Нибали, который все доказал
На дворе безмятежное лето 2012 года. Вдохновленный олимпийским успехом Александра Винокурова этот блог только начинает подавать признаки жизни. Одна из первых статей – на тему перехода в «Астану» Винченцо Нибали. Тогда это была самоуверенно детская попытка осознать ценность трансфера сицилийца. Сегодня – флэшбек, с помощью которого мы можем лучше понять значимость его достижений.
Позаимствуем DeLorian у Дока и Марти и перенесемся на пять лет вперед. Вуэльта-2017. Если вам когда-нибудь посчастливилось быть на гранд-турах, то наверняка знаете обстановку перед стартом этапа. Огромные командные автобусы огорожены ленточками, механики снуют на этой территории с максимально деловым видом, а гонщики в соответствии с регалиями общаются с болельщиками или просто настраиваются на очередной трудный рабочий день. Около автобуса «Бахрейна» скопление людей не такое большое, как это могло быть. Дело в том, что в эти дни Альберто Контадор дает прощальный концерт. И где все испанцы, догадаться несложно. Соответственно есть возможность поздороваться с Винченцо и пожелать хорошего этапа. Тот в принципе всегда рад видеть даже очень малознакомых из Казахстана и благодарит за поддержку. Потом спрашивает – действительно ли Фабио Ару уходит из «Астаны». Я пожимаю плечами и говорю, что не знаю точно, но все идет к этому. Услышав это, Нибали только качает головой и произносит: «Видимо, я что-то не понимаю в велоспорте».
Трудно подобрать сцену, которая бы лучше описывала характер на тот момент бывшего капитана «Астаны». Он всегда с уважением относился к велоспорту и всем причастным к нему людям. Вплоть до подарочных сувенирных футболок, которые окружающие получали после выигранных гранд-туров. За несколько месяцев до этого победные амбиции Ару оказались несовместимы в одной команде с лидерским статусом Винченцо Нибали. И тот перешел в другой, создаваемый во многом персонально под него проект. Таким образом, ситуация с уходом Ару ставила «Астану» в максимально уязвимое положение. За год до этого команда отказалась от второго потенциального капитана. А середина сентября уже не позволяла найти на рынке другого сильного контендера. В наличии оставался только загадочный Мигель Анхель Лопес, который вообще начал заниматься велоспортом где-то в 16-летнем возрасте. Как можно так поступать в отношении команды, которая настолько сильно на тебя полагается, что отпускает гонщиков уровня Нибали и Микеля Ланды?
Сицилийцы всегда справедливо гордились своей аутентичностью, которая помогала им и создавала немало проблем одновременно. Не случайно именно приехавшие отсюда эмигранты стали в США скелетом итальянской мафии. Именно здесь с успехом практиковали свою деятельность адвокат Терразини и великий алхимик граф Калиостро. Фабрицио ди Салина утверждал, что сицилийцы не хотят совершенствоваться, потому что итак считают себя совершенными. В таком случае Винченцо Нибали оказался исключением из правил. Став заложником эпохи и обстоятельств, он оказался воплощением стремления становиться лучше.
Восхождение Нибали пришлось на смутное для итальянского велоспорта время. Рикардо Рикко вытворял такие вещи, что даже сами итальянцы опасаются вспоминать его на болельщицких форумах. Иван Бассо в черной тренировочной форме протестовал против по его мнению тотальной несправедливости. Эпоха великих итальянских спринтеров угасала пропорционально старению Алессандро Петакки. Для страны, в которой велоспорт – второй по популярности вид спорта, это была вопиющая ситуация. Это взвалило на Нибали дополнительное бремя ответственности. Он должен был доказать, что итальянский велогонщик может побеждать без ассоциаций со зловещим доктором Феррари и разборками с WADA.
Главные победы Нибали – это эпоха доминирования «Ская» с английским акцентом. Так было до появления безумно богатых арабских команд и фабрик талантов из Словении и Южной Америки. Уиггинс, Фрум и остальные стали символом нового велоспорта, основанного на данных с компьютера велосипеда. В то же время итальянская школа – это порыв, страсть и вдохновение. Оказавшись заложником технической революции «Ская», Нибали должен был доказать, что его поколение тоже в состоянии учиться у соперника чему-то новому.
Появление Нибали в «Астане» совпало с завершением карьеры Александра Винокурова – личности, вокруг которой создавался и финансировался велосипедный проект «Астана». В тот момент команда остро нуждалась в громких победах. Пара неудачных сезонов заставляли болельщиков считать очки в рейтинге UCI необходимые для сохранения лицензии, а спонсоров – задуматься о целесообразности таких расходов. Нибали должен был не просто показать свой потенциал, он должен был дать результат незамедлительно. То же самое был и в «Бахрейне». То же самое – в «Трек-Сегафредо».
Со всеми главными задачами в карьере Винченцо Нибали справился.
Спустя шесть лет Акула вновь выходит на старт гонок в бирюзовой майке «Астаны». Мы все периодически увлекаемся самообманом и убеждаем себя в чем-то большем, чем это есть на самом деле. В моем узком болельщицком представлении стучится мысль, что это больше чем просто прощальные гонки великого многодневщика. Хочется верить, что за эти несколько месяцев он создаст наследие. Ведь сейчас внутри команды много молодых ребят (Пронский, Федоров, Брусенский + Девелопмент Тим), которым нужно олицетворение того, как нужно любить и уважать велоспорт. И он будет отвечать взаимностью.