8 мин.

Руслан Гумилев: «Ведущий, комментатор должен быть и автором, и продюсером, и медиаперсоной»

Расскажи немного о себе — какие у тебя проекты и чем занимаешься на «Матч ТВ»?
Всем категорическое здравствуйте! Тем, кто меня уже знает, и тем, кто не слышал никогда.
Мне 39 лет, по образованию филолог, преподаватель русского языка и литературы. В школу работать не пошёл — спас себя или детей, так и не определился. Поэтому после получения диплома сразу оказался на телевидении. Работал около четырёх лет на РБК, вещал про спорт, вёл разные рубрики и работал на той самой Олимпиаде, где в прямом эфире рассказывал, как не раскрылось одно из пяти олимпийских колец.

Фото: Руслан Гумилев, личный архив
Фото: Руслан Гумилев, личный архив

Потом был лотерейный продакшн — «Столото» и спецпроект ЖПВ (не бойтесь, это «Жизнь После Выигрыша»). Колесил по городам, рассказывал истории людей, которые выигрывали крупные призы. Но сам больше 900 рублей не выигрывал.

В 2020 году вернулся на телек в холдинг «Матч ТВ» / «Матч-Боец». Сейчас у меня два проекта: «БоецДок» — цикл документальных фильмов про бойцов и легенд единоборств, например Владимир Гендлин и Хабиб Нурмагомедов; и «Не о боях» — программа о людях индустрии боёв вне ринга: Артур Бетербиев, Иван Штырков, Наталья Дьячкова, Алексей Олейник и другие. Кстати, сейчас в разработке два выпуска на декабрь: один про россиянина в UFC и второй — про боксёра и по совместительству блогера-миллионника.

Фото: Руслан Гумилев, личный архив

Как ты пришёл в спорт и почему именно к боевым дисциплинам?
Для меня всё началось с футбола: играл за различные детские команды с 8 лет. Травмы заставили меня забыть про профкарьеру, но любить спорт в целом не перестал. А вот к единоборствам путь открыло кино: культовый эпизод Брюс Ли vs Чак Норрис из фильма «Путь дракона» побудил меня изучить, чьё кунг-фу сильнее?!

Постепенно любопытство переросло в профессиональный интерес: начал разбираться в дисциплинах, общаться с бойцами, изучать индустрию, и со временем это стало основной сферой моей работы. Сегодня для меня бои — это про вечное развитие и про шоу, которое должно продолжаться.

Фото: Руслан Гумилев, личный архив

Как проходит процесс подготовки к прямому эфиру?

Тут всё просто: на площадке один подход, в студии — другой. Если я корреспондент с места событий, то сначала тщательно изучаю тему, продумываю структуру материала. Главное во время прямого включения — не зачитывать текст с бумаги, а вести живой диалог. Я могу подглядеть цифры в планшете или телефоне, но основное — запомнить последовательность рассказа, запомнить образы и донести важное через детали.
Когда работаешь из студии, формат более концентрированный. Например, на РБК я готовил 10-минутный выпуск, включавший 5–6 новостей о футболе, автоспорте, боях. Но и там всегда есть место импровизации, чтобы материал звучал живо. Однако импровизация должна быть отрепетирована — только так. Что касается комментирования, то здесь в подготовке я активно использую нейросети для сбора информации, но со строгим фактчекингом: ChatGPT или другие системы помогают собрать фактуру, но окончательная ответственность за точность остаётся за мной. Проверка занимает время, но без неё работать нельзя.

Фото: Руслан Гумилев, личный архив

Расскажи о выездных репортажах — откуда идеи, что самое сложное и интересное?

Идеи для выездных репортажей часто приходят из деталей, на которые обращаешь внимание на месте. Помню историю Сергея Бабаева, ведущего «Доброе утро». Ему дали сделать репортаж на ферме с 50 коровами. Он огляделся и увидел, что у каждой коровы есть бирка на шее. Чтобы зацепить зрителя, он отметил бурёнку с номером 007 — и использовал это как «хук» для сюжета. После этого я понял, что внимание к мелочам и умение подать их ярко важны всегда.
Если же говорить про этапы продакшена, то едва ли не самое интересное во всём — подготовка, поиск фактуры и ярких моментов: юный боксёр, который завязывает шнурки как Костя Цзю, корова с «агентским» номером — такие мелочи оживляют сюжет. И, конечно, важно также не зациклиться на частности, не потерять общий смысл и живость рассказа.

Фото: Руслан Гумилев, личный архив

Какие факапы могут случиться у журналиста/комментатора и как их избежать?

Ошибки бывают у всех. Однажды я наблюдал, как коллега записывая спич на камеру про строительство эстакады, пытался употреблять формулировки проектировщиков. Получалось так себе — во-первых, он ничего в этом не смыслил, а во-вторых, говорил заученным, непонятным языком. В итоге, начав свою речь утром, он записал финальный дубль, когда уже смеркалось. Монтажёры, кстати, после этого дали корреспонденту прозвище: Миша-эстакада.
Вывод простой — надо говорить своими словами, добавляя фактуру и цифры, и не использовать чужой канцелярский язык.
Если говорить про комментаторов, то тут главный факап — ляпнуть что-то не то или не в то время. А ещё отключённая кнопка микрофона или незамеченная запись может привести к нецензурной фразе в эфире. Главный совет — всегда держать себя в рамках, даже если думаешь, что камера или микрофон отключены.

Фото: Руслан Гумилев, личный архив

У тебя были необычные ситуации на съёмках или в эфире?

Да, бывали, ошибки в том числе. Например, в тайском боксе я перепутал имена двух бойцов, которые выглядели одинаково, были с одинаковыми именами, а фамилии отличались двумя буквами. К счастью, ошибку мы сами заметили до третьего раунда и успели переиграть ситуацию. Даже опытный комментатор может ошибиться, но важно не паниковать, обыграть и оставаться внимательным.
Ещё бывают длинные ночные эфиры, когда усталость сказывается. Некоторые коллеги умудряются даже поспать между блоками, чтобы оставаться бодрыми в прямом эфире. Им хватает двух минут! Но я предпочитаю кофе и полное погружение в процесс — пока эфир меня бодрит и держит в тонусе как нельзя лучше.

Фото: Руслан Гумилев, личный архив

Почему ведёшь альтернативные проекты помимо основной работы на «Матч ТВ»?

Меня всегда привлекал формат видеоисторий, не только в спорте. В моём портфолио есть документальные фильмы про шаманов, рекламные и презентационные ролики. Это помогало и помогает оставаться в тонусе, брать фокус шире.
Ещё один важный момент — медийность. Сейчас на «Матч ТВ» приветствуется медийное развитие журналистов: мы не только ведём эфиры, но и взаимодействуем с аудиторией через соцсети. Ведущий, комментатор должен быть и автором, и продюсером, и медиаперсоной. Альтернативные проекты помогают прокачивать эти навыки и оставаться интересным зрителю.

Фото: Руслан Гумилев, личный архив

Как развиваешь навыки комментатора и журналиста? Есть ли система профессионального роста?

Основное — практика: чем больше комментируешь и снимаешь, тем выше мастерство. Также важно читать: художественную и историческую литературу, газеты, чтобы расширять словарный запас и культуру речи.
Я анализирую свои эфиры и работы, но без самоедства: смотрю, что сработало, что можно улучшить, беру лучшие приёмы у других. Обратная связь важна, но я фильтрую конструктив, не отвлекаясь на необоснованную критику или пустые комплименты. Это помогает расти и оставаться профессионалом.

Фото: Руслан Гумилев, личный архив