Как научить играть в шахматы ребенка
Некоторые ошибочно полагают, что научить ребенка играть в шахматы является делом весьма сложным. Но ребенок и игра понятия очень даже совместимые. Ведь играют же дети в другие настольный игры. Шахматы в этом смысле, ничуть не хуже и гораздо более полезны. Они развивают мышление, способность концентрироваться и многое другое. Учиться в них играть можно практически в любом возрасте. Даже если ребенок еще не научился писать и читать, расположение фигур на доске, как они ходят, может понять довольно быстро и легко. Само обучение можно превратить в игру.
С какого возраста можно учить детей шахматам?
Оптимальным для детей считается возраст обучения игре с 6 до 12 лет, но можно начать и раньше. Сама школа отнимает много внимания, на уроках чаще всего приходится сидеть, слушать учителя и выполнять задачи. Пусть процесс этот тоже чаще всего проходит увлекательно, тем не менее ребенок все равно устает и ему может быть не до шахмат. Он предпочтет активные игры на улице или, что гораздо хуже, смартфон.
В дошкольном возрасте внимание ребенка еще не так распылено, и он может сконцентрироваться на обучении игре в шахматы. Считается, что в этом возрасте дети гораздо быстрее усваивают новую информацию. Главное, заинтересовать и подать все в увлекательной форме. Шахматы помогают выйти на новый уровень интеллектуального развития, развить образное мышление, умение ставить перед собой цели и достигать их. Да и для взрослых это отличный способ времяпровождения с ребенком.
Сильно отступать от возрастных рамок от 6 до 12 лет нежелательно. Тут вам все объяснят психологи. Если вы взялись за обучение одновременно двоих детей, то их возраст должен быть более-менее равным и не должен превышать двух-трех лет разницы. Дети в 6-летнем возрасте некоторую информацию воспринимают и запоминают медленнее, чем в 9-летнем. При этом следует постоянно поддерживать интерес детей к обучению. Далее поговорим о том, как это сделать.
Как заинтересовать ребенка шахматами?
Самое простое — вдохновить личным примером. Рассказать, что это за игра, насколько она полезна. Нужно дать подержать в руках каждую фигуру, рассказать о них. Не обязательно сразу показывать ходы, пусть ребенок просто познакомится с фигурами и привыкнет к ним. Затем познакомьте ребенка с шахматной доской, да и само обучение нужно проводить исключительно за доской, никаких компьютеров и планшетов. Дальше расставьте фигуры на доске. Только не нужно сразу использовать шахматную нотацию, тем самым вы сразу можете нарушить процесс. Ребенок, может, еще не умеет правильно писать, а тут ему е2—е4. В первую очередь он должен мыслить и ориентироваться. Нотация потом. При этом расставлять фигуры ребенок тоже должен самостоятельно.
Хорошим способом привить любовь к шахматам может быть рассказ об их истории. Ведь все можно обернуть в форму сказки и таким образом подать материал. «Давным-давно в Индии к местному правителю радже пришел шах и подарил ему одну настольную игру. Фигуры на ней были очень похожи на те, что ты держишь в руках и напоминали армию…». Дальше можно продолжить самим так или иначе добавляя разных красок и еще более подробно рассказывая о фигурах.
Еще один неплохой способ — погрузить ребенка в шахматную культуру. Вряд ли рассказ о чемпионах мира заинтересует 6-летнего, а вот в 12-летнему можно поведать про первые турниры, первых гроссмейстеров, про обладателей шахматной короны, рассказать об интересных фактах, связанных с биографиями чемпионов. Тут подогреть интерес можно и материальными факторами. Ведь шахматы такой же вид спорта, как остальные другие. Здесь есть звания, вручаются свои призы на турнирах, а некоторые юные шахматисты становились гроссмейстерами уже в те же 12 лет.
