13 мин.

Опасный вид. Как побеждает чемпион UFC Джон Джонс

Авторы блога Smokin’ на Sports.ru открывают новую рубрику, в которой будут разбирать боевые стили звезд ММА. Героем первой записи стал Джон Джонс, один из ярчайших чемпионов в истории UFC.

Смешанные единоборства давно эволюционировали и оставили позади то время, когда их лицом мог стать боец, от которого несет как от целой пивной, и который в конце каждого боя начнет вам неразборчиво излагать душещипательную историю. К чести UFC эта дурь осталась за бортом. Народ любит правильный рок-н-ролл, а ребята оказались стопудовой рок-н-ролльной группой, которая, к тому же, сделала то, на что никто уже не решался – они стали проводить бои длинной всего в четверть часа.

Парни вернули волшебный дух старой школы и вместе с ним развращенную публику. До некоторой поры здесь ценились сумасбродные, но естественные бойцы, так понятные для культуры среднего класса. Но в последнее время стали все чаще возникать недовольные физиономии фанатов. Из-за их непрерывного свиста стало очевидным, что мы отстаем от новых веяний, которые в дальнейшем изменят ММА. Пред нами возникает образец нового вида спорта, новой культуры. Все более частым явлением становятся поединки, в которых ключевую роль играет тактика с уникальным набором трюков. И, возможно, главное, в чем нуждается новое направление — новая публика; а главное, в чем нуждается старая — осознание подлинных действий в восьмиугольнике. 

***

В первом выпуске нашей рубрики «Опасный вид» речь пойдет о вундеркинде, которого сравнивают с Мохаммедом Али, несмотря на то, что они очень разные. Али был лучше, чем его бои, — его речи были более таинственные, более проблемные и сложные. Причина, по которой редакторы всех журналов надолго влюблялись в Али – он вел себя как последняя сволочь. У Джона нет тех задатков и харизмы, но у него есть стиль, делающий его особенным. 

Стойка

Для начала рассмотрим стойку и в качестве образца возьмём бой с Мачидой. В этом поединке хорошо просматривалось, как бойцы изучили механику движений друг друга, что позволило им прогнозировать атаки.

Популярность оверхада в ММА во многом обусловлена траекторией полета. Ее можно разбить на несколько этапов: сначала кулак приспускается ближе к бедру (этот предварительный ход создает видимость атаки по корпусу и часто приводит к тому, что противник низко держит руки), затем направляется через голову противника так, чтобы траектория проходила выше уровня глаз противника и только в заключительной стадии кулак стремительно падет вниз.

К тому же оверхад ставит бойца в относительно неплохую оборонительную позицию, так как голова уходит от центральной линии (рисунок № 2), перемещаясь в противоположную сторону. Теперь смотрим на расположение стоп (рисунок № 1).

 

Стопы бойцов очень часто оказывались близко друг к другу. На эскизе показан один из возможных вариантов развития, если бы Мачида стал смещаться в правую сторону. Его правая нога располагалась бы слишком близко к свободной (левой) руке Джонса, а правое плечо идеально проходило бы в корпус.

Еще одна особенность правого оверхада Джонса – как только он делает выпад левой ногой вперед его правая рука падает. Ноги сгибаются, затем опускается правый локоть, чтобы кулак получил импульс от плеча и стал невидимым для противника. В этот момент образуется идеальный угол для левого хука правши, которым пока никто не пользуется.

 

Наиболее распространенная ошибка при нанесении оверхада состоит в том, что голова идет дальше, чем передняя нога, подставляясь под встречные удары коленом. Здесь сразу стоит отметить, что Джонс крайне редко совершает этот технический огрех.

И вторая ошибка: бойцы часто наносят этот удар с наклоненной вниз головой. Джонс не исключение из правил.

В 90-х годах в среднем весе орудовал опасный левша Джо Липcи из штата Миссисипи, который имел точно такую же привычку бить оверхад и кросс с наклоненной вниз головой. «Тогда я увидел, что он идеален для апперкота», – объяснял старик Хопкинс. У нас есть все основания полагать, что этому простому правилу учил Рашада Эванса именно Крутой Народ. Смотрим.

Вторая причина, по которой Мачида вынужден был чаще смещаться в левую сторону от себя – это его стойка, выработанная со времен сетокан, и буквально сшитая под левый хук Джонса. 

Передняя рука Лиото, как правило, располагается на уровне бедра для захвата кимоно противника перед ударом задней рукой, но эта техника неприменима в ММА.

В ближнем бою она слишком открыта для ответной атаки и оставляет подбородок незащищенным, что приводит к таким моментам

Характерный прием Мачиды – смена стойки. При переходе в правшу первое, что делает бразилец, – это переносит вес тела на переднюю ногу, напрягая мышцы бедра. Таким образом, он не только блокирует потенциальный лоу-кик соперника, но и перехватывает его, не давая ноге противника максимально разогнаться. По задней стопе можно понять, что Мачида уже примеряет атаку. Переднее колено не сильно согнуто и не вывернуто наружу, что создает сильную позицию для атаки цели перед собой.

Мачида использует недостаток большинства бойцов практикующих муай-тай. Все они используют движение рук, чтобы добавить удару больше импульса, но только единицы обращают внимание на их конечное положение.

Главный фокус – поймать противника ударом, пока он не успел опустить ударную ногу и не в состоянии амортизировать удар. Аналогичная атака была в первом поединке с Руа, в которой Лиото потряс противника.

Фундаментальное отличие в этих эпизодах как раз в положении рук. Одна сторона прикрыта задней рукой, другая защищена выдвинутым вперед плечом. По мере приближения противника ведущая рука будет блокировать контратаку. В муай боран подобный блок называют чаиют крайкон.

