Охота на кумиров
Написала заметку для сайта "Московские новости" и решила перепечатать ее здесь. Думаю, никто не против.
***
В понедельник Маша Шарапова презентовала собственную линию конфет «Sugarpova». В пятницу американское антидопинговое агентство пожизненно дисквалифицировало и лишило всех титулов Лэнса Армстронга, величайшего велогонщика современности, семикратного победителя «Тур де Франс». Не знаю, как для вас, но для меня эти два события имеют под собой метафизическую связь.
Сейчас объясню.
Maria Sharapova – не просто теннисистка, бренд. Одна из самых богатых спортсменок в мире (если не самая), обладательница рекордного семидесятимиллионного контракта с Nike, лицо с обложки, гостья многочисленных Late Night Show. Теперь еще и выпускает конфеты в форме туфелек, поцелуйчиков и теннисных мячиков (извините за столько слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом в одном предложении, иногда приходится). Помню, как один спортивный журнал (спортивный журнал у нас в стране по сути один) мечтал заполучить интервью с Машей. Он, собственно, и сейчас мечтает. Только Машины пиарщики (она работает с международной компанией IMG) совсем не заинтересованы в продвижении бренда «Maria Sharapova» в Восточной Европе и в России, в частности. На нас, грубо говоря, денег не заработаешь.
Другое дело там. Большую часть доходов спортсмены получают именно от рекламных контрактов, а не от своих выступлений. И Лэнс Армстронг не исключение.
Для меня он прежде всего – человек, победивший рак. Его книгой «Мое возвращение к жизни» я зачитывалась не раз и не два. Он способен вдохновить. Он семь раз выигрывал «Тур де Франс» - больше, чем кто-либо в истории. Я не могу популярно объяснить, что такое победа на «Туре», с чем можно ее сравнить, какую нечеловеческую силу воли нужно проявить и какую боль вытерпеть. Просто скажу, что, возможно, Лэнс Армстронг - величайший спортсмен в истории.
В пятницу он объявил о том, что устал бороться против американского антидопингового агентства, которое обвиняет его в употреблении допинга на протяжении всей карьеры. Это автоматически означает, что он де-юре признает свою вину, а потому лишается всех титулов.
Нигде, кроме как в Америке, так не развит институт шоу-бизнеса, институт звезд. Если бы Маша Шарапова постоянно жила в России, конечно, никаких рекордных контрактов с Nike у нее бы не было. Настя Мыскина в 2004 году выиграла «Ролан Гаррос», но я бы не сказала, что после этого она стала суперзвездой.
Это я к тому, что Маше нужно быть аккуратной. За всю свою карьеру она не сделает ни одной стратегической ошибки, ни одного просчета, но все равно, повторяю, нужно быть аккуратной. Посмотрите, что Америка сделала с Лэнсом Армстронгом.
Совершенно непонятно, как дальше будет развиваться эта ситуация. Лэнс вряд ли станет банкротом, вряд ли станет изгоем, но за эти дни в глазах общественного мнения он потерял очень много.
Можно сколько угодно рассуждать на тему, почему Лэнс отказался бороться до конца, значит ли это, что он фактически признался в употреблении допинга. Этого никто никогда не узнает. Но он больше не икона, не пример для подражания. При желании он уже не сможет выпустить конфеты в виде велосипедов.
В 2009 году в похожей истории оказался гольфист Тайгер Вудс. Рекламщики, до этого вовсю эксплуатировавшие его образ идеального семьянина, отказались продолжать с ним сотрудничество. Все дело в том, что вскрылись многочисленные интрижки Тайгера на стороне. Все пошло наперекосяк.
Или трехкратная олимпийская чемпионка по легкой атлетике американка Мэрион Джонс, которая в результате допингового скандала была лишена своих медалей. Более того, за лжесвидетельство ей пришлось провести полгода в тюрьме. Мэрион таким образом стала единственной спортсменкой, которая понесла за употребление допинга уголовное наказание.
Мне кажется, мы никогда не поймем американцев. Они сотворяют кумиров сами себе, а потом безжалостно сбрасывают их со скалы. Будь ты хоть стопятидесятикратным победителем «Тур де Франс», ты не застрахован от того, что завтра проснешься никем.
Наверное, именно поэтому мы не так часто видим наших спортсменов, снимающихся в рекламе. Зачем карабкаться наверх? Оттуда же падать еще больнее.
Один наш спортсмен уже снялся в рекламе чипсов. Что из этого получилось, вы сами знаете.
***
Оригинал тут.
Но мне помнится старинная реклама Snikers с Дмитрием Хариным. ‘Лучше сникерса ничего нет.’ И я оч-чень хорошо помню, как над этим роликом ржала вся страна.
Теннисом в Штатах интересуются многие, однако с Шараповой работает крупнейшее рекламное агентство. Подозреваю, что у Армстронга тоже есть (была) нехилая рекламная поддержка, ибо велоспортом в Америке не интересуется никто, во всяком случае в сравнении с теннисом. Поэтому, будь он хоть стопятидесятикратным победителем «Тур де Франс», он не был бы узнаваем без соответствующей раскрутки.
В то же время, играй Аршавин нормально, забей он ответный гол во втором стыковом матче, никто бы ему эти чипсы не вспомнил... ну, вспомнил бы, но без такого раздражения. Зато если бы его поймали на допинге, все бы сказали ‘Ах, наш мальчик не ту конфетку съел!’...
И вот вывод, пожалуй, здесь такой. В Америке обрушивающаяся на человека реклама имеет для этого человека гораздо большее значение, нежели у нас. Общественное мнение у нас тоже формируется не столько благодаря усилиям рекламщиков, сколько благодаря сарафанному радио, OБС, и, иногда, собственному разуму. :))
P.S. Кажется, многовато настрочилось, но уж извините...
«После того» - не значит «вследствие того». И это серьезный прокол.