Британцы тоже влипли в допинг: попался лидер-олимпиец, но дело замяли, а врач сборной разбил молотком ноутбук с важными данными
Великобританию накрывает допинговый скандал: спортсмены пользовались услугами неаккредитованных WADA лабораторий, а врача велогонщиков уже лишили медицинской лицензии.
Кого же подозревают и что известно на данный момент?
Врач сборной по велоспорту заказывал тестостерон – неизвестно, для кого именно. На всякий случай он разбил ноут
5 лет назад Антидопинговое агентство Великобритании (UKAD) расследовало дело о потенциальном нарушении правил в велоспорте.
Заподозрили легенду – пятикратного олимпийского чемпиона и победителя «Тур де Франс» Брэдли Уиггинса. Эпизод, который рассматривало UKAD, касался 2011 года – тогда в команду Sky доставили таинственный набор медикаментов, якобы предназначавшийся Уиггинсу.
В течение года агентство вело расследование. За это время Брэдли завершил карьеру в велоспорте и собрался в Токио-2020, чтобы выступить как гребец, а еще – попал под критику. Но в ноябре 2017-го дело закрыли из-за отсутствия доказательств. Уже потом Парламент Великобритании обвинил команду и Брэдли в злоупотреблении терапевтическими исключениями, а сам Уиггинс заявлял, что у убийцы больше прав, чем у того, кого подозревают в допинге.
Сведений о медикаментах и правда не было – по словам врача Sky Ричарда Фримана, он не вел документацию в 2011-м: «Тогда у нас не было политики ведения записей о применении медицинских препаратов. Это была нераспространенная практика в то время».
Дело Уиггинса закрыли, но во время расследования выяснилось, что на адрес Федерации велоспорта Великобритании в мае 2011-го пришла поставка с тестостероновым гелем (Testogel). Заказ сделал именно Фриман, в то время работавший с командой Sky и сборной Британии. Изначально доктор заявил, что препарат прибыл к нему по ошибке, а уже в 2019-м признался, что сделал заказ сам.
Вещество входит в список запрещенных WADA, и признание Фримана поставило под сомнение успехи спортсменов.
На домашней Олимпиаде-2012 британцы взяли в велоспорте 8 золотых наград из 18, хотя ни одна другая команда не побеждала больше одного раза. На треке Великобритания завоевала почти все золото, а на шоссе победил Уиггинс. Всего при Фримане британцы 14 раз побеждали на Играх и 20 раз – на чемпионатах мира, а гонщики Sky четырежды выиграли «Тур де Франс» и один раз – «Вуэльту Испании».
Сначала Фриман утверждал, что заказывал препарат для экс-тренера сборной Шейна Саттона – якобы у того была эректильная дисфункция, и он обратился к командному врачу за помощью. Саттон, которого трибунал практикующих врачей счел надежным свидетелям, опроверг заявление Фримана. Против врача говорило и отсутствие записей о пациенте.
Лучшего гонщика оправдали перед «Тур де Франс». Он точно не принимал допинг?
Когда появилась первая информация, что в федерацию заказывали запрещенный препарат, Фриман попытался скрыть следы: попросил поставщика написать электронное письмо, будто бы тестогель отправлен ему по ошибке.
В итоге UKAD выдвинуло против Фримана обвинения в хранении запрещенных веществ и фальсификации допинг-контроля. Врачебный трибунал признал спортивного доктора виновным, чуть позже его лишили медицинской лицензии. Фриман признал большинство обвинений обоснованными, но не согласился с главным – с тем, что он знал, что запрещенный препарат предназначался кому-то из спортсменов:
«Я никогда в жизни не давал допинг гонщику. Я все еще не видел доказательств, что был спортсмен (которому предназначался препарат). Я понимаю, что есть люди, которые мне не доверяют. Они скажут, что я солгал и ни одному моему слову нельзя верить. Я сознался во лжи.
Да, я заслужил трибунал врачей, но могу с чистой совестью сказать, что я не заказывал тестогель, зная, что его используют для мошенничества. Я сделал много ошибок, но я не допинг-врач».
