6 мин.

Алексей Шемякин: Уровень студенческого киберспорта растет по всей стране

Вице-президент Федерации компьютерного спорта России рассказал о развитии студенческого киберспорта в стране

В июне нынешнего года Донской государственный технический университет (ДГТУ) принял финал шестого сезона Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. Чемпионский титул в нем оспаривали восемь сборных высших учебных заведений страны, прошедших два этапа отбора. Финал сезона вместил в себя два соревновательных дня и матчи группового раунда и стадии плей-офф в пяти киберспортивных дисциплинах.

Фото: Федерация компьютерного спорта России, resf.ru

Несмотря на то, что сезон ВКСЛ проводится Федерацией компьютерного спорта России уже в шестой раз, его финал впервые был вынесен за пределы Москвы, что красноречиво свидетельствует о выбранном векторе развития киберспорта в стране в целом, и студенческого киберспорта в частности. 

Географии ФКС России поражает воображение. Несмотря на то, что федерация является достаточно молодой в сравнении со многими видами спорта, она уже имеет 77 региональных отделений по всей стране. К слову, шестой сезон ВКСЛ в нынешнем году собрал в числе участников рекордные 450 вузов и ссузов страны.

О том, как развивается студенческий киберспорт в регионах и вузах страны, а также об изменениях в формате сезона ВКСЛ, произошедших в нынешнем году, порталу StudentSport рассказал вице-президент и глава регионального департамента Федерации компьютерного спорта России Алексей Шемякин.

– Алексей Валентинович, на ваш взгляд, насколько удачным можно признать первый «выезд» финала сезона Всероссийской киберспортивной студенческой лиги за пределы Москвы? Какие принципиальные отличия подобных ивентов, проходивших в столице, от того, что мы увидели в Ростове-на-Дону?

– Если выражать мое субъективное мнение, первый выезд Финала сезона Всероссийской киберспортивной студенческой лиги за пределы Москвы я считаю успешным. По-другому быть и не могло, потому что Донской государственный технический университет – серьезная организация и руководство вуза не допустило бы, чтобы мероприятие, проводимое в стенах ДГТУ, прошло не на высоком уровне. И с нашей стороны, и со стороны руководства университета, были приложены максимальные усилия для создания максимального уровня комфорта для участников и зрителей финала, и наполнения мероприятия различного рода активностями, помимо соревновательного процесса. Плюс ко всему нужно отметить, что Ростовская область из года в год является одним из лидеров среди регионов страны по числу участников сезона ВКСЛ, начиная с первого этапа.

Фото: Федерация компьютерного спорта России, resf.ru

– Почему ФКС России принял решение впервые «вывезти» главный турнир сезона Лиги за пределы Москвы? 

– Вообще, финалы наших Всероссийских соревнований в различных регионах у нас проводятся с 2018 года. В первую очередь, все нацелены на проведения у себя чемпионата и Кубка России. Но если регион заинтересован в том, чтобы у его прошел крупный турнир по киберспорту, у федерации есть, что ему предложить. Действительно, сезон финал ВКСЛ прошел не в Москве впервые, но практика проведения крупных турниров вне столицы применяется нами уже достаточно давно.

– В минувшем сезоне ВКСЛ принимали участие более 450 команд вузов и ссузов из 55 регионов страны. Это рекордные показатели для Лиги?

– Да, за пять прошедших сезонов это рекорд для Лиги. В 2016 году мы начинали с 12 регионов, спустя год их число выросло до 24, а уже сейчас Всероссийская киберспортивная студенческая лига охватила уже 55 субъектов страны. И хочу отметить, что 450 – это только лишь число вузов и ссузов, принявших участие в минувшем сезоне. С учетом того, что учебные заведения на первом этапе шестого сезона могли быть представлены несколькими командами, общее количество команд составило порядка шестисот. 

– Что касается регионов: состав восьмерки финалистов сезона ВКСЛ в Ростове-на-Дону сейчас отображает расклад сил в студенческом киберспорте страны?   

– Бросается в глаза тот факт, что впервые за шесть сезонов в финале ВКСЛ не было ни одной команды санкт-петербургских вузов и в частности, сборной Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. С одной стороны, это вызывает удивление, но с другой – подобный расклад свидетельствует тому, что уровень развития студенческого киберспорта по всей стране растет, и многие регионы стали уделять все большее внимание нашему виду спорта и Лиге. Тот факт, что с каждым годом число представленных в сезоне ВКСЛ регионов растет, объясняет, почему мы видим в финале новые лица. 

Фото: Федерация компьютерного спорта России, resf.ru

– С возрастанием количества команд, образовательных учреждений и регионов в Лиге планируется ли увеличение числа дисциплин в программе ВКСЛ?

– Если мы остаемся в формате Спартакиады, когда вуз или ссуз должен быть представлен командой или спортсменом во всех дисциплинах ВКСЛ, увеличение количество игр вызовет проблемы для образовательных учреждений. Для вуза, в котором обучаются 20-30 тысяч студентов и более, не проблема собрать одну и даже две сборные. А с учетом того, что на выход в каждый следующий этап сезона могут претендовать только команды, укомплектованные во всех представленных дисциплинах, малочисленные по количеству обучающихся учреждения могут столкнуться с объективными и, возможно, непреодолимыми трудностями. 

Мне кажется, при нынешнем формате турнира мы нашли «золотую середину», где пять дисциплин в зависимости от их текущей популярности могут меняться. По примеру уже прошедших сезонов, Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive у нас в программе представлены всегда, оставшиеся три дисциплины у нас периодически меняются.

– Рассматриваете ли вероятность включения в программу будущих сезонов ВКСЛ турниров по спортивным симуляторам?

– Рассматриваем и такие варианты. Но тут нужно понимать, что если мы говорим о самом популярном спортивном симуляторе – FIFA, то это не наша дисциплина – это сфера Российского футбольного союза. Да, мы совместно с РФС проводим чемпионат и Кубок России по интерактивному футболу, но спортивные разряды в нем присваиваются по футболу, а не по компьютерному спорту.

– В отличие от предыдущих сезонов, в этом году отбор в финал ВКСЛ на втором этапе проходил по зональному принципу, а не внутри федеральных округов. Насколько эти изменения себя оправдали?

– Возьмем яркий пример – сборную Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, которая, на мой взгляд, очень неплохо выступила в ростовском финале. В прошлом году ТГУ проходил отбор в финал сезона в Центральном Федеральном округе, где очень сложно составить конкуренцию большому количеству команд из Москвы. По сути, высока вероятность, что при таком формате мы могли недосчитаться ряд сильных сборных, которые заслуживали места в восьмерке, но не прошли отбор из-за более сильной конкуренции в своем федеральном округе. Примерно такая же ситуация была и в ЮФО, где год за годом за единственную квоту боролись команды Кубанского государственного университета  и Южного федерального университета, и, соответственно, одна из них оставалась за бортом. 

Фото: StudentSport.ru

– Не секрет, что большое количество студентов российских вузов имеют контракты с профессиональными киберспортивными командами. Есть ли возможность у вузов собрать на сезон ВКСЛ сильнейшую команду, составленную из своих лучших студентов? Насколько охотно профессиональные киберспортсмены соглашаются на участие в турнирах студенческой Лиги.

– Зависит от уровня самого игрока и его команды. Наверное, киберспортсмена команды уровня тир-1 в виду плотного графика даже не отпустят на студенческие соревнования. А вот участие в сезоне ВКСЛ игроков уровня тир-2 не является чем-то сверхъестественным для Лиги.