Николай Валуев: «Могу забыть дома депутатское удостоверение, но не удостоверение мастера спорта»
- Николай, Вы довольно поздно пришли в бокс, причем, насколько я знаю, из легкой атлетики. Что привело Вас в этот вид спорта?
- А кроме лёгкой атлетики я ещё занимался баскетболом, правда, совсем не долго, всего года два. А что привело меня в бокс? Да, наверное, желание попробовать что-то новое, поэкспериментировать. Попробовал, начало что-то получаться, но приходилось много тренироваться, работать над собой. Шутка ли, первый свой профессиональный бой я провёл всего через полгода после того, как провел первую тренировку. В общем, шёл методом проб и ошибок, набивая шишки. Еще одной причиной, почему сделал выбор в пользу бокса, стал материальный фактор, и я не стану этого скрывать. За первый бой получил что-то около трёх тысяч немецких марок. Хотя по-настоящему хорошие деньги зарабатывать я стал не сразу, ведь известность ко мне пришла только после тридцати лет. Может быть, поэтому я и не особо ей дорожу.
- А почему вы так быстро перешли с любительского ринга на профессиональный?
- Да, так получилось. Но в тоже время я успел получить звание мастера спорта по боксу – занял второе место на Чемпионате России, проиграв в финальном бое. Кстати этим званием я очень дорожу. Всегда с собой ношу удостоверение мастера спорта. Могу забыть дома удостоверение депутата, а вот удостоверение мастера спорта всегда ношу с собой. Потом меня дисквалифицировали за участие в профессиональном бое, и мне ничего не оставалось, кроме как заниматься профессиональным боксом.
- Вообще, наверное, только истинные поклонники бокса понимают, чем любительский бокс отличается от профессионального. Вот, например, в футболе все просто – есть контракт – ты профи, нет контракта – любитель. А какие критерии разграничивают профессиональный и любительский бокс?
- Ну здесь я с вами не соглашусь, по-моему, многие любители спорта различают профессиональный и любительский бокс. А в чём разница? Да, наверное, всё также как вы сказали – в профессиональном боксе также есть контракты, а любительском нет. Еще немного отличаются правила, в любительском спорте боксёры выступают в шлемах, и перчатки немного другие. Хотя, уже начались некие подвижки, правила любительского бокса все больше становятся похожи на правила профессионального бокса, вот, например, продолжительность раунда у любителей теперь, как правило, составляет три минуты, как у профессионалов. Причина тому – зрелищность, любительский бокс в этом компоненте сейчас значительно уступает профессиональному. Наверное, в скором времени отменят эти шлемы – когда по голове попадают, они всё равно не спасают. А вообще, грань профессионального и любительского спорта весьма размыта, и это, на мой взгляд, является проблемой. На законодательном уровне необходимо сделать четкое разделение между спортсменами – профессионалами и спортсменами – любителями. Хотя это будет очень сложно, потому что в каждом виде спорта свои критерии деления на профессионалов и любителей, а видов спорта очень и очень много.
- Часто ли вам во время спортивной карьеры приходилось пользоваться услугами юриста?
- Конечно, приходилось прибегать к услугам юристов, когда заключаешь контракты с промоутером, какие-то рекламные контракты – без помощи квалифицированного специалиста не обойтись. Хотя, когда я начинал карьеру, еще не было нормального законодательства, я уже и не говорю про квалифицированных спортивных юристов. Приходилось прибегать к помощи юристов, практикующих в других отраслях, кто занимался вопросами гражданского права или трудовых отношений.
- Расскажите о вашей судебной тяжбе с промоутерской компанией «TopGlowe», в чём была суть конфликта?
- Да тут и рассказывать-то особо нечего. У меня на тот момент был тренер, а по совместительству друг и менеджер. Мы подписали контракт с американской компанией Top Glowe, и я должен был явиться в определенный день на бой. Мой менеджер принял решение, что для меня будет лучше никуда не ехать. Промоутер пошёл в суд, дело рассмотрели без меня – так, видимо, устроены суды в Америке. В итоге на меня наложили большие штрафные санкции. После этого дорога на крупные международные соревнования мне была закрыта, даже мог закончить профессиональную карьеру. Возможность выступать у меня была только на нескольких азиатских турнирах, для которых решение американского суда не авторитет.
