4 мин.

Жил на выигрыш со ставок на самого себя, а позже помешался. История первого шахматного короле Стейница

Голова странного на вид мужчины торчала из форточки одной из гостиниц, пока юная стенографистка записывала всё, что произносит несуразный мужчина. В какой-то момент слова сменились на странные звуки, и настороженная девушка вызвала помощь в виде администратора гостиницы. Верить в то, что гость сошёл с ума совершенно не хотелось, ведь это был не кто иной как первый чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц, вызвавший стенографистку для записи учебных материалов.

Через несколько дней Стейниц оказался в психиатрической клинике. Что именно произошло с головой великого мастера – непонятно, ведь совсем недавно он бил всех своих соперников за шахматным столом.

Самый смышлёный из сверстников

Вильгельм родился и вырос в одном из самых неблагополучных районов Праги – это было что-то вроде еврейского квартала. Семья Стейница была традиционно большой, а потому всё своё время и силы родители тратили на работу, чтобы обеспечить 13 детей хотя бы минимальными благами.

Тем не менее, никто не забывал об учёбе, и все дети выросли очень образованными люди. Однако Вильгельм заметно выделялся ещё в детстве. Он начал играть в шахматы очень рано, и отец, увидев талант ребёнка, стал всё чаще направлять его фокус именно на эту игру.

А что так можно было?

О заработке на шахматах Стейниц точно не думал. Он поступил в одну из многочисленных технических школ Вены и вёл жизнь обычного учащегося: прогуливал пары и тусовался с друзьями в ближайшем кафетерии. Однако в какой-то момент приятели предложили Вильгельму попробовать ставки. Не на лошадей, конечно, а на любимые шахматы. Затея показалась парню просто отличной, но он решил её усовершенствовать – стал ставить на свои собственные победы в конкретных поединках. Выгодно. Особенно, когда знаешь, что тебе среди всех соперников нет равных.

Вильгельм проводил так много времени на «работе», что учёба ушла на второй план и оценки резко испортились, за что он был выдворен из школы.

Новая жизнь

Трагедии в досрочном окончании учёбы Вильгельм не видел. Его заработка хватало для того, чтобы обеспечить себе достойную жизнь. Он начал колесить по миру, убеждая жителей разных уголков в том, что лучший игрок Земли. Стейниц брал турниры на нескольких материках, в сотнях городов и обыгрывал тысячи соперников.

В 1883-м в возрасте 47 лет шахматист переехал в Америку, а через три года сыграл партию за титул чемпиона мира. Это был первый поединок за официальное звание короля доски. Противником Стейница стал ещё один талант Иоганн Цукерторт, который, однако, не смог противостоять сильному эмигранту.

Стейниц очень много времени уделял тренировкам, пытаясь разобраться во всех тонкостях. Он был одним из основоположников позиционной игры, которая казалось ему куда более эффективной, чем привычная романтическая комбинационная.

«На турнирах в Париже (1867) и Баден-Бадене (1870) я рассчитывал взять 1-й приз, — рассказывал Стейниц. — Не получив его, я вынужден был призадуматься и пришел к выводу, что комбинационная игра, хотя и даёт иногда красивые результаты, не в состоянии обеспечить прочного успеха. При тщательном изучении такого рода партий я обнаружил в них ряд дефектов. Многие соблазнительные и удавшиеся жертвы оказались неправильными. Я пришёл к убеждению, что надёжная защита требует гораздо меньшей затраты сил, чем атака. Вообще атака имеет шансы на успех только тогда, когда позиция противника уже ослаблена. С тех пор мысль моя была направлена на то, чтобы найти простой и верный способ ослабления неприятельской позиции».

Вильгельм был большим стратегом, который умел читать своих соперников чуть не на целую партию вперёд. Его карьера шла в гору: с 1886-го по 1894-й он никому не отдавал свой титул чемпиона мира. А потом он вдруг начал разваливаться.

Потеря близких и радости в жизни

В 1894 году у Стейница умерла дочь. Не справившись с потерей 18-летней красавицы, ещё через время на тот свет ушла любимая жена. Стейниц начал расклеиваться – проиграл поединок за титул чемпиона мира, прекратил выпуск собственного шахматного журнала, который очень любил, и впал в жесточайшую депрессию.

По прошествии нескольких лет он вроде как вернулся к нормальному состоянию и даже вызвался снова сыграть с Ласкером, который отобрал у него титул в 1894-м. Встреча состоялась в Москве, но никакого удовлетворения Вильгельму и его болельщика не принесла. Шахматист проиграл.

После партии ему пришла интересная мысль остаться в Российской империи, где он мог бы растить новых гениев шахмат. Однако остаться пришлось не в классе в психушке.

Инцидент со стенографисткой в гостиничном номере спровоцировал шквал предложений о лечении в психиатрической поликлинике, где Стейницу ему могли помочь справиться с его наклонностями. Он согласился. Маэстро шахмат не был одним из тех, кого надо связывать, чтобы избежать жертв или побегов, он не видел галлюцинации и не разговаривал с космосом, однако странные модели поведения у него правда присутствовали.

В больнице он вёл себя очень спокойно. Единственным недовольством было то, что никто не верил его рассказам о богатом шахматном прошлом. Однако и это было исправлено совсем скоро. Стейниц провел несколько партий с врачом, который питал страсть к шахматам. Обыграл его во всех. После этого рассказы больного все слушали уже с большим интересом, зная, что всё это было на самом деле.

В клинике он пробыл недолго. Уже через месяц-два он прибыл в Америку, но там его никто не ждал. Шахматы больше не приносили ему дохода, хотя он очень пытался вернуться. Отсутствие средств к существованию очень угнетало Вильгельма и он снова вернулся к своему депрессивному состоянию. Позднее снова загремел в психушку и там же умер. Великого игрока похоронили всего в 64 года.