Помогаем ребенку изучить поле и ходы фигур
Когда познакомили ребенка с фигурами, приступайте к шахматному полю. Тут тоже можно придумать различные метафоры или примеры из жизни. Ведь даже на уроках физкультуры можно услышать фразу — «встаньте в шахматном порядке». В жизни всегда встречается черное и белое, две противоположности. В старые времена в шахматы играли разными фигурами и на разных досках, но впоследствии доску с 64 клетками признали самой оптимальной. Причем каждая клеточка обозначается отдельно. Внизу есть латинские буквы, а по бокам цифры. Нужно произнести вслух все буквы. Тут же можно рассказать про латинский алфавит и язык. Кто и когда на нем разговаривал? Что произошло с языком в дальнейшем. Пусть ребенок укажет на любую клетку, а вы назовите ее, например с8 или d4. Далее пусть ребенок сам попробует назвать любую клетку таким же образом.
Теперь расставим все фигуры на доске и подробно расскажем о каждой, где она находится изначально, как ходит, какое имеет значение и возможности. Черные и белые выстроились друг против друга как два войска. Дальше объясняем все про фигуры и ходы.
Пешки
Прежде всего пешек большинство на шахматной доске, они солдаты. Как любой солдат в бою они могут взять в плен, в нашем случае срубить важную фигуру, но и сами являются наиболее уязвимыми. Ходят пешки только вперед, им нельзя отступать. Если рубят, то только по диагонали. Каждая из фигур соперника может подойти к пешке вплотную, но вот оказаться по диагонали от нее никак нельзя, поскольку тут же попадаешь под удар. Пусть пешки уязвимы, зато у них есть качество, которым не обладает ни одна другая фигура. Они могут превращаться в любую из них. Как это происходит, показываем на примерах. Расставляем пешки на доске и обращаем внимание, что белые всегда располагаются на втором поле, а черные на седьмом.
Ладьи
Добавляем на шахматную доску все четыре ладьи. Они своим внешним видом напоминают сторожевые башни, а ладьями называются, поскольку ранее в России они своим внешним видом напоминали не башни, а лодки. Как ходит ладья, запомнить легче всего, она может пересекать все поле по вертикали и по горизонтали, если на пути не стоит своя фигура. Если чужая, то ее можно срубить.
Слоны
Теперь ставим на доску белых и черных слонов. Почему слоны? Объясняем, что все это пошло с той же Индии, где обитают слоны, и они принимали участие в сражениях. Фигуры могут тоже, как и ладьи ходить на любое количество клеток, но только по диагонали. Причем слон, который стоит на белой клетке в самом начале, ходит по белым диагоналям, а слон на черной клетке — по черным. Можно сравнить возможности ладьи и слона. Несмотря на то, что ладья фигура более сильная, в определенной клетке она может оказаться только за два хода, а слон по диагонали за один ход.
Король
Переходим к главной фигуре на доске — королю. Рассказываем насколько это важная персона, точнее, фигура. Все остальные его оберегают от угроз со стороны соперника. Несмотря на всю важность, возможностей у короля очень мало. Хоть он и может ходить в разные стороны, но только на одну клетку. Он тоже может рубить фигуры, ведь раньше и короли участвовали в битвах. Черный и белый король никогда не могут оказаться рядом, между ними всегда должна быть как минимум одна клетка. А еще король может «позвать» на помощь дополнительную пешку. Так произойдет, если король достигнет противоположного поля доски.
Ферзь
Ферзя или королевы, тут нужно рассказать, почему фигура так называется. Ферзь от персидского ferz — советник, а королева от английского queen. Ферзь, как и король может ходить по разным направлениям, вот только не на одну клетку, а по всей доске, сочетая в себе качества ладьи и слона. Ферзь обладает самыми большими возможностями. Обычно именно он принимает самое непосредственное участие в том, чтобы доставить трудности королю соперника. Однако не стоит думать, что исход сражения можно решить только одним ферзем. Только слаженная работа всех фигур может привести к победе.
