8 мин.

Анандизм

Громкий заголовок — это пропуск на sports.ru, так что не стоит ругаться. Я собирался написать о походе на шахматы месяц назад, но сначала была статья в PROСпорт (вообще этот журнал пишет о шахматах редко, но максимально доступно и интересно для таких, как я), а потом было как-то не до этого. Все-таки футбол я люблю больше, чем шахматы. Впрочем, это ложь.

Если сравнивать футбол с кино, а шахматы — с театром, то матч за звание чемпиона мира по шахматам можно сравнить со спектаклем в МХТ Чехова с участием Хабенского. Куче людей из другого мира приходится вертеться на неудобном кресле и делать вид, что их затягивает действо, происходящее на сцене. Вид можно делать как с помощью невероятно задумчивого взгляда, так и с помощью знакомого, который неожиданно разбирается в шахматах (любит театр). Впрочем, знакомого лучше только слушать, так как диалог с ним может привести к озадачивающим его фразам типа "у Ананда фигуры поплотнее стоят" или "че он так долго думает?". Но прелесть матча Ананд - Гельфанд в том, что людей, если не спрашивающих, то думающих так, большинство.

Лично я увлекаюсь шахматами ровно раз в два года, когда чемпион борется с претендентом. Я хорошо играл в шахматы, когда трава была зеленее, доски — прямее, а соперники интересовались тем, что было после того редкого урока логики, когда учительница предлагала что-то кроме сбора геометрических фигур из угловатой пластмассовой змеи и решения заковыристых задач из давно прочитанного мной сборника. С тех пор я забил на эту игру и так и не начал в ней по-настоящему разбираться. Что дает мне уникальную возможность почувствовать себя типичным болельщиком футбольных мундиалей.

За матчем Крамник - Ананд я следил с помощью сайта гроссмейстера Сергея Шипова. Этот человек подробно объясняет каждый ход и во время долгих пауз пытается предугадать следующие, а за развитием событий удобно следить с помощью расположенной слева от трансляции шахматной доски. Сейчас там, кстати, идут аудио-трансляции матчей чемпионата мира по быстрым шахматам и блицу — турнира, с которого и надо начинать смотреть шахматы, чтобы мгновенно не потерять интерес к ним. Если вы, конечно, не такой фанат скучных соревнований, как я.

Слово "скучных" не стоит воспринимать буквально. Вот игра сборной Испании уныловата, не так ли? Но находятся люди, которые ее таковой не считают. Когда они пытаются это объяснить, суть оказывается в деталях, которые к просмотру футбола в широком понимании этого явления отношения не имеют. Шахматы тоже не стоит смотреть так, как мы привыкли это делать. Потому что большую часть матча на доске ничего не происходит.

Чемпионский матч в Москве — событие, которое, с учетом тенденции переносить значимые соревнования в нетипичные для этих соревнований места, может оказаться единственным в моей жизни, на который я смогу доехать на метро. И я не стал упускать эту возможность, посмотрев 6 партий из 16. Начал я с первой. Идея провести матч в Третьяковке была бы довольно гениальной, если бы это не означало прерывание официальной трансляции матча получасовыми выпусками о каких-то крутых картинах, которые почему-то подразумеваются интересными любителям шахмат. Но на живых зрителей эта особенность почти не влияла.

Почти — потому что эта же трансляция была и в наушниках, выдаваемых каждому желающему взамен любого удостоверения личности с фотографией. Про эти наушники я узнал только во второй раз, в первый же я смотрел матч с самим собой. Точнее с товарищем, но он довольно быстро заснул. Спать в зале можно, а вот храпеть и разговаривать не разрешается, так что наушники лучше взять, чтобы не сойти с ума в просчитывающем варианты дилетантском мозгу. Кстати, проблема с телефонами решается радикально: чтобы войти в зал, нужно предъявить ключ от шкафчика, в который заботливо кладут вашу трубку. Хотя, конечно, в этом случае радикально решается проблема просмотра шахмат для людей, не владеющих мобильными телефонами (лично знаю таких!). Но на месте театров, пытающихся образумить зрителей предупреждениями, я бы взял этот способ на заметку. Заодно и некоторые бабушки наконец-то обзаведутся мобильниками.

Первая партия проходила в пятницу, так что зал был относительно свободен. Фотографы, которым не хватило места непосредственно у стекла, отгораживающего Гельфанда, Ананда и судей от зрителей (у стекла, впрочем, можно было фотографировать в течение 2-3 минут, прошедших с первого хода, потом всех отгоняли на завод), перемещались по всему залу, так что одна из них оказалась рядом со мной и спросила, будут ли сегодня другие матчи. Если кто не знает систему проведения чемпионских матчей, то сейчас это 12 партий. В день играется одна партия, в которой каждому участнику дается на раздумье по 2 часа, по истечении которых могут быть различные временные ништяки, до которых дело все равно не дошло.

Первая партия закончилась вничью, как и 9 из оставшихся 11. По одной победе гроссмейстеры одержали, воспользовавшись чужими ошибками. Ошибка, которая приведет к поражению, может быть всего одна. Но чаще всего ее не бывает. Что же делать бедному зрителю?

Ну, во-первых, смотреть. Ананд — это своего рода Месси шахмат, так же три раза подряд доказавший, что лучший в мире в своем деле (причем в шахматах методы определения гораздо более объективные). Часто ли вам выпадает возможность увидеть таких великих людей? Которые за доской (да и везде) предстают нам в земном обличье, так как их гениальность надежно спрятана в их черепной коробке и не оказывает влияния на внешний вид и поведение. Вот он попытался нацепить пиджак на суперсовременный стул с неудобной спинкой. Вот он нервно трет лицо своими индийскими ручками, словно белка. А вот он попросил чаеподносителя (судью) принести ему очередную порцию индийского тонизирующего напитка (уверен, что российского).

