Павел Другов: «Шахматисты по своему определению - ботаники»
Что такое читерство в шахматах, кого выгоняли из Кубка мира из-за шорт и где открыли отделение шахмат в ВУЗе? Об этом и многом другом рассказывает Павел Другов, международный мастер спорта по шахматам и президент клуба "Петровская ладья".
Начнем с фундаментального. Шахматы - это спорт?
Шахматы - это конгломерат спорта, науки и искусства. Это определение было введено еще в советское время нашими выдающимися чемпионами мира, и я его поддерживаю. В шахматах содержатся элементы спорта, ведь существует единоборство, а также победитель и побежденный. В первую очередь это спорт, но есть и элементы науки и культуры.
В каком возрасте лучше всего начинать заниматься шахматами?
По нынешним меркам, в 3-4 года. В этом возрасте родители покупают ребенку игрушечные шахматы, начинают с ним играть. А в секцию оптимально приводить где-то в 4-5 лет.
Существуют ли психологические критерии пригодности ребенка к шахматам? Играет ли роль тип темперамента?
Непростой вопрос. Допустим, я скажу, что в шахматы должен играть человек с устойчивой нервной системой. И тут же на ум приходят очень эксцентричные, очень сильные шахматисты, которые совершенно не умеют переживать поражения. Поэтому я бы поостерегся задавать такие критерии - так можно упустить большие таланты. Любой ребенок, в том числе и с ограниченными физическими возможностями, может пробовать себя в шахматах. Мне кажется, что ограничений и противопоказаний тут просто нет.
Какие качества, по-вашему, отличают хорошего тренера по шахматам?
Терпение, в первую очередь. Желание воспринимать новые методики - сейчас очень много новых интересных методик. Ну и шахматная квалификация, безусловно.
В плане финансовых вложений в ребенка шахматы - дорогой или дешевый вид спорта?
Самый дешевый. Ничего вкладывать не надо, кроме покупки доски и литературы. На начальном этапе все вложения - это пять тысяч рублей максимум. Когда ребенок подрастет, еще нужно будет купить шахматные часы. Начиная со второго разряда, понадобится ноутбук профессиональный. Но он в любом случае нужен в повседневной жизни.
Сложно вообразить шахматную травму, но все-таки какие риски для здоровья несет этот вид спорта?
В шахматах и у детей, и у взрослых есть проблема - это статичность положения. На протяжении 4-6 часов шахматист вынужден сидеть за доской и может отойти только в туалет. Гиподинамия может приводить к сердечно-сосудистым и эндокринным нарушениям. Также существует проблема эмоциональной перегруженности, слишком большой концентрации во время партий. Не все дети это выдерживают, и они очень тяжело переживают поражения. Отсутствие успехов может привести к эмоциональной опустошенности. Тут, конечно, важно правильно построить психологическую подготовку. Но ничего, справляются. Дети сейчас живут, в целом, в неплохих условиях, у них хорошие родители, так что нагрузки переносятся адекватно.
Нужна ли шахматисту физическая активность, чем бы вы порекомендовали заниматься в качестве параллельного вида спорта?
Необходима поддерживающая физкультура, лечебная физкультура. Дети должны тренироваться. Что касается вида спорта, тут кому что нравится. Нашим мальчикам, например, очень нравится футбол. Футбольные команды в шахматных школах формируются спонтанно. И на каждом сборе у нас проходит спартакиада.
Известно, что в шахматных секциях ввели нормативы по физподготовке. Расскажите, как это работает.
Наши чиновники в стандартах подготовки шахматистов в спортшколах написали какие-то немыслимые нормативы. Мы с этим боремся, вот сейчас через шахматную федерацию подали просьбу все это изменить. В полном объеме это никто не выполняет ни в одной спортшколе, потому что это невозможно. Шахматисты по своему определению - ботаники, им нельзя устанавливать спортивные нормативы. Иначе нужно отчислить половину сборной России, потому что шахматисты не могут выполнить эти нормативы.
Конечно, их никто не выполняет. Да никто и не следит. В нашей стране, понимаете, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения.
То есть если талантливый спортсмен не сдал норматив, его никто не будет исключать?