Кони
Добавляем коней и заполняем всю доску фигурами. Конь отличается своими ходами от других фигур тем, что может скакать. То есть перепрыгивать через своих и чужих. Ход коня тоже оригинальный, это единственная фигура на доске, которая ходит не по прямой линии или диагонали, а буквой «Г», сначала на три клетки в любую сторону, а потом на одну в любую сторону. Маленьким сложно запомнить про букву «Г», ведь она в случае с конем может быть и перевернутой. Поэтому можно сказать как считалочку «раз-два-поворот». Конь очень важная фигура, которая может изменить ход игры, недаром про неожиданные и эффективные действия в жизни есть выражение «Ход конем!».
Рассказываем ребенку про шах, мат и пат
Смысл любой игры нанести поражение сопернику, то есть, выиграть. Так и в шахматах. Когда игрок проигрывает, значит объявлен мат королю. Что такое мат? Положение при котором король не может сделать ход. Король единственная фигура, которую нельзя срубить, но полностью сковать его действия вполне возможно, в этом и заключается цель игры. Показываем и объясняем на простой ситуации. Ферзю достаточно сделать один ход, забрать пешку черных на f7, и игра будет окончена, поскольку король находится под ударом и ничего не может сделать. Срубить ферзя, значит подставиться под удар слона, уйти в сторону тоже нельзя — мат.
Шах — это угроза королю, которой он может избежать. Еще один пример, белая ладья сделала ход на е1 и объявила шах черному королю. В отличие от предыдущей ситуации у короля есть два варианта:
сделать ход и уйти от шаха;
короля может прикрыть слон.
Здесь делать ход слоном нецелесообразно и нужно просто уйти из-под удара. Случаются ситуации, когда сам король может срубить фигуру, которая ему угрожает.
Шахматы — игра, в которой может не быть победителя. Причем игроки могут согласиться на ничью уже в дебюте, но на доске бывают такие ситуации, когда ничья вынужденная, и дальше продолжать игру невозможно. Называется такая ситуация патовой или просто — пат. Возникает она в том случае, если любой последующий ход короля приводит к угрозе. Вновь пример.
После хода белых королю черных совершенно некуда пойти, везде он находится под угрозой. В этой ситуации объявляется ничья.
Советы родителям
Напоследок несколько советов, которые помогут вам обучить ребенка шахматам. Главное, понадобится терпение, поскольку ребенок не способен все схватывать сразу и на лету. Сначала он должен полюбить шахматы.
Научите ребенка уважать шахматы. Пусть у вас в доме будут две шахматные доски. Если видите, что дети играют фигурами и расставляют их не по правилам, не мешайте, это тоже часть процесса. Пусть делают так, как им нравится. Даже если какая-то фигура потерялась, ничего страшного, замените ее чем угодно, найдется потом, а в случае со второй шахматной доской можно использовать фигуру из нее.
Задавайте ребенку вопросы, интересуйтесь, что он понял, а что нет. Терпеливо объясняйте ему некоторые нюансы и никаких резких движений и, главное, слов. Прививать любовь к игре придется долго, а вот отвратить можно за несколько минут.
Сделайте так, чтобы ребенок взял инициативу на себя. Пусть теперь он побудет тренером, спросите у него, как ходят фигуры, как они рубят. Проведите игру наоборот, которая предполагает быстрое избавление от своих фигур. Для этого уберите с доски королей и играйте. Выигрывает тот, у которого фигур на доске не осталось. Так можно быстрее научиться ходить, но главное, не переусердствовать.
Определите периодичность подобных тренировок. Поинтересуйтесь мнение ребенка. Лучше чаще, но по чуть-чуть, чем редко, но по несколько часов. Внимание взрослых рассеивается через сорок минут, что уж говорить о детях, которые не смогут запомнить большое количество материала.
Привлекайте к обучению остальных членов семьи, устройте мини-турнир с призом, это будет мотивировать еще больше. Хвалите ребенка, когда он делает правильные ходы. Ничего страшного, если вы будете ему подсказывать. Любая похвала станет стимулом к развитию.
По возможности посещайте с ребенком шахматные турниры. Проводить на них время полностью не нужно, а вот прийти к окончанию и награждению в самый раз. Еще один пример мотивации.