29 мин.

Ферзевый гамбит aka Ход королевы. Ощущение от книги и сериала

Привет!

Не далее как месяц назад я посмотрел увлекательный сериал "Ферзевый гамбит", который в России зовётся "Ход королевы". Некоторые именуют его ещё "Королевский гамбит", но не надо так делать!

Не понимаю, почему нельзя было оставить оригинальное название, но может так и надо. Люди будут гуглить "Ферзевый гамбит", а наткнутся на видеоуроки от Игоря Немцева. Удобнее искать! С другой стороны, кто ищет, тот найдёт. И 2-3 ссылкой в гугле всё равно было бы то что нужно. А мастер-классами кто-то мог бы и увлечься, заодно решив заняться шахматами.

Несколько дней назад я решился взяться за чтение книги. К слову, довольно небольшой. И на неё у меня ушло меньше суток. При том, что повседневные дела никто не отменял. Шахматы и книги я люблю. Сериалы тоже. Писать не сказать, что сильно умею, но мне нравится.

А в отношении шахмат, пожалуй, нахожусь в выгодной позиции. Я достаточно хорош для того, чтобы в целом быть в теме. И при этом достаточно плох*, чтобы не считать себя экспертом. Занимая место между простым обывателем, который не заметит явных недостатков и полновесным шахматистом, которому сериал и книга могут показаться вторжением на его территорию.

*играет как дно (прим. ред.)

А теперь от моего занудства давайте перейдём к содержательной части. Пора хайпануть!

Для начала небольшое предупреждение:

ВНИМАНИЕ! ПОСТ ПОЛОН СПОЙЛЕРОВ!

Не стоит идти дальше, если сомневаетесь, что это может испортить вам ощущение от будущего прочтения книги или же просмотра сериала.

Предупреждение сделано. Пройдёмте же к сути поста! Ведь я хотел сравнить сериал и книгу.

И он и она мне понравились. Если делать общий вывод, то сериал достаточно бережно отнёсся к первоисточнику. А первоисточник к игре в шахматы. Отличия книги и сериала есть, но переделывания ради переделывания были замечены буквально пару раз. Я решил, что для простоты повествования стоит пройтись по пунктам. Поэтому обо всём по порядку.

Повествование

Когда я задумался о том какое сравнение можно привести, то сразу вспомнил этот прикол на картинке выше. Я читал на русском и поэтому не могу в точности отвечать за авторский стиль. Но он немного напомнил мне какое-нибудь нуарное произведение. Вроде "Друзей Эдди Койла".*

*Хватит выпендриваться, Саша, нихера ты не начитанный! (прим. ред.)

Нет, здесь не рассказ про детективов и бандитов. Я о стилистике. Без длинных описаний, рассуждений о том что символизировало синее полотенце и жёлтые обои, а также длинных внутренних диалогов героев. Нет места и изнурительным самокопаниям. В особенности в этом плане отличилось начало книги. Хотя, возможно, в дальнейшем я просто привык.

В общем, если книга напомнила мне с этой картинки "оригинал", то красочный "перевод" олицетворяет сериал. Он, конечно, тоже достаточно темповой. И уложил хорошую историю в ограниченное число серий. Но должен заметить, что создатели сумели сделать повествование плавным, не обрушивая на зрителя поток событий. За что они получают жирный плюс. Думаю, это один из секретов сериала. Для хорошей истории сумели найти правильную динамику.

Главный герой

А точнее, героиня. Что касается внешности, то давайте сделаем вывод, что Бет скорее удалась, явных косяков нет, а взять Аню Тейлор-Джой было прекрасным решением. И поедем дальше.

Остановимся на характере героини. Различия, на мой взгляд, два. Во-первых, сериальная Бет имеет гораздо больше друзей. В книжной чувствуется, что она более... можете сказать, что замкнута. А можете, что самодостаточна. Кому как больше нравится.

И всех этих сцен увеселения с друзьями-геями не присутствует. Хотя совсем букой Бет тоже не является, ведь что в книге, что в кино с товарищами по изучению русского языка затусила. Просто она интроверт, которому комфортно наедине с собой и своим увлечением шахматами*. И книга передаёт это чуточку лучше.

*И не забываем, что Бет ещё и шахматный гений. А когда ты сильно увлечён своим делом, оно у тебя получается, немножко уходить в себя - норма. Многих одарённых людей считают странными. Но зачастую странность заключается в том, что им просто есть чем заняться. (прим. ред.)