Гельфанд — персонаж менее известный, но более колоритный. Его бутылка — это как петушок Семина или усы Газзаева. Только еще и неизвестно, что внутри (может и известно, но это одно из знаний, которое пусть лучше будет вне моего мира). Его мимика напоминает финты Роналдиньо. Иногда он встает и прохаживается вдоль перегородки, окидывая зрителей удивленно-насмешливым взглядом. Но чаще всего он уходит в комнату отдыха, даже когда у него на раздумье остается пару минут. Я бы сравнил его с Аршавиным, если бы Аршавин, тратя в каждом матче кучу времени впустую, в каждом же матче играл гениально во все оставшееся время. Ну и человеком был бы более приятным.

Увлекались когда-нибудь пен-спиннингом? Гельфанд бы вас легко сделал, особенно если в качестве оружия была бы шахматная фигура. Все-таки думает Гельфанд с эстетической точки зрения гораздо красивее Ананда. Хотя и просто думал он красивее, по крайней мере, сложилось такое впечатление. И проиграл во многом из-за неумения распределить время. Но сначала он выиграл. Произошло это в 7ой партии после 6 ничейных. При таком развитии событий это казалось весомой заявкой на победу, но в следующей же партии он потерял ферзя на 17 ходу и сдался, что казалось еще более немыслимым, чем исход, отличный от ничейного, зафиксированный в прошлой партии.

За все оставшееся время партии были довольно интересными, но все же не с точки зрения того, что происходило на доске. Хочется посмотреть на воплощение идеи Фишера, который предлагал рандомно расставлять фигуры перед началом партии. Не удивлюсь, если скоро все к этому придут. Когда обычные шахматы сменились быстрыми, стало понятно, насколько велик контраст между борьбой мозгов и борьбой жестких дисков. Нет, было бы дилетантством заявлять, что в классических шахматах нужно только вспоминать и выбирать. Но когда нет времени вспоминать, приходится быстро соображать. А когда приходится соображать, возникает больше ошибок. А когда больше ошибок, смотреть интереснее. ¡De verdad, España!

Количество зрителей на финале противоречило идеологии бесплатных соревнований. Если на первую игру я опоздал, то последнюю (точнее последние 4) я посмотрел только потому, что пришел за полчаса до начала. Свободные места, впрочем, были, но они в VIP-рядах, на которые во время третьего тай-брейка уселся Илюмжинов со своим ураланом.

На тай-брейк каждому дается по 25 минут, плюс за каждый ход прибавляется по 10 секунд. Учитывая то, как быстро разыгрывается начало (руки движутся быстрее ног наших футболистов), начинают шахматисты с 26 минут. А если шахматист — Гельфанд, то заканчивает он непременно с тем временем, за которое обычные люди успевают подумать о том, что им надо начать думать.

Первая партия закончилась ничьей, но это напоминало (тогда еще нет) какую-нибудь Англию - Италию, хотя в первом случае белые не выглядели хуже, а игра велась на красивых и обоюдных контратаках. Вторая партия стала кульминационной. Гельфанд был Интером, Гельфанд был Челси, Гельфанд был сборной Греции. Оставшись к 30му ходу с одной минутой, Борис был вынужден отчаянно обороняться. Отчаянно, но очень четко. Выставив вперед ладью, по своей мощи и цвету напоминающую Дрогба, израильский гроссмейстер умело скрывал короля слоном (Дрогба много не бывает) и пытался провести по левому флангу Пешкли Коула, чтобы превратить его в черного властелина. Ананд же в очередной раз оставил себе коня (чуть ли не в каждой трансляции упоминался факт его любви к этим животным). Ну и белая ладья, этакий типичный баварский немец.

Ошибка случилась на 73ем ходу, когда в обычных шахматах уже начинается овертайм. Вишин конь напал на короля и, вынудив его отойти, атаковал ладью и слона. В итоге произошел фатальный для Гельфанда обмен, после которого на доске остались две ладьи, два короля и пешка, которая и решила исход партии, заставив Бориса сдаться. Это было настолько трагично, что в зале чувствовалась шоковая атмосфера, перемешанная со слабой, но еще витающей надеждой, что Гельфанд в третьей партии восстановит равновесие.

В следующем тай-брейке Ананд оказал Борису услугу, заблокировав собственного слона. Расположение фигур индуса напоминало расстановку условной Томи. Впрочем, добрый Гельфанд решил съесть обезоруженного офицера, поменяв его на своего, вполне боевого. Вскоре у израильтянина началось кончаться время, что свело на нет заработанное преимущество. Соперники согласились на ничью.

В финал Гельфанд вышел, обыграв Камского в 5ом и 6ом тай-брейке. Но имя Ананда не внушало оптимизма болельщикам Гельфанда, коих, конечно, было большинство. 4 тай-брейк оказался самым скучным и ничейным, и вот уже толпа тихо матерящихся старичков выходит из зала, по пути приветствуя и благодаря проходящих на пресс-конференцию шахматистов.

Очередь за телефонами, очередь на сдачу наушников — и вот ты уже выходишь из Третьяковки вместе с такими же, как ты, людьми, которые прикоснулись к чему-то сокровенному и невероятно умному. Рон Уизли использовал магию, чтобы играть в шахматы, а в мире маглов шахматы сами излучают магию. И потом еще долго не проходит ощущение, что ты взял с собой часть этого волшебного мира. Главное происходит на сцене, и ничего из окружающего не сможет его опошлить, если оно гениально. Как в театре.