Наиболее полезный «защитный удар» в арсенале Джонса – наклонный. Этот удар отлично работал против Рампейджа, не позволяя ему сместить центр тяжести на левую ногу. По этой причине он так и не смог эффективно использовать правый кросс.

На эскизе отображена механика удара. Сначала идет подъем колена до уровня локтя, затем нога стремится к коленному суставу противника под углом около 45 градусов.

Также у этого удара есть другие вариации: например, когда нога идет по прямой траектории, но в конечной стадии стопа отклоняется в сторону, внутренней частью вверх. Таким образом, удар усиливается за счет поворота стопы.

Еще одной особенностью Джонса является позиция, которая своим весом загружает ведущую ногу. Джонс заранее переносит вес тела на переднюю ногу, чтобы выкинуть жесткие удары задней ногой. И важно отметить, что, когда он переходит в более широкую стойку, его задняя рука не представляет никакой угрозы противнику. Это ограничивает Джона, поскольку из такого положения он не сможет нанести правильный кросс.

Самая эффективная атака против такой стойки – это лоу-кик по внутренней поверхности бедра. Чем больше веса помещено на ведущую ногу, тем больше голень проникает во внутреннюю часть бедра – это правило хорошо работало в первой схватке Руа с Мачидой и обусловило пассивность Лиото в атаках в тот вечер.

Удар нарушает баланс противника и в случае защиты выбивает его из своей позиции. Обратите внимание, как на рисунке № 3 Джонс остается открыт для последующей атаки. Фундаментальная ошибка Рампейджа заключается в том, что сразу после лоу-кика он возвращается в исходное положение.

Механика горизонтальных ударов локтями (на подъеме) у Джона точно такая же, как при выполнении хука. Толчок опорной ступней реализуется разгибанием ног с последующей передачей импульса от коленей бедрам и по всей кинематической цепочке до кончика локтя (костяшек кулака).

И второй важный компонент – это роль запястий. Стратегия, которую он использовал во время боя с Рашадом, способствовала тому, что он мог выбрасывать удары поверх передней руки противника, открывая угол (1), а свободной рукой (2) устранял возможность для контратаки. Также с этой позиции можно пробить прямой удар в голову (3) и лоу-кик по внешней стороне бедра (4).

Если Джон этого не делает, то его удары видны, и порой он оставляет себя широко открытым. Витор Белфорт несколько раз на этом пробовал его поймать, встречая апперкотом с прихватом

Партер

Наиболее интересный бой в партере развернулся в поединке с Белфортом, в котором бразилец наглядно продемонстрировал, что является одним из самых недооцененных ветеранов в UFC. Особенно впечатлительных не должно вводить в заблуждение обилие крови на лице Белфорта – чтобы открыть рану, достаточно не очень сильного удара локтем под узким углом.

Наверное, самое крутое и необычное в этом поединке – это удары Джона в область сухожилия надкостной мышцы, когда он стал чаще оставлять руки в зоне дельт, после чего, собственно, и провел американу бразильцу.

Но я предлагаю более подробно остановиться на рычаге.

Я люблю этот рычаг, потому что после него десятки «youtube мастеров джиу-джитсу» по традиции сняли ролики, главное содержание которых можно свести к следующему: 1) Джонс не знает, как разбить рычаг локтя; 2) Белфорт, обладатель черного пояса по джиу-джитсу, (оцените юмор) не умеет правильно работать бедрами.

Для начала стоит обратить внимание на правую руку (№ 2) Белфорта, которая сыграет в этом эпизоде важную роль.

На эскизе показано, что Джонс планировал сделать.

№ 1 полностью соответствует скрину выше. Прежде чем Белфорт начал оказывать давление на локоть и перенес левую ногу за голову, Джон успел просунуть левую (свободную) руку снаружи, не позволив бедру бразильца правильно сработать.

№ 2. Далее Джонс должен был наклониться вперед и перенести свой вес на шею и плечи Белфорта, что лишает того возможности эффективно использовать бедра и одновременно забирает пространство, необходимое для рычага.

№ 3 и № 4. И начать двигаться в сторону контроля. В этих пунктах также показана роль левой ноги, которую изолировал Белфорт.

Как только левая рука Джона окажется не снаружи бедра, Белфорт отпустит ногу и перейдет на давление локтя.

Причин, по которым Джонс будет регулярно находиться в зоне рычага и треугольника, сразу несколько. И главная – его агрессивная манере в гарде, который он обычно проводит с наклонённой головой. Наклоняя голову, он прячет подбородок и подставляет затылок, чтобы соперник не мог его встречать вертикальными ударами.

Так же и руки, которые остаются в зоне грудной клетке противника. С этой точки проходят амплитудные удары, плюс Джонс зачастую сам ждет, когда оппонент схватит его за запястья, и, используя хватку как точку опоры, за счет вращения плечом наносит удары локтями, как это делал в свое время Тито Ортиз.

В отличие от Брэндона Веры, которому нравилось играть в контроль над запястьями, (это обернулось для него переломом лицевой кости в трех местах) Белфорт применял более высокую защиту (1). С этой позиции Джонс никак не мог достать голову Белфорта. Это раз. Два – боковые удары по корпусу (2) (которые Джонс не использует и почему-то за это критикуется) оставляют голову открытой. 

При активной работе Джонса по корпусу правый локоть (№1) противника получал бы идеальный угол для удара в голову. Левое предплечье служит отвлекающим маневром: отодвигая им голову для того, чтобы ее вернуть в исходное положение и нанести удар на встречном движении. Это только один из вариантов атаки, которая наиболее активно применяется маститым бойцом Хакраном Диасом

***

Рубрика «Опасный вид» будет продолжена. Внизу вы можете выбрать своего бойца.