Во-вторых, в сериале Бет немного приукрасили. Не знаю для чего. Это и так девочка невероятного таланта. Дайте вы ей человеческих слабостей, так же только веселее! Персонаж всё равно положительный.

Откуда взялся такой вывод? Всё складывается из мелочей, но могу привести ярко иллюстрирующий пример. В сериале, когда приёмная мать сказала, что хотела бы получать комиссию 10%, добрая дочка объявила, что мол "давай будет 15%". Тогда как в книге Бет автоматически сосчитала всю сумму до цента. Не из жадности. Просто она так мыслила. Надо ли говорить, что этот пример демонстрирует абсолютно разные черты характера?

Актуальная повестка

Тема сложная. И подойти к ней стоит с двух точек зрения. С одной стороны, спасибо за то, что придерживались оригинала. Бет похожа на ту самую книжную девочку, она не стала негритянкой-лесбиянкой. И большую часть персонажей постарались передать верно. Откровенного искажения характеров в сериале нет.

С другой стороны...

Это проблемы современных сериалов. "Дежурная" подруга-негритянка в книге и так присутствовала.* Однако она только собиралась пойти по юридическому пути, училась, уже получила предложение по новой профессии, но всё ещё работала спортивным тренером.

*Произведение хоть и написано в 1983 году, но для современной экранизации очень удобно (прим. ред.)

Так вот, в сериале её лишили возможности преподавать физкультуру. Здесь она от этого занятия отказалась, перевелась учить историю с политологией и уже работала помощником адвоката. Почему? А чёрт его знает. Наверное, сочли работу инструктором недостойным темнокожей женщины занятием. Я бы на месте спортивных тренеров обиделся.

Но это мелкая придирка. Основная проблема оказалась в другом. Обязательно нужен гей. Я не против, если бы само произведение содержало в себе геев. Или наличие гея давало новый смысл. Но у нас другой случай.

В книге роль журналиста-шахматиста Таунса (если не ошибаюсь в фамилии) довольно небольшая. Он красивый, он нравится главной героине и... всё. Демонстрируется, что она повзрослела окончательно и может хотеть от мужчины не только мнение о поздней рокировке в варианте Найдорфа.

Здесь же он становится её другом-геем, а рядом есть ещё парочка друзей-геев. А влюблённость Бет в журналиста вроде есть, но в итоге развязки никакой нет. В общем, вся эта линия является лишней надстройкой. Просто к темнокожей подруге, которая обязана быть и повезло, что есть и в книге, добавили обязательного доброго гея, которого пришлось выдумать.

Третья - нельзя не переделать на современный мотив феминизма первоисточник. Даже если он феминистичен сам по себе. Но не тем "левосторонним" феминизмом*, который часто бесит людей. А как раз вполне себе нормальным. А раз так, то этого мало.

*феминизм, феминизм, феминизм... Три одинаковых слова за одно предложение. Какая ужасная "туфтология". Какой позор! (прим. ред.)

И вот здесь, на мой взгляд, в сериале идёт небольшой рассинхрон, которого в книге нет. Так как он пытается одновременно и следовать трендам и не отступать от первоисточника.

В книге Бет не хочет, чтобы её выделяли как девушку, которая обалдеть как круто играет в шахматы среди мужиков. В первую очередь она добивается того, чтобы её воспринимали как сильного игрока независимо от пола. Быть интересной не из-за того, что ты девушка, а из-за мощи проведённых партий. Потому что ты просто лучшая независимо от пола. Абсолютно нормальное желание. И отличный посыл о женщине, которая своими стараниями всего добилась.

В сериале эта линия поведения Хармон остаётся. Бет продолжает быть адекватной девушкой с теми же устремлениями. Но лишние нотки в экранизации добавляются.

К примеру, из вполне нормального мужчины Белтика понадобилось сделать слюнтяя. Зачем? Нужны веские причины, ведь в целом создатели старались следовать первоисточнику. И в изменениях ради изменений не замечены. Единственное предположение: в экранизации и так оказалось слишком много достойных мужских персонажей гетеросексуальной ориентации. А это почему-то плохо.