К сожалению, в регионах могут быть эксцессы исполнителя. В Санкт-Петербурге и Москве таких вещей не допускают. Ну как это можно?! Ученик у меня решает лучшие задачи, выигрывает турниры, а я его буду заставлять подтягиваться и круги наматывать? Это несерьезно.
Такую программу ни в коем случае нельзя внедрять в приказном порядке, это все должно носить рекомендательный характер. Нынешняя ситуация - это неправомерный и неграмотный подход к спортивным стандартам в шахматах. Мы будем бороться за их изменение.
Шахматные тренировки у детей индивидуальные или групповые? Чему уделяется больше времени - теории или практике?
Существуют комбинированные виды занятий - групповые, звеньевые и индивидуальные. Групповые занятия - это группа от 8 до 15 человек, звеньевые - это занятия в мини-группах от 3 до 7 человек, и индивидуальные - 1-2 человека. Количество шахматистов, с которыми мы работаем, уменьшается в зависимости от квалификации. Когда в школу поступают малыши, их 15 человек. На второй год их может остаться 12, затем 8-10 человек. А дальше происходит распределение по звеньям и индивидуальным группам.
На практические занятия уходит больше времени, чем на теорию, где-то две трети. Теория, в основном, показывается на большом экране, и дети решают закрепляющие задачи, играют тренировочные партии.
Если дети слишком много занимаются, они могут получить перегрузку?
Сколько угодно. Но для этого есть организм, который подает сигналы. Если я чувствую, что не хочу работать вечером, я займусь чем-то другим. Так же и ребенок, не надо его заставлять, мол, садись и все. Такой советский подход. Ни в коем случае нельзя так делать. К сожалению, даже некоторых талантливых детей родители так заставляли, я видел. Я считаю, это преступление. По сути, лишать детей детства.
Шахматы связаны с психологическими нагрузками. А есть ли в секциях психологи, которые помогают детям справляться?
К сожалению, нет. Психологи присутствуют только на самом высоком уровне. В России это не развито, и на мой взгляд, это неправильно. Такие специалисты в шахматах нужны. Наверное, не с самого раннего возраста, но где-то с первенства России, пожалуй, да.
У меня был такой случай: одному шахматисту нужна была помощь, и ему помогла главный бухгалтер Российской шахматной федерации Светлана Анатольевна Островская, у которой есть психологическое образование. В результате молодой человек справился со своими проблемами и стал сильным международным гроссмейстером.
Шахматная партия - непростое испытание. Как бы вы рекомендовали готовиться к матчу, в том числе и физически?
В первую очередь, нужно подготовиться в шахматном плане. Изучить партии соперника, подготовить ему дебютный сюрприз. Нужно удивить его, чтобы он потратил время и, возможно, сделал бы ошибку. Но при этом, конечно, нельзя уставать, нельзя сидеть всю ночь накануне. А вообще желательно перед турниром изучить потенциальных соперников, подготовить новые дебюты. И конечно, приезжать в хорошей спортивной форме.
Шахматы популярны среди современных детей? Они сейчас в моде?
Думаю, да. По нашим прикидкам, около 20 тысяч детей в Петербурге занимаются шахматами. Больше мальчиков - их примерно две трети или даже три четверти.
С какого возраста начинаются турниры для детей?
Начинать можно хоть с четырех лет. Детские турниры сейчас молодеют. Первенство города проводится для детей до девяти лет. Неофициально в Петербурге проходит первенство до шести лет.
Есть ли в шахматах дресс-код, и как это прививают детям?
Безусловно, дресс-код есть. А прививают плохо. Недавно судил первенство Европы в Риге. Ну, честно скажу, приходят, как с пляжа - шлепанцы, футболка, шорты, которые на трусы больше похожи. Из-за шорт недавно вообще скандал был. Гроссмейстера Ковалева из Канады дисквалифицировали и выгнали из Кубка мира. Это перебор, конечно. Считаю, в детских турнирах тоже нужно вводить дресс-код. Правила ФИДЕ рекомендуют приходить в брюках и аккуратной рубашке или футболке.
Существует ли в шахматах понятие игровой этики, фэйр-плей?
