5 мин.

Кто такой Карлос Бетанкур

Почти год назад Андрей Баздрев в одном из своих крутых текстов не нашел хромосома крутизны в современном футболе: "Теперь бы я скорее следил за «america de cali» из второй «примеры» чемпионата Колумбии. По крайней мере, эти ребята – как все там, жуют листья коки и грабят туристов по ночам, а футболом занимаются, потому что он приносит радость". Никому это ничего не напоминает? Сейчас даже стало как-то модно держать в составе одного отчаянного колумбийского горняка. Наиро Кинтана, Ригоберто Уран, Серхио Энао, Хулиан Арредондо, Карлос Бетанкур - все они не хотят кому-то подражать. Каждый из них хочет отличиться, просто потому что это круто.

В прошлом году на перевалах Тура по полной отрывался Кинтана. Но на днях гонщик "Мувистара" был слегка занят - он находился в Италии, где из первых рядов наблюдал за ренессансом Контадора. Зато Карлос Бетанкур решил наведаться на "Париж-Ницца" (хотя скорее так решили в Ag2r-La Mondiale) и стал первым колумбийцем, кто выиграл "Гонку к Солнцу". Такого поворота не ожидал даже Винсан Лавеню. "У него были семейные проблемы, из-за чего он поздно начал сезон, - рассказал босс Ag2r-La Mondiale. - И сейчас у него есть сложности с лишним весом".

Сам Бетанкур объясняет колумбийскую экспансию в велоспорте эффективностью антидопинговой программы. По его мнению, в Колумбии и раньше навалом было сильных парней, но они не могли сравниться с богатыми европейцами и североамериканцами с их дорогой фармой. Сейчас, когда заработала программа биологических паспортов (хотя кое-кто говорит, что и она уже устарела), состоялись несколько крупных разоблачений и вообще в пелотоне поменялось отношение к допингу, колумбийцам вроде как стало попроще. Возможно, в его словах есть доля правда.

Но есть и другие причины. Главная - в Колумбии выстроилось некоторое подобие системы, обеспечивающей гонщикам переход в профессионалы. Лучо Эррера, Фабио Парра и прочие прорубали окно в Европу из своей перманентно неспокойной родины, когда существовали такие команды, как Cafe De Colombia или Postobon. Потом проекты потихоньку закончились и колумбийцы остались вариться в собственном соку. Отдельные гонщики, вроде Санти Ботеро или Виктора Хьюго Пенья, просачивались в большие гонки, но там их загоняли в строгие рамки, перестраивали всю их систему подготовки. Тренироваться дома им настоятельно не советовали - слишком опасно. Получить визу в Европу - целая проблема. Здесь Бетанкуру повезло проскочить эту эпоху. Он созрел для Европы, когда появилась мода на колумбийцев.

Болельщики "Астаны" в последние годы внимательно следят за Туром Лангкави. В прошлом году там феерил Хулиан Арредондо, который в этом сезоне перебрался в "Трек" и уже стал пятым в тотале "Тиррено-Адриатико". И Арредондо, и Бетанкур уроженцы небольшого колумбийского городка Сиудад Боливар с населением 27 тысяч человек. Как легко догадаться назван он в честь Симона Боливара, а вот когда основан - никто толком не знает. Где-то между 1839 и 1853 годами. В велоспорт Бетанкур пришел относительно поздно - в возрасте 15 лет. В Сиудад Боливар есть что-то вроде спортивного сообщества под названием CICLEB, которое своей главной задачей называет желание привить детям нормальные человеческие ценности. Чтобы из них получились добропорядочные граждане.

Позднее Бетанкур перебрался в команду Orgullo Paisa, которую спонсирует региональное правительство. И с ходу выиграл U23 Vuelta a Colombia, а потом стал вторым на молодежном чемпионате мире. В 2010 году в составе колумбийской сборной он взял общий зачет ДжироБио. Примерно в это время с Бетанкуром начал работать итальянский агент Джузеппе Аккуардо - главный поставщик велосипедных талантов из Колумбии. Именно он в 2006 вытащил Ригоберто Урана в Tenax. Потом Уран рассказал Аккуардо о своем талантливом друге. В итоге, в Европе спустя некоторое время появился Серхио Энао.

Аккуардо помог Бетанкуру подписать контракт с Acqua Sapone, с которым "Бананито" (так называли колумбийца в детстве) выиграл на Джиро дель Эмилия и пошумел на Джиро д'Италия. В конце сезона-2011 "Ликвигас" несколько раз официально объявил о переходе Бетанкура. Но состояться самому трансферу это не помогло. Карлос остался еще на сезон в Acqua Sapone, где победил на Trofeo Melinda и стал четвертым в генеральной классификации Джиро дель Трентино.

Сезон-2013 Бетанкур начинал уже в составе Ag2r-La Mondiale. И поначалу было много проблем. На Туре Сан-Луиса колумбиец приболел. На домашней Clasica Rionegro умудрился сперва выиграть, а потом получить дисквалифацию за то, что не зарегистрировался перед началом гонки. Позднее колумбийцу элементарно не давали Шенген и он не мог выступать в Европе. Вся гоночная программа начала сезона (Strada Bianche, Roma Maxima, Milan San Remo и Tirreno Adriatico) накрылась. И Бетанкур продолжал как заведенный тренироваться у себя на родине, ожидая момента когда его пустят на гонки. И в конце концов дождался: третий на Флэш Валлонь, четвертый на Льеж-Бастонь-Льеж, седьмой на Туре Страны Басков, пятое место в генеральной классификации Джиро и вместе с этим белая майка.

А совсем недавно Бетанкур в красивом стиле победил на "Париж-Ницца". Для его французской команды по умолчанию главный старт сезона - "Тур де Франс". И колумбийцу уже пообещали, что он туда обязательно поедет. Так что если кто-то из генеральщиков успел обрадоваться отсутствию на грядущей "Большой петле" Наиро Кинтаны, то, может быть, зря. Этим летом Карлос Бетанкур вполне может отжечь не хуже своего соотечественника из "Мувистара".