11 мин.

Дмитрий Бобцов: «Комментаторы - хищники. И каждый из нас - сам по себе»

Спокойный и невозмутимый телекомментатор «России 2» Дмитрий Бобцов поговорил с Риганом Рахматулиным. Размышления главного российского комментатора ММА #прямосейчас только в эксклюзивном интервью для блога «Депеша».

- Здравствуйте, Дмитрий! Чем сейчас занимаетесь? Какая основная работа?

- Здравствуйте! Комментатор ТК Россия.

- Что для вас значит быть спортивным комментатором? В частности ММА?

Работа и любимое дело. В частности ММА.

- Вы разнопланновый комментатор. Но отдаете ли предпочтение какому-либо виду спорта?

- Не понимаю вопроса. Нельзя отдавать или не отдавать предпочтения какому-то виду спорта. На данный момент виды, которые я комментирую: единоборства, кроме спортивной борьбы и дзюдо, но это дело вкуса и вопрос времени. Надо – отработаю и выучусь, это не очень сложно. Спортивная гимнастика, акробатика, бобслей, скелетон, сани, и кусочек сноуборда и дисциплина акробатика. Доводилось комментировать пляжный волейбол (я его очень люблю) и даже аквабайк, было на «Спорте» и такое. Предпочтений тут, в принципе, нет. Что есть – то и работаешь, тебя особо не спрашивают, что конкретно тебе бы хотелось взять из своих видов. ЧМ по гимнастике или акробатике – редкие гости на ТВ, а единоборств много. Потому и разрыв между количеством комментариев и того и другого так заметен. Гимнастику у нас вообще вспоминают или специалисты – или когда ОИ начинаются. Тут все резко отдупляют, что это «наш вид же». А что в ней творится никто и не знает. Беда.

- Как вы стали комментатором? Почему в основном работаете именно на ММА и гимнастике?

Поступал в 1997 году я в РГАФК, кафедра гимнастики, как акробат. На тот момент КМС. Мастера получил в 1998м. Специализация – соответствующая. Курс гимнастики в академии был один из самых интересных, имхо, и любовь к гимнастике, как к элите двигательной активности так и осталась. Это чувство глубокого восхищения, в частности тем, что я никогда повторить не смогу. Для себя ходил в зал, в меру сил работал на снарядах (уже после окончания спортивной карьеры), плюс на третьем курсе получил приглашение на кафедру Режиссуры МСХП того же вуза, куда и отправился. А там костяк преподавательского состава – гимнасты. У них учился и терминологии и много чему еще. 2002 год – окончание ВУЗа, попал на МСЮИ на ТВЦ в качестве комментатора по гимнастике. Случайно. На кафедре, натурально, валялась бумажка «кто хочет работать на МСЮИ пишите фамилию и курс». Мы с товарищем посмеялись и написали. А через некоторое время звонок – «вас беспокоит приемная спортивной редакции ТВЦ, бла-бла-ба» и понеслась. Пришел на собеседования, попробовался на комментатора в период игр – аккурат гимнастика. Предложили продолжить. Начал учиться там телевизионному делу после игр. С нуля. То есть из института – снова учеба, причем пожарными темпами. Начинал с корреспондентской работы, потом редактор новостей, редактор трансляций. Потом открылся ТК «Спорт» куда я и ушел редактором. А затем на канале появилось Кудо, которое никто из нас, включая меня не знал. Но наиболее близок оказался я по профилю, так сказать. Это и был первый опыт. А ММА на Российском ТВ вообще появилось недавно.

- Для эфиров необходимо большое количество информации. Скажите, как вы готовитесь к репортажам?

- Львиную долю времени занимает сбор информации. Чтение, переводы, если необходимо. Договориться с экспертом. Я патологически не люблю работать один. Диалог – он всегда продуктивнее. И интереснее. Ну и на личных отношениях, у меня есть возможности много кого позвать в гости, из бойцов, тренеров, промоутеров. Понять уровень эфира – и уровень события в целом. И читаю, читаю, читаю. Легко комментировать хорошее событие. А вот низко ранговое, или с очень средним подбором атлетов – это уже показатель уровня. Ты не можешь сказать в эфире «это фигня, выключайте». У тебя задача найти или тему или раскачать собеседника, чтобы репортаж сложился. Да, это получается не всегда. Более того, конфетку из, гм… среднего события сделать вообще проблема. Но это не значит, что не надо стараться.

- Что самое тяжелое в вашей работе, а что самое приятное?