Да и линия с мексиканским приятелем приёмной матери Бет Элмой Уитли подана не в том ключе, в котором преподносит её книга. В сериале получается, что дочка сходу считает его прохиндеем и в конце нам преподносится вывод, что таки да. Мужики, что с них взять!

В книге же и сама Бет понимает, что её нелюбовь к заграничному увлечению Элмы иррациональна. Да, мексиканец в итоге уходит, но как трагическое событие, которое косвенно привело к смерти приёмной матери, это не преподносится.

Даже ситуация с приёмным отцом девушки, который и так понятно, что поступил как козёл, передаётся эмоционально по-разному. В книге повествование строится не от эмоций, не от передачи его как полной свиньи, а от мотива. В мужике взыграла жадность, он решил нарушить своё слово, а приёмный ребёнок ему и нафиг не был нужен изначально, поэтому чем-то обязанным он себя не считает. Что его, конечно, ни разу не прощает.

Лишние/недораскрытые линии

Итак, давайте для начала честно скажем себе, что книга не всегда 100% лучше экранизации, а дополнения и изменения не всегда является лишними. Изредка экранизации даже бывают лучше (привет, "Бойцовский клуб"!). Более того, любая книга может иметь слабые места. Если вас напечатали на бумаге, это ещё не означает, что вы непревзойдённый гений, а произведение невозможно улучшить.

Я честно пытался понять, что именно меня не устраивает в книге и кажется серьёзным недочётом. Если не брать во внимание некоторые вопросы к шахматной составляющей, о чём ещё будет сказано чуть ниже, серьёзных недостатков не нашёл. Сериал неплохо структурирован, но книга в этом плане даже сильнее.

В ней всегда чётко чувствуется "каркас" повествования. Автор прекрасно понимал что он хочет донести до читателя и какой посыл закладывал в произведение. И если вам по душе местами суховатый язык, то эту книгу вы "проглотите" легко.

Можно было бы сказать, что кульминация проходит очень уж бурно. Что по большей части касается не сериала, а литературного произведения. С другой стороны, разве это точно минус? Подобный подход имеет право на существование. Важен не размер концовки, а умение автора удовлетворить читателя.

Если в книге лишних линий нет, то в сериале помимо ненужной с влюблённостью в друга-гея я бы выделил историю аварии матери Бет. По-моему, это первое место списка несуразностей.

В книге никаких подробностей нет. Мать Бет погибла потому что она... попала в ДТП. А её дочери даже не было в автомобиле. Никаких клишированных чудесных спасений девочки, никакой сложной предыстории!

В экранизации же создали замороченный подсюжет про неблагополучную семью, закрутили интригу, в конце концов раскрутили, но ни к чему он не привел и смысла в себе не нёс. Что это дало сериалу? Лишний хронометраж. Самую слабую сюжетную линию всего повествования. При этом чего-то важного абсолютно не привнесено.

Сначала я думал, что может быть в этом появится какой-то дополнительный феминистический посыл. Или предостережение против злоупотребления веществами, алкоголем. Но нет! Обе темы куда лучше раскрываются в других частях сюжета. Это просто нелепая линия ради дешёвой интриги.

Можно со мной поспорить. Но при желании потаённый смысл реально найди хоть в ночном горшке. А правда в том, что вот здесь создателям сериала проще было не выдумывать лишнего.

Напоследок в этом пункте ещё раз замечу, что сериал мне в целом очень понравился. И недостатки ещё не делают его плохим. Они лишь делают его произведением, которое могло быть ещё лучше.

Второстепенные персонажи

В сериале переданы неплохо. Убирая все те огрехи, о которых уже было сказано выше, придраться не к чему. Более того, если вам нравится наблюдать их раскрытие, то экранизация порадует даже сильнее.

Книга сосредоточена на Бет. И окружение нужно ни на грамм больше, чем для того, чтобы раскрыть её личность или сдвинуть сюжет. А постоянным спутником Хармон по ходу повествования является примерно никто.

Шахматные партии

Что касается самого по себе отражения происходящего во время шахматных партий, то давайте скажем, что сериал не допускает совсем грубых ляпов. И похвалим его за это. Но насколько глубоко разбираются игры и можно ли по ним что-либо изучить?

В сериале часто и в деталях партии не разбираются. Оно и не нужно. Здесь даётся немало шахматных терминов. Плюс сама по себе экранизация хороша и цепляет. Ей удаётся погрузить зрителя в свой мир. И этому самому миру стоит сказать спасибо за то, что он послужил хорошей рекламой*. Но если вы уже увлечены шахматами, много нового вы для себя не найдёте.