- Но всё-таки вам удалось решить эту проблему.
- Да, к тому моменту мне удалось подписать контракт с немецкими промоутерами. Но вопрос с тем решением суда нужно было как-то решать. Пришлось серьезно потратиться, нанять хорошего адвоката. Патрик Инглиш, может быть, слышали такого, он довольно известный адвокат. Довольно долго судились, около двух лет, но в итоге вопрос решился положительно, и первоначальное решение суда было отменено.
- Какие советы вы можете дать начинающим спортсменам, если они окажутся в аналогичной ситуации?
- Более взвешенно принимать решения, предварительно обдумав всё. Я хочу, чтобы вы написали это в своём журнале. Необдуманные решения порой могут привести к нехорошим последствиям, как это было в моем случае. Я совершал по жизни ошибки, но на ошибках надо учиться, делать соответствующие выводы, ведь ошибки – это тоже опыт. Конечно, за всё время карьеры мне постоянно приходилось постоянно сталкиваться с какими-то юридическими моментами. Поэтому, базисный набор знаний у меня есть. Я не могу знать всех юридических тонкостей, для этого всё-таки нужно иметь специальное юридическое образование. Но мой жизненный опыт и те ситуации, с которыми я сталкивался, безусловно, помогают мне в моей нынешней деятельности.
- В Государственной Думе вы занимаетесь вопросами физической культуры и спорта. В частности вы являетесь членом комитета по физической культуре и спорту. Какие основные цели вы ставите перед собой, как депутат?
- Приоритетными направлениями деятельности на данном этапе для меня являются, прежде всего, детский спорт, урегулирование отношений между федерациями и спортсменами, разграничение статуса профессионального спортсмена и любителя. Еще одна моя инициатива – разработка законопроекта, обязывающего предприятия нести ответственность за физкультурный досуг и физическое здоровье своих сотрудников, возможно, содержать на своем балансе спортивные объекты. Конечно, далеко не все работодатели могут позволить себе содержать на балансе спортивные объекты, наверное, это правило может касаться только крупных компаний. Но вот обеспечить занятие всех работников спортом – с этим у работодателей никаких проблем быть не должно. Не так дорого стоит купить работникам абонементы в фитнес-клуб или бассейн.
- А какие вы видите механизмы реализации вашей инициативы?
- Это детали, которые еще следует дополнительно проработать. Как вариант, работодатели могут выдавать работникам какие-то карты, которые можно использовать на занятие спортом, ну или самостоятельно оплачивать за работника, например, абонемент в фитнес-клуб.
Еще одна законодательная инициатива, которую я вижу для себя в качестве приоритетной, - это вопрос назначения тренеров сборных команд. Государство вкладывает деньги в национальные сборные команды, а на выбор тренеров этих команд влиять никак не может. Я считаю это не правильным. На днях встречался с Министром спорта Виталием Леонтьевичем Мутко, мы обсуждали эту тему, и я обещал ему сделать всё от меня зависящее, чтобы принять соответствующий законопроект.
- Николай, а должна ли быть для спортсменов специальная система пенсионного обеспечения? Ведь если обычный работник выходит на пенсию в 60 лет (женщина в 55), то спортсмен в большинстве видах спорта заканчивает карьеру примерно в 30-35 лет?
- Безусловно, такая проблема существует. Но государство не может тащить на своих плечах всех спортсменов, у нас огромная страна, а спортсменов во всех видах спорта очень и очень много. Конечно, государство должно заботиться о тех, кто успешно представляет Россию на международных соревнованиях. Но для таких спортсменов существуют стипендии Президента, аналогичные системы поощрения есть на региональных уровнях. Федерации – общественные организации, и они просто не в состоянии создавать свои собственные системы выплаты пенсий для спортсменов, закончивших карьеру. Мне кажется, что каждый спортсмен должен, прежде всего, сам задумываться о своём бедующем. Когда ты молодой, то кажется, что завершение карьеры так далеко, и стараешься не забивать себе голову. Спортсменам необходимо использовать существующую пенсионную систему, отчисляя определенный процент от своих доходов в пенсионный фонды - мне кажется, это лучшее решение проблемы.
