12 мин.

Путь Флойда Мэйвезера. Король рейтинга P4P

Алексей Сукачев – о том, как Флойд стал первым в списке лучших боксеров мира вне зависимости от весовых категорий.

И Флойд Мэйуэзер, и Мэнни Пакиао пережили кризисы – каждый свой – в первой половине 00-х. Оба синхронно завершили собственную стагнацию и пошли вверх в 2005-м году. «Совпадение? Не думаю» (с). Это случайности на каком-то верхнем метафизическом уровне, но в глубине, на уровне самой сердцевины никаких случайностей нет и быть не может: дорога к поединку – не столетия, конечно, но главного со времен Хэглера и Хернза – исподволь сооружалась еще тогда, когда о поединке не могло быть и грез.

Напомню, однако, что если кризис в карьере Пакиао был перенесен последним легко, будто ОРВИ на ногах и с небольшой температурой (ну, 38 по Цельсию – это максимум), то с Мэйуэзером все было далеко не так просто. Здесь речь в какой-то момент зашла буквально о выживании – не столько самого «Красавчика», сколько его близких и даже родных – когда возник пренеприятный конфликт с Джеймсом Принсом. Все же масштабных неприятностей (не только в боксе, но и за его пределами, где Флойд запомнился неспортивным, а, говоря без обиняков, и просто криминальным поведением еще тогда, в первой половине 00-х) удалось избежать. Спасителями горе-чемпиона стали Боб Арум, но все же, в первую очередь, Эл Хэймон, для которого именно Флойд (а не покойный Вернон Форрест или Лэймон Брюстер) открыл дверь в святая святых.

Все элементы паззла были собраны в первой половине 2005-го года:

• Хэймон, идеально дополняющий гиперактивного Эллербе (1);

• Разруленные неприятности с Принсом (2);

• Поддержание дистанции с до обидного острым на язык папашей (3): «Он благодарит всех, даже Эллербе. Уж я-то знаю этого старого гея. Да-да, спросите любого, кто в теме – уж я то отвечаю за базар. Он вообще полный ноль в боксе. Он ни черта тут не разбирается. этот педик» (с));

• Позиция обязательного претендента на титул WBC в 140 фунтах, которым тогда владел Артуро Гатти (4).

Осталось только собраться и действовать, и Флойда дважды просить не потребовалось.

ИСТОРИЯ ПОДЪЕМА

Следует заметить, что к началу 2005-го Флойд оказался в неприятной, достойной сожаления полу-позиции: его предыдущие успехи гарантировали ему место в 10-ке, если не в 5-ке P4P, но текущими достижениями это не подкреплялось. Даже несмотря на падение Роя Джонса, оставались еще Хопкинс (с большими достижениями), Уинки Райт (с лучшей динамикой), еще не проигравший Хэттону Костя Цзю и Баррера с Моралесом и, да-да-да, Пакиао – куда же без них.

Флойду удалось выйти из этого цунгцванга с минимальными потерями и уже через два с половиной года застолбить за собой звание безоговорочно лучшего боксера во всех весах. На все это благолепие Флойд потратил всего 6 боев. Как ему это удалось, и в чем секрет этого успеха? Давайте копнем глубже по боям.

Артуро Гатти – ТКО 6, июнь 2005-го

Артуро, несомненно, был идеальным вариантом и, одновременно, лучшим выбором команды Флойда. У него был пояс (это у Гатти-то – нужно же было еще время подгадать!), громкое имя (Гатти же!) и абсолютная безопасность для Флойда. Main Events сделали для Артуро все возможное: организовали ему две проходные защиты пояса против экс-чемпионов мира Лео Дорина и Джесси Джеймса Лейхи, мариновали Флойда год и даже перетащили его в вотчину «Грома» – Атлантик-Сити.

Но всю было впустую. Букмекеры, кстати, понимали, котируя действующего чемпиона хуже бесправных добровольных претендентов в домашних защитах чемпионов. И это в момент дебют Флойда на PPV в качестве главного героя вечера. Поединок подтвердил все прогнозы и ожидания. Старое, но все еще верное клише – «Скорость убивает» – было в данном случае единственным подходящим описанием боя. “Too much speed, maybe too much power too”, надрывался Джим Лэмпли, а Мэйуэзер просто избивал Гатти почем зря, ставя рекорды Compubox по разнице в процентах попаданий и пропущенных ударов.

После победы у Флойда был выбор: или остаться в этом весе для боев с более молодыми, но менее раскрученными Мигелем Котто (WBO) и Рикки Хэттоном (WBA/IBF), или подняться для более денежных боев против более известных оппонентов выше по весу. Флойд решил пойти по второму пути, но, как ни странно, в итоге пошел по обоим: будущие победы через 2 (против Хэттона) года и 7 (против Котто) лет сделали его абсолютным чемпионом в 63,5 кг в ретроспективе.