*не плюйтесь от мелких недочётов, не душите сериал за небольшие огрехи, лучше представьте как тяжело было одному восприимчивому юному футболисту увидеть в первый раз "Убойный футбол" и терпеть то, что он многим понравился (прим. ред.)

Разве что попробуете ставить на паузу каждый раз как видите шахматную доску и пытаться разобрать что на ней стоит, почему и зачем. Я это сделать не пытался. Большая часть зрителей, полагаю, тоже. Другой вариант - смотреть всевозможные обзоры партий из сериала на Ютубе. Но то и другое уже не является непосредственно просмотром сериала.

В книге непосредственно игре уделено больше внимания. Большую часть вещей, в принципе, можно и в уме представить, если у вас есть необходимый опыт.* Автору книги помогали работать над ней компетентные шахматисты, пусть и не Гарри Каспаров. И их присутствие чувствуется.

*современному шахматисту может немного осложнить мгновенное понимание сделанных ходов используемая в книге описательная шахматная нотация (прим. ред.)

И, опять же, если у вас есть шахматная доска и вы хотите разобрать что же такое играла Хармон, то некоторые из партий даны подробно, пусть и не целиком, и вы можете их при желании разобрать.

Но ругать сериал за то, что он не дошёл до таких подробностей, не хочется. Да, шахматисту больше понравится книга. Но стороннему зрителю, наверное, углубление в детали партий могло показаться лишним. Их и так хватает.

Реализм происходящего

Самый сложный вопрос. Лично я предпочитаю здесь занять позицию "не придираться". Тем более, действие происходит в параллельном мире, страшно похожем на наш. Ведь никаких Борговых и Лученко в реальности не существовало. Хотя несколько вопросов, конечно, есть.

Один из самых жарких споров касается того может ли женщина быть сильнейшим игроком в шахматы в мире. Во-первых, не факт, что сильнейшим в мире игроком на момент окончания книги и сериала являлась именно Бет Хармон. Формально точно нет. Чемпионский титул всё ещё у Боргова. Бет досталась только победа на очень престижном международном турнире.

Возможно, по факту Бет уже играла лучше всех, переросла свою "борговофобию" и до перехода титула оставалось не долго. Но читатель о случившемся далее не узнает. И, на мой взгляд, это правильно.

Лично я не вижу причин, почему женщине нельзя стать лучшим игроком планеты. В конце концов, вполне реальная венгерка Юдит Полгар достигла уровня супергросса и в топ-8 шахматистов мира на пике входила. Но кто сказал, что лучше неё никого не будет и это потолок? Да, мы не видим вокруг моря шахматисток, способных биться на равных с сильнейшими среди мужчин. Но отдельные личности есть. Так и в сериале Бет такая одна. Поэтому данное допущение меня ничуть не коробит.

Другой вопрос - происхождение таланта Бет. Конечно, найти в истории несколько примеров детей, которые были бы безмерно талантливы к шахматам уже с юного возраста, возможно. Но и некоторое приукрашивание тоже налицо. Бац-бац и почти что самоучка Хармон под скромным руководством немногословного уборщика легко побеждает целую сборную школы. Однако сильно материться я бы не стал, всё-таки это не документальная работа.

Из той же оперы вопрос о том насколько игрок может полагаться на свою интуицию, выдающееся умение видеть происходящее на доске. За пример взят легендарный чемпион мира Хосе Рауль Капабланка. Любимый шахматист Бет.*

*Отчасти он бы подошёл примером и к написанному абзацем выше (прим. ред.)

По данной теме мне высказываться сложно. С одной стороны, со времён этого гения прошло некоторое время, шахматная прибавили в развитии, то есть на момент происходящих событий вылезть на голом таланте стало сложнее. С другой, Бет пусть и откровенно избегает изучения некоторых аспектов игры, кажущихся ей занудными, пренебрегает изучением эндшпилей, но всё же постоянно читает свежие материалы о шахматах. Так что нехотя, но давайте отстанем от неё.

Кого-то смущали некоторые чисто шахматные вещи. Да, местами заметно, что в сериале они проговариваются чуть более упрощённо, чем в книге. Хотя добавлю, что если вы смотрите не в оригинале, то что-то испортить мог ещё и перевод. Но я бы не обижался на экранизацию. Происходящее должно быть понятно всем.