- А какие проблемы вы видите в детском спорте? Принято говорить о том, что советская школа подготовки спортсменов сломана. Можно ли вести речь о российской школе подготовки спортсменов?
- Да её просто пока нет, но надо работать в этом направлении. Создавать систему подготовки, вкладывать деньги в детский и массовый спорт. К сожалению, сейчас детский спорт стал в основном платным. Но нужно стремиться к тому, чтобы обеспечить бесплатность занятий спортом хотя бы социально незащищенным слоям населения.
- Кстати, насколько я понимаю, вы в этом направлении активно работаете. У вас есть свой благотворительный фонд развития детско-юношеского спорта. Чем он занимается?
- Фонд занимается в основном проведением соревнований, открытием спортивных школ. По видам спорта – это бокс, баскетбол, футбол. У нас много идей, но, к сожалению, объём финансирования позволяет реализовать далеко не все из них.
- Согласитесь, в нашей стране не очень принято вкладывать деньги в детский спорт.
- Да, вы совершенно правы. Желающих вкладывать деньги в детский спорт почти нет.
- А как вы относитесь к финансированию профессионального спорта за государственный счет? Ведь во многих странах государство вкладывает деньги исключительно в детский и любительский спорт, в то время как профессиональный спорт живёт на самоокупаемости.
- Понимаете, профессиональный спорт – это верхушка пирамиды, не будет профессионального спорта, просто не к чему будет стремиться детям, а тогда пропадёт смысл в занятии спортом. Поэтому государство на данном этапе должно частично финансировать и профессиональный спорт. До самоокупаемости нашему профессиональному спорту еще далеко, наверное, пока просто не пришло еще то время, когда профессиональный спорт будет жить за счет самоокупаемости.
- Николай, а нужны ли России крупные международные спортивные мероприятия, такие как Зимние олимпийские игры в Сочи, Чемпионат мира по футболу? Ведь такие мероприятия требуют существенных затрат из бюджета. А, следовательно, появляется немало скептиков, говорящих о том, что эти деньги следовало бы потратить на пенсии старикам, ну или на развитие детского спорта?
- Конечно нужны, и здесь даже нечего обсуждать. Ведь они стимулируют развитие целых регионов. Взять, к примеру, Сочи. Если бы не олимпиада, в этом городе, наверное, никогда бы не построили очистные сооружения. Наконец-то в нашей стране появится нормальный горнолыжный курорт, и не нужно далеко летать, всё рядом. Мне довольно часто приходится бывать в Сочи, и я хочу сказать, что приближающаяся олимпиада даёт очень много городу. Олимпиада оставит очень хорошее наследство городу Сочи, правда, совсем другой вопрос, как этим наследством будут распоряжаться, но это уже не мои вопросы, этим должны заниматься спортивные менеджеры.
Не стоит ещё забывать и про универсиаду в Казани, событие для спорта не менее важное, чем чемпионаты мира и олимпийские игры. Но, безусловно, есть сложный вопрос с деньгами, вложенными в организацию таких мероприятий. Государство должно более тщательно контролировать потраченные деньги, чтобы их не разворовывали. Вот взять хотя бы стадион в Санкт-Петербурге, который строится на месте бывшего стадиона им. Кирова – но это же уму непостижимо! Потратили на строительство уже около одного миллиарда долларов, а стадион ещё даже не сдан в эксплуатацию. Получается самый дорогой стадион в мире, хотя лучшие спортивные арены, тот же стадион Уэмбли, стоят гораздо дешевле. Для меня вывод очевиден – строители просто разворовывают деньги!
- Кстати, в отношении того же Чемпионата мира по футболу 2018 года встает вопрос о том, что стадионы должны строить иностранные компании.
- Да, и упомянутый мною стадион в Санкт-Петербурге явный пример того, что строительство нужно доверять иностранцам. Только главное контролировать этот процесс, а то иностранные компании наймут наших строителей, а тут уже включатся привычные схемы. Проблемы в строительстве у нас не только в спорте. Вот взять, к примеру, кольцевую автодорогу в Питере, её каждый год ремонтируют, делают какие-то заплатки, перекрывают полдороги, создавая огромные пробки. Смотришь на это всё и думаешь – вот бы привезти сюда немцев, чтобы они положили эту дорогу один раз и на века. А наши строители вместо десяти сантиметров асфальта кладут пять – и результат налицо. Ведь у нас чуть ли не самые строгие во всем мире строительные госты, а толку нет – все рушится и сыпется.