Шармба Митчелл – ТКО 6, ноябрь 2005-го

Абсолютно бессмысленный и пустой бой, как со спортивной, так и с промоутерской точек зрения (если так можно говорить о поединке против экс-чемпиона мира с рекордом 56-4). Но Флойду, который на тот момент уже стал номинально лучшим бойцом вне зависимости от веса (после поражений Цзю, Хопкинс и Моралеса) нужна была разминка в новой категории.

Этот проходной бой интересен тремя обстоятельствами: (1) Внимательный просмотр трансляции – редчайшая возможность увидеть своими глазами самого Черного Властелина. (2) Бой был главным событием трансляции на HBO. Это нормально для Флойда, но не нормально для HBO: просто не тот уровень матча. Причина? Травма и немедленная отставка Виталия Кличко, который должен был драться с Хасимом Рахманом в главном бою вечера. (3) Один из тех редких боев на элитном уровне, в которых можно лицезреть нокаут правым в корпус.

Заб Джуда – UD 12, апрель 2006-го

Поединок был подписан в конце 2005-го года, причем на момент подписания абсолютный чемпион мира (WBC/WBA/IBF) в полусреднем весе Джуда еще не выполнил своих обязательств по защите чемпионского пояса WBC против никому не известного обязательного претендента Карлоса Балдомира, престарелого ветерана из Аргентины. Что было дальше – хорошо известно: Балдомир ответил на предматчевое хамство чемпиона лучшим боксом в карьере и организовал главный апсет года, победив Джуду. Но – сюрприз-сюрприз! – Джуда потерял только два из трех своих поясов, так как Карлос просто сэкономил на комиссиях WBA и IBF. В результате Заб поначалу потерял только титул WBC, и только потом «совестливая» WBA лишила его своего титула. Но, что важнее, и он, и Флойд потеряли существенный кусок гонорара из-за снижения статуса поединка.

Оба были злы, но Джуда, конечно, сильнее. Как раненого зверя предыдущая неудача делала Заба особо опасным. Вкупе с рефлексами, скоростью, опытом и возрастом (а Джуда на полгода младше Флойда) это делало Суперджуду, возможно, сложнейшим противником в карьере Мэйуэзера, ставило перед лучшим боксером планеты совершенно особые, новые задачи. А с учетом характера и неуравновешенности Заба – еще и непредсказуемые.

Первые раунды Флойд потратил на то, чтобы приспособиться к чемпиону. Да, он не выиграл их все: первая треть вообще была равной, даже с преимуществом Заба, причем если бы легендарный рефери Ричард Стил отсчитал Флойду нокдаун во 2-м раунде (а основания были), то Мэйуэзер-младший мог оказаться на грани весьма неприятных событий. Но не оказался, а, начиная с 5-го раунда, плотно взял контроль над поединком в свои руки, выиграв почти все оставшиеся раунды. У меня вышло 116-112 – Мэйуэзеру, хотя счет уже мало кого волновал после побоища в 10-м раунде, когда Флойд отдыхал после ударов в пах, с интересом наблюдая за свалкой с участием его дяди Роджера, отца Джуды Йоэля, нашего любимого гея Эллербе и младшенького Джуды. Кстати, эта вакханалия грозила Флойду поражением дисквалификацией, но в результате он отделался легким испугом: на год отстранили Роджера, а не Флойда.

Карлос Балдомир – UD 12, ноябрь 2006-го

Понятное дело, что никакого спортивного смысла этот поединок со старым как… в общем очень старым и, что хуже, ужасно медленным аргентинцем – не имел. Но статус есть статус, а вот он у Карлоса был. Особенно, когда в июле он разгромил несчастного Артуро Гатти. Помимо мало-мальской известности после двух боев на американском ТВ, у «Таты» была своя история про «золушку» (шутка ли – с десяток поражений!), а, главное, неофициальное звание лучшего боксера веса (или, вернее, линейного чемпиона) и официальное – чемпиона WBC.

Для Флойда же это был очередной разминочный бой перед главным для себя событием – схваткой с Оскаром Де Ла Хойей. Описывать этот бой смысла нет. Смотреть – тоже.

Оскар Де Ла Хойя – SD 12, май 2007-го

Про этот поединок написано и сказано уже столько всего, что повторяться и как-то описывать сам поединок или факты вокруг него или о нем я не буду. Скажу лишь, что я согласен с Дэном Рафаэлем (да, я это сказал – почти подвиг), и у меня также получилось 116-112 – в пользу Флойда, разумеется.

Этот бой оказался важен во всех возможных смыслах: спортивном, историческом и коммерческом. Да, были схватки и ярче – множество их. Но более важной (на тот момент) для эпохи – вряд ли. Эта была битва за символы, ради символов и с помощью символов. Сюда можно привнести очень много всего – вплоть до архетипа умирающих и воскресающих богов. На таких сражениях вообще диссертации пишут.