В шахматах есть проблема читерства. Проблема электронных подсказок. Мы с ней боремся очень серьезно - на всех соревнованиях применяем металлодетекторы, глушилки, не пускаем ни с какими электронными устройствами. Если во многих видах спорта главная проблема - допинг, то у нас это читерство. Лучшие умы шахмат бьются над разрешением этой проблемы. Пока успехи, к сожалению, невелики.
Оцените позиции российской школы шахмат в мировом масштабе.
Я бы оценил высоко. Мы забираем на первенствах Европы и мира очень много медалей. В стране высокая конкуренция между регионами, есть поддержка шахматной федерации, есть выстроенная система детских шахмат. Считаю, что российская школа лидирует в мире. Конечно, есть конкуренты, например, Индия. Китай теперь стал уделять шахматам большое внимание, там вкладывают деньги в этот вид спорта.
Что бы вы посоветовали в ситуации, когда ребенок настолько увлечен шахматами, что уделяет школе все меньше и меньше времени?
Переходить на индивидуальный план обучения. Это вполне реально, у меня такие дети есть. Тем более, мы добились того, что в России открылось единственное отделение шахмат в ВУЗе - в НГУ имени Лесгафта. И многие 11-классники, которые занимаются шахматами, могут продолжить обучение там. Они сдают ЕГЭ по биологии, это не самый сложный экзамен, более-менее приличного балла им хватает для того, чтобы пройти на отделение шахмат. Сейчас у нас там уже более десяти человек.
Какова роль шахмат в развитии у ребенка критического мышления?
Знаете, есть много людей, которым шахматы в жизни не помогли. Они играют, но критического мышления как не было у них, так и нет. Мне кажется, критическое мышление - это больше уровень общей культуры. Но шахматы, безусловно, помогают анализировать. А кроме того, как сказал президент шахматной федерации Андрей Васильевич Филатов, среди шахматистов нет наркоманов. И действительно, нет. Ни одного не встречал. Потому что развивается способность к прогнозированию. Прежде чем совершить поступок, шахматист сначала просчитает, к чему он приведет. В этом, мне кажется, и есть бытовая, жизненная польза шахмат.
Автор: Майя Милова, SportCloud
* Morphy, Paul -----Isouard, Carl Paris*****1-0 Paris it***1858.??.?? ** «Высока» ли «психологическая платформа» «игры Морфи» в этой партии ???????????? *** Is the" psychological platform "of" Morphy’s game "" high " in this game ????????????