммуниздить.
А ещё в поездках в Европу удалось обратить внимание на наличие велосипедных дорожек, которые в свою очередь не пустовали, а даже наоборот. В Праге велосипедисты бренчали нам в спину своими звоночками, потому что мы по неопытности заходили на дорожки и гуляли по ним. Вспоминается образ Азии как велосипедного края. Из этого складывалось убеждение, что всё это не может быть просто так и люди по всему миру умудряются использовать велик как транспорт.
При свободном велосипеде было грех не попробовать. И где-то месяц назад я отправился в первую свою поездку. По результату которой хочется дать рекомендацию — не начинайте знакомство с велосипедом, когда на улице ветер сильнее десяти метров в секунду, ибо трёх километров против ветра мне хватило, чтоб выдохнуться напрочь. В следующий раз погода была более удачной и именно этот раз я считаю первой нормальной своей велопрогулкой по Новосибирску. Правда, «более удачная погода» — это довольно условное понятие, ибо хоть ветра практически не было, но было холодно — около пяти градусов — и вообще падал снег. 11,3 километра — с них всё и началось.
После месяца хочется сформулировать свои первые впечатления — тем более, что я успел накатать около полутысячи километров.
Самое главное — велосипед в городе на самом деле реально использовать как транспорт, то есть именно как средство добраться от одной точки до другой. Пусть бо́льшая часть моих поездок за месяц была экспериментальной, тренировочной, развлекательной, но было уже несколько чисто практических. И опыт в целом положительный.
Практические поездки, если исключить поездки внутри жилмассива, были минимум на десять километров на другой берег, максимальная — на 17 с половиной. Если в первые разы, как тогда на 11,3 км, у меня ноги почти отваливались, усталось была дикой, что голова немного кружилась, а в глотке пересыхало через пару минут (да я не особенно натренированный в спортивном плане человек), то позднее всё нормализовалось — усталость была очень небольшой, мало того — сил было ещё на то, чтобы проехать ещё десяточку. И это при том, что моя средняя поездка составляет около 20−25 километров (туда и обратно).
В один из экспериментальных разов оказалось, что до ЛДСа мне от дома всё же далековато — вышло в обе стороны около сорока километров. Это минус. Даже если хватит сил, времени на это уходит уже многовато. В таких случаях выручило бы метро, но у нас, вроде, в правилах было предписание снимать переднее колесо, чтоб пройти через турникеты. Не знаю — изменилось там это или нет, надо проверить, а то сие существенно помогло бы избежать не только беспересадочных поездок на общественном транспорте, но и далёкие пересадочные сделать гораздо более приемлимыми.
Не скажу, что с дорогами в Новосибирске проблема. Покатавшись, скажу, что положение в целом в принципе нормальное, и это если учесть, что кочки задницей на велике чувствуются существенно сильнее, чем в машине. По дорогам ездить на велосипеде даже лучше всего — ровно, автомобилисты объедут или уступят дорогу если надо (было только пара-тройка исключений, но без них не обойтись).
На дорогах есть одна реальная проблема — ливневая канализация. И даже не столько её наличие, сколько качество втройки люков в дорогу — я предпочитаю их объезжать, ибо подавляющее большинство либо сильно утоплено в асфальт (считай — яма), либо выпирает (считай — кочка), либо асфальт вокруг некачественный (и это при том, что даже дорога вокруг отличная), либо решётка вдоль движения сделана, да и ещё с широкими щелями — побаиваюсь я по ним ездить. Адекватные решётки есть, но их маловато, да и внешний вид их не очень приятный.
Ещё в дорогах есть один небольшой недостаток — припаркованные автомобили. Особенно если таковых очень много — приходится не только быть внимательным с движением слева, но и держать в уме, что справа тоже кто-то начнёт двигаться. Да и вообще полоса для движения выходит не очень прямой в таком случае.
Как написано в правилах: велосипедист обязан двигаться по велосипедным дорожкам (таковые, к сожалению, у нас отсутствуют), если их нет, по правому краю проезжей части (что я обычно и делаю), но порой автомобилисты делают это невозможным — в некоторых местах они любят прижиматься к правому поребрику так близко, что можно запросто сбить машине зеркало заднего вида (один раз так я одному задел), а то и вообще протиснуться нет никакого места, есть вариант в правилах — обочина, но адекватных обочин я ни разу у нас не наблюдал (в деревне таковые были, но в городе что-то нет, только на трассе за городом обнаружил). И вот приходится выезжать на тротуар.
