5 мин.

Как побить Федора. Трагифарс

Сумасшедшие мысли так и роятся в моей голове. Еще не позавтракав, я начинаю вынашивать планы мирового господства, днем в поте лица пытаюсь разобраться, что не так с этим миром, а под вечер построенная мной маленькая империя террора объявляет войну своему собственному населению и маленьких человечков в моей голове ведут на расстрел. Но проходит ночь – и появляются новые.

Недавно смотрел «Ричарда III» в «Сатириконе», наблюдал, как Глостер накидывается на людей, катается по полу, ревет и грозит кулаком – и вот наутро вспомнил о мире ММА. Что там у нас на повестке дня – бой Федора?

Я не мог о нем не написать. Главным образом потому, что меня неоднократно просили не трогать своими грязными руками мир смешанных единоборств, а еще – просто из-за масштаба его личности и статуса живой легенды. Сейчас буду ниспровергать, думаете? Черта-с-два.

Запоздалый эпиграф: «Эй, Солнце!! Ярче!» («Ричарда III», У.Шекспир)

Ярко освещенный квадрат ринга теперь – клетка. Татуированные мускулистые бойцы, рев толпы, по-медвежьи неуклюжий на их фоне и на первый взгляд не слишком атлетичный русский. Все это вовзращает меня в 90-е, когда я смотрел фильмы о запрещенных боях и кровавых турнирах, где русские почти вседа были мафией или вселенским злом, и один их вид должен был внушать ужас. Стиль: Самбо/Дзюдо, – бегут титры внизу экрана. Где он там тренируется, в заброшенном пионерском лагере в Старом Осколе? «Живой Советский герб. Говорят, его вообще невозможно убить». Или..?

Побить можно кого угодно. Я сам лично уже трижды победил Владимира Кличко – при встрече нужно будет сообщить. Мэйвезера я вырубаю жестоким нокаутом к 7 раунду, когда еще не совсем пьян. Некоторые друзья – негодуют. К сожалению, реальные боксеры или не подходят к поединку в пристойном состоянии, или не способны бывают последовательно исполнять план на бой. Это ведь ужасно, ужасно тяжело, когда ты знаешь, как добиться успеха в бою, но сам не имеешь возможности это сделать! Моя психика изломана. Я измучен. И потому пишу вам.

Стиль делает бой, – говорят у нас. Даже если принять во внимание, что надписи в титрах вроде boxing/muay thai не фарс и бред, стиль Федора – не комбинация самбо и дзюдо. Его стиль – кровавый террор и уничтожение всего живого в заданном квадрате (или там восьмиугольнике). Идем дальше. Он страшен своей универсальностью. Так говорят. В действительности, универсальность боксера, бойца, солдата (раз уж мы 90-е и фильмы категории «Бэ» вспомнили) не более чем миф. Невозможно делать все одинаково хорошо и не допускать ошибок. Даже высокотехнологчный монстр, нано-франкенштейн Иван Драго совершил ошибку – побил Аполло Крида и вызвал на бой Рокки Бальбоа. Федор ошибается менее значимо, но этого достаточно, чтобы результаты этого отражались на его лице. А когда боец вдруг не ошибается, нужно заставить его сделать эту ошибку. Это ведь очень распространенный дефект в плане на бой – ждать, что соперник сам допустит промах. Часто двенадцати трехминутных раундов оказывается недостаточно, не хватит и (puta madre, я даже не знаю, какая там у вам формула боя!) – трех пятиминутных отрезков?..

Самый распространенный момент, когда боец ошибается, когда он идет вперед. Привет Арловскому. Или застревает на дистанции удара в промежуточной позиции. Эй, Роджерс, ты еще здесь?! Заставить бойца идти на себя можно довольно просто. Работая джебом. В низкой стойке, не давая пройти в ноги, передней рукой контролировать перемещения, броски вперед встречать ударом ноги снизу или правым перекрестным кроссом в голову рукой (боже, что же за бред я пишу, разве можно бить справа чем-то, кроме руки?!). Сам Федор ловит оппонентов на бросках вперед на раз, но, бывает, и Емельяненко вынужден проходить вперед или бросаться – чаще против более крупных оппонентов, чья дистанция атаки существенно больше.

Да, я всегда говорил, что дистанция атаки главное, что есть у боксера, и потому мма-шники – всего лишь татуированные цепные псы, кидающиеся на врага за копеечный гонорар. Разумеется, это я писал только чтобы кое-кого позлить. Забудьте. Недавно я всерьез обсуждал с одним из менеджеров возможность подключить к спаррингам боксера бойца смешанного стиля, имитировать работу соперника и создавать дополнительную силовую нагрузку. Но в конечном счете я понял, что затея бессмысленная. Чувство дистанции – боксер отмеряет ее передней рукой и коротким подшагиванием, а вот в ММА чаще линию проводят по взмаху ноги. Адаптация займет слишком много времени.

Так вот, в расчете дистанции и Федор ошибается. Он мало двигает головой при движении навстречу, полагаясь на скорость своего броска, натыкается на джебы, как в последнем бою, – и почему у вас не проводят поединки в более расслабленной манере? Бойцы так напряжены и заряжены на удар ногой навстречу или отпрыгивание назад с наклоном туловища вперед, что банальный шаг в сторону, который полностью открывает для вас соперника и делает его открытой мишенью, как вариант развития атаки просто исчез.

Значит, кроме удара слева, правого встречного и ударов ногой есть и еще кое-что. Финты. В ММА их мало. Вспомните, сколько раз боец делал шаг с ударом вперед и в голову ему прилетал встречный полубоковой удар Федора слева? Даже я устал от этого зрелища, и когда вижу, что боец только собирается сделать этот шаг и делает небольшой замах плечом для удара – я подмигиваю невозмутимому Федору, который начинает убирать голову вниз и выводит свою левую на удар, и иду ставить чайник, потому что бой уже считай, что закончен. Арловский, конечно, не боксер. Но кое-что он делал совершенно правильно – много обманных движений и джебы. Показал – ударил, дернул – встретил, смещение, финт – удар. Затем он, правда, решил, что играет в Tekken и пошел на цель как истребители Накадзима B5N2 на линкор «Аризона» в Пёрл-Харбор. И, конечно, камикадзе сбили, но это вовсе не значит, что он не имел никаких шансов при попадании. Федор может адаптироваться и к такому сопернику, просто тогда он едва ли не впервые встретил не совсем типичного бойца смешанного стиля. Он вполне может встретить его снова. Я уверен, что рано или поздно на этот момент, как и на другие, обратят внимание те, кто должен был заметить эти вещи давным давно. Надеюсь, у них хватит мозгов, чтобы понять это, и cojones, чтобы исполнить.

Это был первый способ побить Федора. Остальные мы обсудим ближе к следующим его боям. И помните, что совсем немного времени прошло между статьей Джо Фрейзера «Как бы я надрал зад Майку Тайсону» и боем Железного Майка с Бастером Дагласом. Тушите свет. Эй, Солнце! Тише!