*****1. e4 e5 2. Nf3 d6 3. d4 Bg4 4. de5 Bf3 5. Qf3 de5 6. Bc4 Nf6 7. Qb3 Qe7 8. Nc3 c6 9. Bg5 b5 10. Nb5 cb5 11. Bb5 Nbd7 12. O-O-O Rd8 13. Rd7 Rd7 14. Rd1 Qe6 15. Bd7 Nd7 16. Qb8 Nb8 17. Rd8# *Морфи ---- консультанты ****** 1858 ?????? год ….. *****1. e4 e5 2. Кf3 d6 3. d4 Сg4 4. dxe5 Сxf3 (4... Кd7 5. exd6 Сxd6 6. Кc3 Кgf6 7. Сe2) 5. Фxf3 dxe5 6. Сc4 Кf6 (6... Фf6 7. Фb3 Кd7 8. O-O (8. Фxb7 Лb8 9. Фa6 Фxa6 10. Сxa6 Кc5) 8... Кc5) 7. Фb3 Фe7 8. Кc3 (8. Сxf7+ Фxf7 9. Фxb7 Сc5 10. Фc8+ Крe7 11. Фxh8 Сxf2+ 12. Крe2 Кxe4 13. Кd2) ****** 8... c6 (8... b6 9. Сg5 c6 10. O-O-O Кbd7 11. Фa4) 9. Сg5 (9. O-O) 9... b5 (9... Кa6) (9... b6 10. O-O-O) 10. Кxb5 cxb5 (10... Фb4+) 11. Сxb5+ Кbd7 12. O-O-O Лd8 13. Лxd7 Лxd7 14. Лd1 Фe6 15. Сxd7+ Кxd7 (15... Фxd7 16. Фb8+ Крe7 17. Фxe5+ Крd8 18. Сxf6+) 16. Фb8+ Кxb8 17. Лd8#** *1. e4 e5 2. Кf3 d6 3. d4 Сg4???????????? …. Этим ходом чёрные «проигрывают пешку» ……******* (3... exd4 4. Кxd4) 4. dxe5 Сxf3 (4... Кd7 ******* ---- Чёрные могли «согласиться» с «потерей пешки» …. ****** ) 5. Фxf3 dxe5 6. Сc4 Кf6 ( «???????» ******* 6... Фf6 7. Фb3 b6 8. Кc3 Сd6 9. h4 Кe7 (9... Крf8 10. Сg5) 10. Сg5 Фg6 11. Сxe7 Крxe7 12. h5 +- Фxg2 13. O-O-O Фg5+ 14. Крb1 Кc6 15. Фb5 Кa5 16. f4 Фg4 17. Кd5+ ******** ) 7. Фb3 Фe7 8. Кc3 «ДЛЯ КОНКУРСА ВЕЛИКИХ ПАРТИЙ» этот ход не «подходит» !!!!!!!!!! В «перерыве оперы» Морфи не захотел «заниматься счётной работой» …… "FOR the GREAT CONTEST PARTIES" this move is not "suitable" !!!!!!!!!! In the" break of the Opera "Morphy did not want to" do counting work» (************* !!!!!!!!!! *** 8. Сxf7+ Фxf7 9. Фxb7 Сc5 10. Фc8+ Крe7 11. Фxh8 Сxf2+ 12. Крe2 Кxe4 13. Кd2 Кf6 14. Лd1 Сh4 15. b3 Фh5+ 16. Кf3 Крf7 17. g4 Фxg4 18. Лg1 Фe4+ 19. Сe3 Крe6 20. Фc8+ Кbd7 21. Фa6+ Кb6 22. Фd3 Фxf3+ 23. Крxf3 e4+ 24. Фxe4+ Кxe4 25. Крxe4) 8... c6 9. Сg5 ***** ( Заслуживает внимания вариант ****9. O-O b6 10. Кd5 (10. Лd1 Кbd7) 10... Фd6 11. Кe3 Фc7 12. Лd1 g6 13. a4 Сg7) 9... b5 +- (9... b6 10. O-O-O Кbd7 11. Фa4 (11. Кb5?! cxb5 12. Сxb5 O-O-O) 11... Фc5 (11... b5 12. Кxb5 Кb6 13. Фa6 Лd8 14. Лxd8+ Фxd8 15. Фb7) 12. Лd3 a6 13. Фb3 Фe7 14. Лhd1 Лa7 15. Сe3) **************** (9... Кa6 10. Сxa6 bxa6 11. O-O Фb4 12. Лad1 Лb8 13. Сxf6 gxf6 14. Кe2 Фxb3 15. axb3 a5 16. Лd3 a4 17. bxa4 f5 18. exf5 Лxb2 19. Лfd1 Сe7 20. Лd7 Лxc2 21. Кg3 Сh4 22. Кe4 Лe2 23. Кc5 O-O 24. g3 Сf6 25. Лxa7 Сd8 26. Кd7 Лe8 27. Лa8 Крg7 28. Лc8 e4 (28... Лg8 29. f6+ Крh8 30. Лxc6) 29. Кb8 Лxf2 30. Лcxd8 Лxd8 31. Лxd8 Лa2 32. Лd4 +- «ЭТОТ ЭНДШПИЛЬ» «хорош для иллюстрации» «итогов предыдущей игры» ….. "This ENDGAME" is "good to illustrate "" the results of the previous game» …… ) 10. Кxb5 cxb5 (10... Фb4+) 11. Сxb5+ Кbd7 12. O-O-O Лd8 13. Лxd7 Лxd7 14. Лd1 ********* *Мои советы «связаны» «с пониманием жизни» ….. «Может ли пожертвовать качество» в шахматной партии «человек, не берущий кредиты» ( To work you do not want (???) .... , my advice is "related" to understanding life"..... "Whether to sacrifice the quality of" the chess game "man, without taking loans»)
13 апреля, 10:58 | К статусу пользователя murashowwasiliy
0
***** Шахматы . Чемпионы мира. «Статистические реванши»…***** * Chess . World Champions. "Statistical revenge»…******