Тротуар, кстати, в плане внутреннего напряжения — самый спокойный вариант для передвижения на велосипеде. Всё же вероятность того, что пешеход собьёт тебя насмерть меньше, чем аналогичная у автомобиля. Если тротуар ещё и довольно широкий, то вообще замечательно. Порой ширина тротуара компенсирует отвратительное покрытие. Да, у нас в городе на тротуарах часто корявый асфальт (кстати, между ровным асфальтом и ровно уложенной плиткой я выберу асфальт — гораздо удобнее). На тротуарах автомобильных мостов так вообще ужас: если на Димитровском ещё терпимо, то на Коммунальном: дыры, лужи, трещины, грязь (которую как будто туда специально с дороги перекладывают).
Минусы тротуара: быстро разгоняться всё же не стоит — мало ли дитя какое где выскочит, да и тротуар имеет свойство прерываться — с дорогами порой пересекается — а скаты не везде оборудованы, и приходится скакать с поребрика на дорогу, с дороги снова на поребрик, а поребрики не везде ещё низкие — местами и слезать приходится, чтоб затащить велик руками (а ведь по тем же тротуарам люди с колясками ходят — это так, на секундочку).
Беда ещё если развязка неудобная — велосипедисту по правилам запрещено делать поворот налево. И по моим наблюдениям вполне правильно — сбить могут запросто. Но из-за этого в некоторых местах приходится либо спешиваться и тащить велик по переходу, либо делать немалый крюк.
Вот в таких условиях приходится ездить. И тем не менее я передвигаюсь со скоростью в среднем 15 километров в час (плюс-минус один-два километра в час). Таким образом выходит, что в часовой доступности у меня оказывается бо́льшая часть города. А уж в условиях пробок это выглядит забавно: как-то я остановился на светофоре у перекрёстка недалеко от собора Александра Невского и рядом со мной оказалась маршрутка; так вот я успел доехать до моста, проехать сам мост, почти что добраться до «Меги» и только там меня она обогнала — через семь с половиной километров, собрав на своём пути три пробки; вышло, что я из центра на велосипеде добрался до дома лишь на несколько минут медленнее, чем добрался бы на маршрутке, да и нервы мои были целы — я-то в пробках не стоял.
Правда, у Новосибирска помимо отсутствия велодорожек есть ещё один недостаток — отсутствие велопарковок. Точнее их малое количество (по ДубльГИСу насчитал 27 без Академгородка, да и те в большинстве в паре-тройке мест сконцентрированы). Оставлять велик приходится по сути где попало. Побаиваюсь, что даже несмотря на замок, кто-нибудь возьмёт да свистнет когда-нибудь. Хотя в деревне я велик в своё время сотню раз оставлял без присмотра (и это без всяких замочков!) — и ни одного покушения на собственность.
И мне ещё повезло с тем, что я живу на втором этаже — велосипед нетрудно затащить по лестнице домой. А вот если бы я жил, например, на девятом… Как это есть мне удалось прочувствовать на себе, когда я приехал к родственникам — они как раз живут на девятом. На руках тащить на девятый этаж уже довольно утомительно. Лифт, к сожалению, не грузовой, но в него с великом, поставленным в вертикальное положение, с грехом пополам удалось влезть. Но лифт имеет свойство ломаться — и спускать велосипед мне пришлось уже на руках. Тоже не особенно приятное занятие. Так что не даром за бугром организовываются велопарковки прямо у домов или небольшие типа гаражи, либо можно как в Питере немного организовать уже имеющееся пространство.
Ещё забавное впечатление: Новосибирск оказался не таким уж и плоским, каким он мне казался раньше. Оказалось, что есть парочка мест, где приходится немножко (или больше, чем немножко) поднапрячься. И как ни странно, все они связаны с реками — без них, наверное, Новосибирск был бы реально плоским городом — даром что ли в степи стоять?
Одно проблемное местечко это дорога к Коммунальному мосту со стороны левого берега: мне и до того, как я сел на велосипед, было интересно в чём фишка была делать сразу после моста спуск, чтоб потом уйти в ещё больший подъём? А вот это и есть проблема: съезжаешь с моста на левый берег и едешь вниз, отдыхаешь, а потом начинается мощный, как говорит Губерниев, тягун. К чему так сделано не ясно, но ясно, что не будь такого странного рельефа, одним напряжным местом было бы меньше.
Но не одна Обь доставляет неудобства — есть ещё речушка Тула. Её пересекают «почти» параллельно две крупных улицы: Ватутина и Сибиряков-Гвардейцев. И естественно там перекинуты мостики. Но вот загвоздка: на Сибиряков-Гвардейцев уже построили новый мост, который существенно выше старого и там нет ни спуска к реке, ни подъёма после него, а вот на Ватутина мост остаётся тот же самый — тут-то и есть второе напряжное местечко, где тоже приходится потратить сил, чтоб доехать до Нимеровича, а после — до площади Маркса — центральной площади левого берега. Поэтому порой выбираешь что лучше: проехать лишний километр-два без напрягов по Сибиряков-Гвардейцев или напрячься, но напрямик по Ватутина?
