Легендарные этапы «Тур де Франс». Глава II. 2009 год, 3-й этап
Перед этапом
Вы же не думали, что мы сосредоточимся только на победах? Очень часто они похожи одна на другую и даже не оставляют какого-то послевкусия. С другой стороны бывают этапы, которые регулярно всплывают флэшбеками, а их отголоски еще долго вспоминают в выгодном исключительно для себя контексте. Вернемся в безмятежный 2009 год. Эта была эпоха, когда в велогонки еще не пришли британские и арабские кошельки. Многие спонсоры опасались связываться с этими мутными ребятами, имена которых подозрительно часто мелькают в списках не менее подозрительных докторов, а полиция регулярно устраивает рейды по местам их ночевок. Именно на такой почве проросла «Астана», которая в первые годы существования обладала немыслимым в нынешних реалиях составом.
Команда появилась на развалинах двух топ-проектов - «Дискавери» и «Либерти Сегурос», заполучив от них все ценные активы, включая Альберто Контадора. Бонусом в межсезонье стало возвращение тогда еще великого чемпиона Лэнса Армстронга, который, разумеется, не видел для себя иной цели кроме желтой майки, но не говорил об этом вслух. Перед началом гонки атмосфера в коллективе была достойна документалки от «Нетфликса». Гонщики заклеивали логотипы спонсоров, протестуя против проблем с финансированием. СМИ через строчку вспоминали допинговый шлейф спортсменов и менеджмента. А внутри коллектива намечался раскол, вызванный амбициями двух капитанов.
До старта ТДФ Йохан Брюнель уверял, что всецело доверяет Контадору. А потом выкатил состав, в котором собрались исключительно лояльные Лэнсу исполнители. Любители велоспорта закатывали глаза и томно ожидали, что испанец и американец начнут уничтожать друг друга на первом же горном этапе. Но Армстронг решил не оттягивать начало веселья и выложил карты на стол уже на третьем этапе. Одним словом - техасец.
Ход этапа
Очередной равнинный этап предполагал традиционные для той эпохи спринтерские разборки Кавендиша со всем остальным миром (Кстати кто тогда мог представить британца в составе «Астаны»? Надеюсь, этим летом рекордная победа британца станет очередной главой блога). В будничный и рутинный отрыв уехали четверо гонщиков, пелотон их монотонно догонял. Но за 32 км до финиша что-то пошло не по плану.
Columbia-HTC для своей эпохи была достаточно новаторским проектом, в котором понимали, что зрителям нужна не просто спортивная составляющая, но и шоу. После финиша ее гонщики признавались, что изначально не планировали ничего подобного. Просто в какой-то момент ветер изменил свое направление, а дальше была чистая импровизация. Практически весь пелотон откровенно проспал ускорение «колумбийцев», которые отъехали от него в полном составе. Они прихватили еще пару десятков гонщиков, включая Армстронга, Поповича и Субельдию. За их спинами в основной группе остались почти все капитаны - Шлеки, Эванс, Контадор...
Это был момент истины. Если логика действий помощников Кэвендиша и Хушовда была понятна - отсечь от себя других спринтеров, то действия «Астаны» должны были обозначить статус Контадора. Попутчики Лэнса выдержали небольшую тетральную паузу... и включились на полную катушку в работу небольшой группы, увозя Армстронга от собственного номинального капитана. Маски были сброшены. В этот момент всем стало понятно - эти двое не смогут сосуществовать в одном проекте. На финише очередную победу отпраздновал Кэвендиш, а преимущество его попутчиков над группой фаворитов составило 41 секунду. Армстронг оказался в общем зачете на одну строчку выше Контадора.
После этапа
Несмотря на ледяные отношения внутри команды, Контадор довел дело до второй для себя победы на «Большой петле» - горы, как это обычно и бывает, все расставили по местам. Армстронг тогда занял в общем зачете третье место. Но что стало впоследствии со всеми его результатами на «Тур де Франс», напоминать лишний раз не имеет смысла. Впрочем, в то время он и не мог помыслить о таком развитии событий. Его «Team RadioShack» уже набирал проектную мощность, и казалось, что в пелотоне появилась новая команда-доминатор. Тогда же, как-то в тени осталось постепенное восхождение Брэдли Уиггинса, которое обернулось впоследствии появлением эпохи «Скай».
Что касается «Астаны», то команда на какое-то время осталась вместе с Контадором, вокруг которого собрался надежный костяк испанских помощников. Вскоре после этого в проект вернулся Александр Винокуров, появились новые казахстанские гонщики. Альберто выиграл для «Астаны» еще одну желтую майку, но потом «кленбутероловое дело» переиграло ситуацию, а вскоре поменял прописку и сам испанец.