- Ваши слова заставили меня вспомнить одну поговорку, которая весьма распространена в юридической среде – «Строгость российских законов нивелируется необязательностью их исполнения». Вам, как депутату, непосредственному участнику законодательного процесса, не больно слышать такие поговорки?
- Ну конечно больно и неприятно. Законов у нас много, только в этих стенах (прим. – в стенах Государственной думы РФ) ежегодно принимаются сотни законов, но далеко не многие из них соблюдаются и выполняются.
- А, может быть, необходимо создавать правовую культуру у российского гражданина? Ведь в цивилизованной стране человек видит закон – и он его соблюдает. А у нас все только и занимаются тем, как бы закон обойти, как бы найти лазейку в законе.
- Мне кажется, что проблема не в этом. Просто российские законы сами себя дискредитируют. Когда они начнут выполняться, тогда люди начнут их уважать. А когда человек знает, что от любого нарушения можно откупиться, он никогда не будет соблюдать закон. Как заставить соблюдать законы человека, который стоя в пробке, наблюдает картину - по встречной полосе проносится машина с блатными номерами, а полицейский, который должен её остановить, отдаёт ей честь. К тому же есть такая проблема, что многие законы противоречат друг другу. В общем, когда наши законы будут нормально работать, тогда появится и правовая культура.
- Николай, в завершении нашей беседы не могу удержаться, чтобы не задать вам вот какой вопрос. С экранов телевизоров не сходит реклама одного из мобильных операторов с вашим участием? Долго ли вы раздумывали над приглашением сняться в этой рекламе? Согласитесь, для нашей страны не совсем типичная ситуация, когда депутат Государственной Думы является лицом рекламной компании?
- Ах, вот вы о чем. Эта рекламная компания была запущена ещё до того, как я стал депутатом, и сейчас, разумеется, уже ничего не вернешь, все контракты подписаны и выполняются. Конечно, находятся недоброжелатели, которые критикуют меня за съемки в этой рекламе, в том числе и некоторые коллеги по цеху. А вот простые люди реагируют на эту рекламу позитивно, она же ведь добрая и весёлая. Кстати, в своё время она мне добавила узнаваемости, для депутата не так уж и плохо. Конечно, сейчас я уже не смогу принять предложения о съемках в рекламе. Но у меня есть другие публичные проекты – это радио и телевидение. В частности, у меня есть своя программа на радио «Спорт». Мне эта деятельность нравится, и от нее я не собираюсь отказываться. Тем более, что это не запрещено законом, заниматься творческой деятельностью статус депутата Государственной Думы позволяет.
- Николай, спасибо Вам за очень интересное интервью. От лица всех наших читателей желаем Вам удачи в вашей деятельности и побольше законодательных инициатив!
- Спасибо Вам большое.
НЕ ЗАБЫВАЕМ ПОДПИСЫВАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ "СПОРТИВНОЕ ПРАВО"
- Это детали"
Мощно.
"Просто российские законы сами себя дискредитируют."
Так кто их сочиняет и принимает-то?
И насчет машины с блатными номерами: ну вот сам Валуев рискнет стоять в утренней пробке, хотя статус позволит ему спокойно обойтись без всего этого? Думаю, мало кто из высших чиновников РФ пойдет на такой альтруизм.
То есть тов. депутаты сами подают пример, а потом охают, что "людишки законы не выполняють". Начните с сановников, а потом все это пойдет по цепочке. Времена Сталина как пример.
Тут все дело в профите, который предприятия будут с этого иметь.
Ради "сотрудников" и "государства" никто на пустую в большинстве случаев трату средств не пойдет
Это правильно.
Вспоминаются моменты древней истории со Спартаком, пошли бы за ним люди, если бы он не держал слов.
Хотя у римлян было наоборот, но и сами развалили сильную империю.