Не будь этих проблемных мест, поездки на велосипеде вообще бы проходили без заметных трат сил. Тем более, что по ровной дороге держать скорость в 20 километров в час можно без проблем даже в небольшой подъём — мало того, можно и до 23-25 разогнаться при желании. А уж в спуск можно и больше тридцати выжать. В этом плане у вышеназванных напряжных мест есть один плюс — в спуск можно хорошенько разогнаться и передохнуть с ветерком — так на Ватутина в спуск я выжимал и 45 километров в час (если б подъёма после спуска не было — было бы одно удовольствие).
В результате всего выше названного имею уже на протяжении месяца ежедневно всегда слегка уставшие ноги, новые впечатления, регулярные физические нагрузки, адекватный личный транспорт и загорелые тыльные стороны ладоней, хотя ни тепла, ни солнца толком к началу лета так и не было.
Родился и много лет прожил в Крылатском. А там велотрадиции ого-го! С Олимпиады остался велотрек и велодорога. Поэтому почти каждый мальчишка моего поколения занимался либо велоспортом, либо горными лыжами, либо и тем, и другим.
Даже с родителями договор заключил: закончу 9-й класс без троек, купите новый велик. Этот велик до сих пор со мной уже почти 12 лет. И не думает ломаться. Года три назад провел большое ТО, с тех пор проблем не знаю.
В первый год накатал 1000 км (в последующие годы еще 2000). Тогда я ездил ради того чтобы ездить. Готовился к сезону (занимался футболом) на той самой Олимпийской трассе. Сначала проехал ее за 45 минут (профи едут за 15), потом за 40, потом за 35. Бил свое время, боролся с ним )))
Потом началась учеба, работа и все дела. Пробовал кататься на работу из дома летом. Жил тогда на Сходненской, а работал на Добрынинской. Отсутствие велоинфраструктуры и душа на работе - убивает. Никакого удовольствие уворачиваться от машин и ездить по проезжей части нет. Демонстрировать чудеса слалома пытаясь не сбить пешехода где-нибудь на Тверской - тоже.
Так велик бы и забросил, если бы не другая моя страсть - пьянство :)
Вот пример. Мой двоюродный брат живет в том же городе что и я. Но в 3 километрах. Так как у меня семья, а он живет один - бухаем у него. Как мне к нему добираться? Если с ночевкой остаюсь - вопросов нет - на машине. А если надо возвращаться обратно? Пешком? 25-30 минут. Увольте. Автобусом? Это те же 10 минут пешком и столько же на автобусе. Пьяным за руль я не сажусь. С моим везением по жизни я наверняка останусь без прав. Велик - идеальный вариант. Еду минут 10. Обратно даже быстрее (по пьяни нагрузка не чувствуется, ехать веселее). И таких примеров много: жарим шашлык? Обязательно что-то понадобится из дома. Быстро сгоняю. Проводим разведку для будущей пьянки? На великах же быстрее, да еще и накатим по пути :)
В общем, велик рулит в любом случае. Но в качестве транспорта я его пока не представляю. Дорожки бы везде нарисовали, было бы счастье.
а так, пост годный.
У нас только садовые товарищества за городом, там дороги паршивые, но и трафик небольшой, особенно в будние дни.
Если бы не это, и просто покататься было бы негде. Так, чтобы не мешали ни машины, ни пешеходы.
Это так, привести телочку на свидание, мол, кино и кабаки надоели, давай ЗОЖ замутим, велики возьмем :)
Дорожки нужны, и нужны обособленные и от авто, и от пешеходов. И не надо пенять на климат. Когда я был в Стокгольме, видел просто уйму дорожек и плотный трафик на них.
Вот еще: в принципе, сейчас мог бы ездить на работу на велике. Расстояние всего 9 км. Тогда от Добрынинской было 30. Но сейчас у меня работа не сидячая в офисе, и чемодан за спиной. Увы и ах ((((
Это, кстати, и стало последним поводом купить машину.
5 километров велосипедной дорожки вдоль Камы, а потом дорога уходит в лес - там 2 пути - по специальной тропинке или по лесному-природному-неровному пути километр где-то, а потом еще несколько километров по асфальту в лесу. Райская трасса...
Посмотрю что у меня выйдет в ближайшие месяцы, а то смотрю через полтыщи коилометров и велик у меня не такой надёжный оказался как казался :)
Да и отсутствие отдельных дорожек — беда, с ними вообще одно удовольствие было бы.