Напоследок не могу смолчать и о ещё одной вещи, которая наверняка смутила многих, кто знаком с шахматами. Очень мало ничьих. Особенно это заметно в сериале. В книге Бет на старте своей карьеры, путешествуя по штатам, хоть и выигрывала все турниры, но было упомянуто, что ничьи делала и даже как-то проиграла, пусть и выиграв турнир. Конечно, потеря очков была всё равно катастрофически малой.

В сериале Бет с самого детства машина по добыванию побед. Которая как набрала мощь, так в США сломалась всего лишь 1 раз, впервые столкнувшись с Бенни.

На мой взгляд, именно это должно быть самым большим вопросом и к книге и к сериалу. И является наибольшим художественным вымыслом. Мы имеем две несокрушимые величины. Бет Хармон и Василий Боргов. Они только побеждают. Они обходятся без ничьих. Что по меркам шахмат куда более спорная ситуация, чем обсуждаемое всеми "может ли девушка стать чемпионкой?".

Проблема алкоголя и наркотиков

Единственный пункт, где нужно признать полную победу книги над экранизацией. Если в других были мелочи, к которым можно придраться, здесь всё очевидно. По сериалу зачастую может создаться ощущение, что таблетки та цена, которую Бет платила за свою гениальную игру.

В книге очень чётко демонстрируется, что и таблетки и алкоголь ни до чего хорошего девушку не доводят. Автор даже не побоялся один разок хорошенько "окунуть" героиню. И дать ей, почти ушедшей на дно, проиграть первую же партию на турнире в своём родном штате. Очередном розыгрыше того самого чемпионата, который когда-то принёс ей первый титул в карьере. И который чемпион США должен был выигрывать, не замечая соперников.

В сериале пьянство мешает Бет победить Боргова, а не простого игрока уровня чемпионата штата. Что, на мой взгляд, не столь показательно. В книжном варианте Бет тоже проигрывает Боргову 2 раза. Пусть второй раз и в борьбе. Но причина здесь совершенно другая: она просто всё ещё слабее.

Проблема шахмат и отображение русских

Я объединил это в один пункт. И не просто так.

Вообще-то, показать проблему шахмат - одна из основных идей произведения. И в книге и в сериале чётко демонстрируется, что превосходство русских не случайно. У них есть система. В стране привита любовь к шахматам. Игра поддерживается на всех уровнях. И вы можете сравнить в какой атмосфере проходят матчи в СССР и в США.

В США шахматы мало кому нужны. Крупнейшие события проходят в не самых престижных залах. Даже сами доски и фигуры максимально дешёвые. Только за столом для лучших можно сыграть чем-то стоящим больше минимума. В СССР же Бет играет утяжелёнными красивыми фигурами, которые просто держать в руке уже одно удовольствие. И встречается с небывалым интересом зрителей к турниру.

Сами советские шахматисты тоже не зря показаны несколько более приятными и благородными на фоне зарубежных коллег.* Вряд ли это просто сильная любовь автора к русским. Считаю, это ещё один способ продемонстрировать превосходство. Через культуру, через умение с достоинством принимать поражения.

* в особенности в сериале (прим. ред.)

А вот появление Бет является скорее случайностью. Ей приходится в одиночку биться против советской шахматной машины. И если Хармон в конце концов "к успеху пришла", то её страна вряд ли сумеет одержать долговременную победу в шахматной гонке, если не изменит своё отношение к развитию игры. И посыл здесь не только шахматный. Хочешь чего-то добиваться постоянно, а не волей случай - выстрой соответствующую систему.

За раскрытие темы похвалить стоит не только книгу, но и сериал. Некоторые моменты он демонстрирует лучше. К примеру, более внятно объясняет для чего Бет нужно было изучать русский. Иные вещи куда лучше показаны в книге. Допустим, мотив отказа девушки от помощи христианской организации.