И все равно Фримана признали виновным именно в допинговых нарушениях.
При этом Ричард не рассказал, кто из сотрудников Sky или сборной Великобритании знал о запрещенных веществах, а главное – кому они предназначались. Доктор утверждал, что уничтожил препарат, а еще сознался, что намеренно повредил собственный ноутбук. По версии Фримана, он сделал это не для того, чтобы скрыть информацию, а по совету сына – чтобы не оставлять данные на старом устройстве. Врач не стер информацию с жесткого диска, а разворотил ноутбук с помощью отвертки и молотка.
Мутная история со стероидами: их нашли у лидера велосборной – но не наказали и не разбирались, почему так вообще случилось
На этом проблемы в британском велоспорте не закончились. Газета The Mail on Sunday провела расследование о допинг-контроле в сборной накануне Лондона-2012. Его итоги оказались настолько неожиданными, что заинтересовали WADA – и там тоже открыли расследование.
В 2010-м один из гонщиков – фамилия не называется, но речь идет об одном из лидеров команды – сдал внесоревновательный тест. Анализ выявил необычный уровень нандролона – это анаболический стероид, запрещенный WADA. Вещество вырабатывается в организме и естественным путем, поэтому существует предельно допустимый порог его концентрации у спортсменов.
В подобных случаях yациональное антидопинговое агентство проводит расследование, но почему-то UKAD передало право на разбирательства федерации велоспорта, нарушив тем самым кодекс WADA. Сообщил о скачках в анализах глава юридического отдела UKAD Грэм Артур – он рассказал руководству федерации, в которую на тот момент входили директор Дэйв Брэйлсфорд, глава медицинского отдела Стив Питерс, а также Фриман и Саттон.
В начале 2011-го федерация начала расследование. Среди возможных причин необычных показателей нандролона называли естественный высокий уровень, загрязненные пищевые добавки, допинг, принятый спортсменом в частном порядке, и допинг, за которым стоит кто-то еще.
Руководство проверило добавки, которые употребляли спортсмены, тренировавшиеся в одной группе, а также пошло на еще одно нарушение – тестирование анализов в лаборатории, не аккредитованной WADA. Фриман оповестил гонщиков об этом и заверил, что тесты проводятся с согласия UKAD, но лаборатория не связана ни с британским агентством, ни с WADA.
В частной лаборатории согласились проверить анализы, правда попросили разрешения от олимпийского комитета или UKAD. Сообщается, что Грэм Артур созвонился с главой лаборатории и договорился о проверке проб.
Три велогонщика сдали тесты, те не выявили никаких отклонений от нормы, проверка пищевых добавок также дала отрицательные результаты на повышенный нандролон. К концу февраля руководство уже владело всей информацией и, кажется, решило закрыть дело. Хотя никто так и не нашел причину, почему в организме спортсмена оказался такой высокий уровень запрещенного вещества. UKAD переложило ответственность на федерацию, а та в свою очередь после серии тестов не пошла до конца.
Сейчас в Федерации велоспорта Великобритании только удивляются: руководство сменилось, копаться в деле 10-летней давности слишком сложно. Но так как инцидентом заинтересовалось WADA, скорее всего, придется.
Фокусы еще и в легкой атлетике: забили на полноценное расследование, дали бан за стероиды на несколько месяцев вместо двух лет
Подозрения в нарушении антидопинговых правил в Британии можно было бы списать на то, что коснулись они едва ли не самого грязного спорта в мире. Велогонки давно ассоциируются с запрещенными препаратами, а на звание главной допинговой схемы в истории претендуют не только Григорий Родченков и его коктейль «Дюшес», но и американец Лэнс Армстронг.
Через пару недель после информации о тестировании велогонщиков в частной лаборатории стало известно, что по такому сценарию в Великобритании действовали и легкоатлеты.