- Сбор информации самое тяжелое. ММА у нас вообще с точки зрения упорядоченности пока на уровне развития. Есть промоушены, у которых свои базы бойцов и они знают каждого из своих атлетов и готовы этой информацией делиться. М1, Tech-Krep, ProFC, Легенда, ACB… А еще есть из серии «а намутим мы турнир, а отправим на БК (прим. телеканал "Бойцовский клуб"), а пусть там как-нибудь озвучат». Такие события вызывают тихое бешенство, потому как мне сложно представить, как в эпоху электронного сообщения можно не выслать бойцовские карты. При том, что это больше надо не мне – а организаторам. Очень много мусора и недостоверности, которую приходится отсеивать. Плюс массив с которым приходится работать. Приятное – сам процесс. Эту работу не любить нельзя. Иначе работать не сможешь. Каждый день у тебя новое событие. Новое. Никто, включая тебя, его не видел (про архивные бои отдельная тема, там своя прелесть). И это, если речь про ММА, поединок. Мужское, настоящее выяснение «кто сильнее». Все разговоры, все расклады остаются за пределами ринга или ковра или клетки, когда там двое. В этом смысл, наверное.

О тяжести работы

- Часто мы можем слушать вас в дуэте. С кем из со-комментаторов вам работалось приятнее всего?

- Все, кого я приглашаю, приятные в общении люди. Но все разные. Не могу выделить – вот этот, скажем, любимый. Так не бывает. Для примеров – Макс Дедик – гениальный тренер, в моем понимании. До некоторых его тезисов и прочее надо дорасти, чтобы воспринять. Плюс ударник от бога. Алексей Олейник – партерист штучной выделки, лучший на постсоветском пространстве, как мне кажется, таких вообще мало многое в плане стратегии партера я перенимал именно с его рассказов и объяснений. Причем не с точки зрения «сам борюсь» для меня тренировки это средство, а не цель, а с точки зрения именно понимания. Макс Воронов – веселый, искренний, заводной и опять же, ЗТР, ЗМС, прекрасное понимание стойки и сопутствующих вещей. Саша Волков – интеллектуал, умница, прекрасное чувство юмора, отсутствие пафоса. Виталий Минаков – простой как гвоздь, очень честный, по-бойцовски умный – но при это нет ни фальши ни гнили. Дмитрий Зарщиков – практик, апологет панкратиона и изумительный судья. Алексей Ганенко, Макс Гришин – тренеры новой волны, первые спецы в ММА как в виде спорта начинаются с таких как они, с практиков, бившихся сами. Камил Гаджиев – и сам из бывших, и прекрасное понимание кухни ММА изнутри. Алексей Жернаков – ледокол россиян в ММА в США. Сколько человек он туда завел и заведет – это огромное достижение, причем уже свершившееся. Море информации, вежливый, воспитанный, великолепный интеллект и четкое понимание ситуации.

И все они интересные по-своему. Эфирный формат не в состоянии вместить всех, потому и чередуемся…

- У вас огромный опыт, но,наверняка, каждый запомнит свой первый эфир.

- Да. Ужас. И бардак. Если мы берем единоборства, конечно. На МСЮИ как-то в формате переклички проскочило – и ладно. А вот КУДО, ЧЕ вроде 2003 - го года, озвучка в 2005, картинка – не приведи такое никому, инфы – выловленные откуда-то А. Весельчаковым протоколы мятые, я никого не знаю, из единоборств только собственный опыт в рукопашке, рассказал про событие – 10 минут – и все. Приплыли. И тут стало понятно, что говорить мне, в общем, уже и не о чем. И вот тогда пришло понимание, что это все серьезно. И началась эра КУДО.

- А сколько часов вы пробыли в эфире за карьеру? Не было желания подсчитать?

- Много часов. Я не считаю ни свои трансляции, ни свои эфиры. На телевидении я с 2002 года. Комментировал еще в статусе редактора, причем довольно много, на комментаторскую ставку я перешел после ОИ 2012 в Лондоне. Когда понял, что редакторскую нагрузку, вместе с полноценный комментарием, я просто не потяну. Так что даже приблизительно сказать сложно.

- Самая курьезная ситуация на работе.

- Оооо. Эта история примечательна. В бытность телеканала спорт, у нас существовал параллельный канал «Спорт-Планета» вещавший на мир. Качество контента там порой было – по принципу «что не влезло в основную сетку». И иногда там возникали трансляции, о которой я расскажу. ЧМ по тхэквондо на канале «Спорт-Планета» 2 часа эфир – и не то три, не то 4 боя, один досрочный. Это 20 минут времени. И все. И они стают на общий план, ходят судьи, готовится награждение… камеры работают. Эфир заверстан – и так получилось, что уйти просто некуда. В аппаратную звонит выпускающий и говорит – мы все понимаем – но вы в эфире еще час и сорок минут. На общем плане. Где ВООБЩЕ ничего не происходит. И час 40 я рассказывал на почти пустых планах про тхэквондо. Уже всю историю возникновения, и к олимпизму спустился, и особенности техники и разницу между ИТФ и ВТФ и ГТФ рассказал… общий план. Час сорок. Вышел из комментаторской, с ощущением, что меня били.