Книжная Бет осознаёт, что талантливые шахматисты вроде Бенни, Боргова или того молодого человека из СССР, с которыми ей пришлось столкнуться на международном турнире, непрерывно занимаются шахматами с детства, участвуют в турнирах. А она упустила несколько лет в христианском приюте, когда глава заведения запретила ей заниматься тем, к чему у неё был неординарный талант, который сложно было не заметить. Вместо того, чтобы развивать девочку, заодно заработав славу для себя и своего заведения, она демонстрирует мерзость характера и запирает способности Хармон в клетку.*

*В сериале до этого момента дойти не сложно, но настолько открыто он не демонстрируется, а жаль. По сути, самый отрицательный персонаж произведения это не приёмный отец шахматистки

Поэтому Бет решила, что не будет выступать на стороне христианской организации против "страны-атеиста", где шахматы культивируются, не пожелав лицемерно присоединяться к подобной "добродетели". Возможно, создатели сериала подумали о том, какая вонь может подняться и по возможности скомкали данную тему, оставив намёки, но не объяснив всё так впрямую как книга. А ведь описанное касается шахмат лишь как частности.

Что же касается непосредственно того как показана Россия в сериале, то я согласен, кое-что лишнее было. Не обошлось и без ляпов. Книга поспокойнее. Насчёт мелких косяков не знаю, полвека назад в Москве жить не доводилось.

По крайней мере, в книжном варианте русский сопровождающий не выглядит так диковато (его в принципе нет). Бет свободно гуляет одна. А выделенный ей в помощь американец не ведёт себя как плохой шпион. Ему скорее нет особого дела до шахматистки, он занят своими проблемами, немного приглядывая за ней. И, смею вас успокоить, мемный момент с водкой есть там и там!

Но при том, что немного клюквы завез сам автор и ещё больше отгрузили от себя создатели сериала, отношение к России всё же любящее (особенно в книге). Так что я предлагаю их простить.

Причина победы

В сериале и книге преподносится по-разному. Книжная версия мне кажется правильнее и логичнее. Да и просто лучше.

В сериале вы видите как девушка завязала с алкоголем, взялась за ум и в конечном итоге победила. По большому счёту, и в книге всё так. Но есть нюансы!

В экранизации мы видим, что она боролась одна. А у Боргова всегда была команда. Это показано несколько раз. К примеру, сцена в лифте. В конце концов друзья Бет собираются вместе и помогают в трудную минуту найти верное решение в отложенной после 40 ходов партии против русского чемпиона. А Бет понимает, что она не одинока. И побеждает отчасти благодаря проведённому друзьями анализу.

В книге всё иначе. Во-первых, приторной сцены с общим собранием друзей у телефона нет.* Анализ проводит Бенни, которому помогает его друг, любящий шахматные головоломки. Бенни звонит Бет. Да, это подчёркивает их дружбу, которая оказывается выше обид. И отчасти важность того, что необходима работа в команде. Но победным фактором являться не может. Что намного логичнее. Почему?

*в большинстве экранизаций хороших произведений, даже если экранизация тоже хороша, отсебятину автора оной заметить легко: если творится идиотизм, значит это скорее всего было добавлено (прим. ред.)

Да потому что и советские шахматисты не дремлют. Боргов и коллеги также долго бились над задачей, причём в команде ещё более сильных игроков. И уже привыкших к коллективной работе. Вам не показалась натянутой идея, что стоило американцам объединится, как куда более опытный и сильный советский коллективный разум дал слабину?* Мне да. И в книге этого нет.

*Может стоило как в "Стражах Галактики" просто взяться за руки? (прим. ред.)

Для Бет действительно находят хорошие варианты против нескольких наиболее вероятных запечатывающих ходов Василия. И, возможно, это вселило в неё уверенность в себе, дало подпитку свежими идеями, не позволило внутренне проиграть матч ещё до продолжения партии. Вот только предугадать ход Боргова правильно не удаётся. И партия развивается не по предполагаемому сценарию, оставляя Хармон вновь один на один с русским чемпионом. Да ещё и начинённым идеями его команды.

Книга это не ода коллективизму. Именно поэтому здесь не так важны второстепенные персонажи. Это история саморазвития.

Во-первых, преодоление зависимостей. С этой темой автор книги Уолтер Тевис знаком на личном опыте. И она пронизывает чуть ли не всё его творчество. Думаю, именно поэтому в книге она отображена настолько лучше, нежели в сериале.

Во-вторых, необходимость работы над собой. В отличии от сериала, который устроил для Бет похмелье, книга не оставляет никаких сторонних оправданий для парижского поражения Хармон от Боргова. Немного повторюсь, она проиграла второй раз потому что всё ещё была слабее.