Отмечу важное для меня (у каждого из нас найдется, что сказать об этом поединке):

• Передача эстафетной палочки P4P-лидера от Оскара Флойду. Пройдут годы, и Флойд перекроет рекорды Оскара по гонорарам. И Де Ла Хойя знал об этом, нутром чувствовал;

• Смена концепта освещения боев на элитном ТВ – схемы были обкатаны именно на этом поединке (в том числе и дебют 24/7 – а это уже как 7/40 современного бокса);

• Конечно же, пятый вес и пятый титул. Выше Флойд уже не пойдет, но тут он творил историю;

• И бой, к слову, оказался далеко не проходным. У Оскара (действующего чемпиона и не самого слабого) было что показать Флойду. Он старался без дураков, он давил и пользовался своим преимуществом в габаритах и все равно проиграл: “No matter what they do – they can never beat me, Man” (с).

Рикки Хэттон – ТКО 10, декабрь 2007-го

Бой, который принес Флойду его второе звание лучшего боксера года. Одновременно комбинирует и спортивную значимость, и историческую. Со спортивной – это противостояние боксеру, во многом похожему по стилю на Хосе Луиса Кастильо. А это уже вопрос чести и достоинства. К тому же Хэттон неприятнее и грязнее мексиканца.

Ну, и в ретроспективе этот поединок полностью сохраняет свою значимость – и как победа над представителем Европы (а много ли таких было у Флойда), и как виктория над многократным чемпионом мира. К тому же Рикки был на пике формы, с идеальным послужным списком и большими амбициями. Которые отнял Флойд.

ОТСТАВКА И СРАВНЕНИЯ

В июне 2008-го года Флойд объявил о своем уходе из бокса. Новость подавали под сенсационными заголовками, но если быть честными, то никакой сенсации в отставке Флойда не было. Во-первых, он уже дразнил публику подобными заявлениями – еще после схватки с Балдомиром он заявлял, что следующий бой станет для него последним (и обещание не сдержал); во-вторых, имелись исторические прецеденты; в-третьих, для ухода Мэйуэзера были созданы все необходимые условия.

Флойд, занявший первое место P4P еще в 2005-м году, к концу 2007-го года стал непререкаемым авторитетом в этой части. Его первенство не подвергалось сомнению, а настоящих противников, оппонентов его величию уже не было. Можно было, конечно, что-то накопать при желании. Но много ли? Котто был еще слишком сырым (и спустя полгода проиграл Маргарито), Маргарито только-только уступил Полу Уильямсу, Павлик все же был великоват. Однозначных кандидатур не было, да и тех, на ком можно было бы зарабатывать – тоже. В такой ситуации Флойд принял, пожалуй, единственно правильное решение: заявить о своем уходе, взяв, тем самым, паузу, как для собственного восстановления, так и для рекогносцировки. Такая пауза была жизненно важна еще и потому, что Флойд занимался боксом на протяжении 25 лет почти без перерывов и ужасно устал – оказался выхолощенным как морально, так и физически.

Наконец, заработанные средства нужно было преумножать, а известность – копить. Участие в рестлинге, разные медиа-инициативы вроде «Танцев со звездами» – все это было из этой серии. И Флойд на полтора года окунулся в жизнь за пределами бокса.

Пакиао? Если сравнивать его достижения с достижениями Мэйуэзера периода взлетов, то честные результаты буду не на стороне филиппинца (хотя здесь уже чистая субъективность). Поделим противников Мэнни и Флойда на три категории: (1) бои с которыми имели существенное спортивное значение или были важны для саморазвития; (2) поединки, имевшие подавляющее историческое, коммерческое или маркетинговое значение; (3) тех, встречи с которыми были абсолютно бессмысленными.

Если взять Пакиао того периода, о котором мы уже говорили (2005-2009-й год), то его противники бьются по этим категориям как 4 (Моралес I, Маркес II, Хэттон, Котто) – 4 (Моралес II, Баррера II, Диас, Оскар) – 3 (Веласкес, Лариос, Солис). У Флойда за меньшее время соотношение другое: 3 (Джуда, Оскар, Хэттон) – 2 (Гатти, Балдомир) – 1 (Митчелл). Но если брать период только до конца 2007-го года, то мы получим для Мэнни другое соотношение: 1 (Моралес I) – 2 (Моралес II, Баррера II) – 3 (Веласкес, Солис, Лариос).

Вы видите? На одном и том же историческом периоде достижения Флойда существенно значимее, а бессмысленных боев сильно меньше. Учитывая еще и стартовые позиции на 2005-й год в рейтинге P4P, мы видим, что филиппинец не был конкурентом «Красавчику» на конец 2007-го года. Флойд тогда был почти недосягаем – разве что для Кальзаге, но и это вряд ли. А потому уход (с расчетом на последующее возвращение) был более чем оправдан. Как уже сказано выше, и как возможность отдохнуть, и как посмотреть, сможет ли кто-то занять «свято место».

Флойду было суждено отдыхать полтора года. Этого времени хватило Пакиао, чтобы рывком 2008-2009-го годов дать положительный ответ: претендент на Высокий Трон появился.