- Поддерживаете связь с бойцами ММА? Есть друзья среди них?

Да, и довольно много. Мне проще узнать информацию у бойца непосредственно, и ссылаться на его слова в эфире, чем читать чужие ресурсы или якобы «с его слов». Тем более, что у меня хорошие отношения со спортсменами. Основанные на взаимном уважении, прежде всего.

- Есть ли у вас любимый боец?

- Нет. Это как вопрос про любимую книгу. Невозможно представить кого-то одного. Их очень много и у каждого свое, что «цепляет». Есть те, на кого ориентируются многие – но образ все равно получится собирательным. Тем более, что постоянно приходят новые бойцы, что у нас, что за океаном. И выбрать тут вот прямо «любовь на всю жизнь», наверное, нельзя. Как образец, каким должен быть атлет, в моем понимании – это, конечно, Федор. Но не всем быть Федорами, да это, наверное, и не нужно. Должны быть Саши, Леши, Андреи, Магомеды… и пусть из них вырастет боец, который однажды достигнет его уровня. И перешагнет за.

С президентом "Легенды" Русланом Сулеймановым

- Женские бои, по-вашему, это что? Как к ним относитесь?

Отрицательно, если мы говорим об ММА. Они могут быть более или менее интересными, захватывающими и прочее, но есть одна особенность, которая лично меня от женских поединков в ММА отталкивает: бои мужчин - драка, схватка, поединок (даже на бытовом уровне) не вызывает психологического отторжения. Можно сколько угодно рассуждать о моральных и этических качествах, но база остается неизменной. Это - норма. А вот бои женщин вызывает скорее удивление и неприязнь. Я понимаю, что у нас свобода самовыражения, но лично меня коробит, когда женщины избивают друг друга. На, наверное, генетическом уровне. И, если дело касается именно бойца-девушки, у меня постоянно возникает вопрос: "Это что же должно было случиться, насколько велика или личная неустроенность или внутренняя агрессия, что ты не нашла НИЧЕГО вокруг, кроме смешанных единоборств?!"

- Узнают на улицах? Стали ли популярнее после начала работы на ВГТРК?

- Нет и никогда не стремился к популярности. Мне как-то параллельно.

- Как проходит день, утро перед эфиром?

- Подъем, зарядка (кихон, отжимания, растяжка, пресс, приседания), если удается – то завтрак. Не удастся – то кофе. И вперед.

- Есть ли среди комментаторов-люди, на которых вы ориентируетесь? Общаетесь ли с коллегами неформально?

- Мы хищники. И каждый из нас сам по себе. Я не могу сказать, что я прямо в друзьях с коллегами. У нас ровные, рабочие отношения. Я бы сказал приятельские. Но не более того. В наше личное пространство, не зависимо от уровня медийности, прорваться очень тяжело. Почти невозможно. При попытках – получите ширму. А что за ней – неизвестно. Ориентируюсь? Да сложно сказать. Все разные, и у каждого есть свои плюсы и минусы. Манера и подача Володи Стогниенко. Колоссальный объем знаний Н. С. Попова и Г. Твалтвадзе, драйв и стиль Р. Скворцова, темп и скорость обработки материала А. Попова, инсайды от Д. Губерниева, искренность А. Макаровой, рассудительность и спокойствие Р. Трушечкина и И. Казакова… это мозаика. Интерес в том, что каждый видит мир по своему. И манера у него соответствующая, нет никакого усредненного «хорошего комментатора». Это миф. И есть, конечно, изначальные, Синявский, Озеров, Махарадзе, Перетурин… но это уже другой уровень. Это – наши легенды. Не меньше.

- Если завтра предложат работу на дворовом турнире и на дворовом канале, но за бОльшую зарплату, согласитесь? Или престиж прежде всего?

У дворового канала априори не может быть спортивного вещания, эфирных сеток и прочее. При чем тут престиж(смеется)? Или вопрос такой: вы пошли бы куда-то, но за длинным рублем, в ущерб спортивному комментарию, на постоянную работу? Нет, не пошел бы. Меня устраивает работа и зарплата на канале, а также любимое дело, которым я занимаюсь. Это вообще редко встречается, и я умею такие вещи ценить.

- Вечная жизнь или вечная слава?

Уф… это философский трактат. Не готов сказать. Тем более не только в жизни и в славе - ценности.

Фото: фэйсбук Дмитрия

Это интервью и все последние новости из мира ММА вы можете посмотреть на mmanews.info

Не забываем плюсовать и подписываться! Блог Депеша с Вами!