Бет пришлось опустится на дно. Испытать страх, что утопила свой талант в алкоголе. И найти в себе силы вынырнуть. Позвонить директрисе приюта, чтобы найти подругу*. Расширить свой шахматный кругозор, взявшись за изучение литературы не только по любимым темам. Привести себя в отличную физическую форму. Да, ей помогали. Но ни одно ключевое событие не произошло без участия Бет, волей случая.

*В сериале явление Джолин руководствовалось принципом deus ex machina (прим. ред.)

В-третьих, для победы Бет Хармон пришлось преодолеть свои комплексы перед Борговым. Василий казался девушке страшным хмурым человеком, которому невозможно диктовать условия за шахматной доской. В результате Бет не только победила Василия, но и узнала, что вопреки суровой внешности он может поступать по-человечески. Русский чемпион поражение принял так, как не умела сама Бет Хармон. И это проблема, над которой героине на момент финала ещё только предстоит поработать.

В сериале, конечно же, работа над собой тоже является одной из важнейших тем. Но проявляется не столь ярко. Тогда как книга почти прямым текстом сообщает, что никто вам не поможет пока вы не будете в состоянии помочь сами себе. И здоровый эгоизм не просто нормален, а является лучшей линией поведения.

Хотите чего-то добиться - добейтесь этого сами, не ожидая пока удобно сложатся обстоятельства. Их может и не произойти.

Что в короткую отлично демонстрируется даже на примере пошедшей не по плану отложенной партии. А в длинную - тем, что Бет преодолела очевидно худшее отношение к шахматам в США и сумела победить чемпиона из СССР благодаря своим усилиям, а не ждала у моря погоды. Эту идею, к сожалению, сериал недораскрыл, смешав с другими.

Перед нами история о девочке-шахматистке, но мораль произведения в том, что не важно кем ты являешься. Хочешь кем-то стать, чувствуешь талант к этому? Иди и стань. Работай над собой, своими проблемами. Сами по себе они не решатся. И движение по самому лёгкому пути может не помочь.

Что ещё добавить?

Из не вошедшего в основной текст моего разбора я хотел бы сказать, что тихая мирная концовка книги мне больше нравится, чем торжественный "голливудский" финал. В книге Бет и правда была в парке, где её узнало и приветствовало много немолодых людей. Только сделала она это ещё когда турнир шёл. Во время прогулок по Москве.

Во второй раз в парк она пришла после праздничного банкета и похода в посольство. Не перед самым отлётом, рискуя опоздать. А вечером, за день до самолёта. Мероприятия не порадовали её, принимавшие люди показались слишком далёкими. Девушке было скучно. Что делать оставшееся до вылета время она не представляла. В итоге ей пришла в голову мысль пойти в парк. Бет Хармон нашла не узнавшего её пенсионера и предложила ему сыграть в шахматы. Это показалось ей намного интереснее любого банкета.

Делаем выводы?

Сериал отличный, хорошо снятый и качественный. Большое спасибо ему за то, что привлёк интерес к шахматам. Можно придираться по мелочам. А можно признать, что для популяризации игры он пришёлся весьма в кассу. Основные идеи экранизацией в чём-то недораскрыты, но точно не извращены. По-моему, это сериал года. А книгу прочитать стоит.* Она интересная.

*Кроме того, так у вас ещё больше возможностей обоср подвергнуть критике автора в комментариях, что он ничего не понял, лох и, вообще, не шарит. Ни за шахматы, ни за книги, да и по жизни тоже. Хотя это можно сделать уже прямо сейчас. Даже сериал смотреть не обязательно. Шутка. Или не совсем..?:) (прим. ред.)

Всем спасибо за чтение! Надеюсь, я не слишком задолбал вас!

P.S. Сыграем в шахматы?

В нашем шахматном Telegram-чате. Здесь мы время от времени проводим турниры. В том числе и многодневный рапидный чемпионат, IV сезон которого в ближайших планах.

Основу составляют любители fantasy-спорта. Но адекватным людям рады вне зависимости от того знают ли они что-то про этот наш fantasy. Умение играть не столь важно. Не умеете - научим, умеете неплохо - с удовольствием сразимся с вами на Личесс, играете очень хорошо - поучимся у вас.

Дополнительно обсудить сериал можно ещё и в нашем Чатике о кине.