Летом 2014-го чемпион Европы в беге с барьерами Рис Уильямс и медалист зимнего ЧЕ в эстафете Гарет Уорбертон сдали положительные тесты на стероиды. Уильямса дисквалифицировали на 4 месяца, Уорбертона – на 6. UKAD дал легкоатлетам такие небольшие сроки, потому что защита доказала: спортсмены не знали, что принимают запрещенные препараты. Все списали на загрязненные пищевые добавки.
Тестированием добавок занялся их продавец – Даррен Фут, который представлял интересы спортсменов. UKAD рекомендовало частную лабораторию (ту же, к которой обращались велогонщики), но никак не отслеживало анализ образцов. Тесты показали, что в добавках якобы содержались следы запрещенных веществ. За два месяца до этого завод-изготовитель проводил собственные тесты, которые показали, что на момент отправки добавок они были полностью чистыми.
Фут утверждал, что представители фирмы-производителя не ответили на его запрос; впоследствии выяснилось, что это не так – завод связывался с ним. Сертификаты, которые фирма прислала Футу, показывали, что добавки успешно прошли проверку. Впрочем, UKAD даже не связывалось с заводом и не знало, что они изначально были чистыми. Агентство вообще не отслеживало цепочку доставки препаратов и не выяснило, на каком этапе в них могли попасть стероиды.
Спортсменам не запрещается самостоятельно проверять пищевые добавки в частных лабораториях. Хотя логичнее заниматься этим под надзором UKAD, если речь идет о нарушении антидопинговых правил. Фирма-производитель проявила инициативу и решилась на повторную проверку продукции – та вновь оказалась чистой.
Сейчас UKAD не настаивает на возобновлении расследования и неуверенно отвечает на вопросы о том, не мог ли Фут ввести агентство в заблуждение: «Всякий раз, когда у кого-то есть доказательства, которые могут представлять интерес в отношении потенциального нарушения антидопинговых правил, UKAD поощряет их передачу в агентство».
Похоже, в Британии всерьез взялись за собственную антидопинговую систему.
В отличие от России, которая до последнего отрицала нарушения, британцы сами выявляют слабые стороны – пока что все выглядит как единичные случаи, пусть и очень подозрительные. Но к UKAD точно есть вопросы, а ведь именно это агентство курировало РУСАДА во время отстранения.
Россия признала допинг-систему в легкой атлетике. Оказывается, она мешает еще со времен СССР
Фото: Gettyimages.ru/Bryn Lennon, Chris Graythen, Pascal Le Segretain, Oli Scarff, Alexander Hassenstein; ERIC THOMAS/AFP/East News
В 2019 году USADA дисквалифицировало Альберто Саласара тренера Мо Фара на 4 года, вместе с ним был отстранен врач центра Джеффри Браун.
в ноябре 2019-го WADA согласилось с доводами МОК и объявило о проверке всех спортсменов, которые когда-либо работали с Саласаром.
8 января 2020 года Британское антидопинговое агентство отказалось выдавать WADA пробы Мо Фары для расследования по делу Саласара.
Исполнительный директор UKAD Николь Сапстед заявила, что она заблокирует выдачу образцов для дальнейшей перепроверки, если не будет «достоверных доказательств» того, что они содержат запрещенные вещества. Т.е. WADA требует образцы, чтобы узнать есть ли там запрещенные вещества, а UKADa отказывается их выдавать сначала требуя доказательств, что там есть запрещенные вещества. Офигенная позиция, правда почему-то только с британцами так работает.
И как думаете что произошло дальше? Британцы получили какие-либо санкции? Нет, все тихо замяли и забыли.
Каждая большая страна особенно перед домашней олимпиадой так накачивает спортсменов, что мама не горюй. Боюсь представить, что в 2008 у китайцев было, Сочи с Лондоном вместе отдыхают наверное. Вот только всем уже начхать на те ОИ.
В Китае пловец Сунь Ян разбивает флакончики и выгоняет допинговых офицеров, в Велиобритании разбивают ноутбук. И все в порядке. В России "царапины на флакончиках". Итог: в Китае все в порядке, спортсмен просто перенервничал. В Англии все в порядке. "Я же признался во лжи, но допинга не давал, мамой клянусь". В России - допинговая система на государственном уровне.