14 мин.

Какими были турниры UFC в России: 22 000 в «Олимпийском», гимн СССР, Кадыров и Ротенберг на трибунах

Ждем возвращения.

UFC может вернуться в Россию с турниром – такую возможность обсуждают большие лица. Лига уже трижды приезжала в российские города, а последний ивент прошел в 2019 году в Москве.

Как это было?

Возвращение в Россию все ближе? Уайт уверен, что да

После анонса турнира в Азербайджане спецпосланник президента РФ Кирилл Дмитриев рассказал, что ведутся переговоры о возвращении UFC в Россию. Дмитриев работает гендиректором РФПИ с 2011 года и был одним из тех, кто участвовал в организации турниров UFC в России в 2018-2019 годах.

Дана Уайт в октябре-2024 высказывался о возможности возвращения промоушена в Россию: «Турнир в России? Не знаю. Думаю, да, он пройдет. Но пока не могу сказать когда». В начале 2025-го Уайт сослался на политику: «Пусть с этим для начала разберется Трамп. И потом решим. Трамп и Путин должны это решить».

Дональд Трамп тесно связан с UFC: дружит с Уайтом, ходит на турниры. Совсем недавно он сообщил, что Уайт просил посодействовать в освобождении Ксении Карелиной, которая отбывала в России 12-летний срок за государственную измену. Карелина – невеста бывшего чемпиона IBO в полусреднем весе Криса ван Гердена.

Джефф Монсон считает, что турнир в Азербайджане – репетиция возвращения в Россию: «Бои UFC в Баку – очень хорошая новость. Очевидно, что это шаг на пути к возвращению кардов UFC в Россию, ведь Азербайджан совсем рядом и имеет хорошие отношения с Россией. Очень рад слышать это и поддерживаю на 100%.

UFC старается быть вне политики, но организаторы любят Россию и местных бойцов, чемпионов. Они хотят налаживать связь с нашей страной. Я уверен, как только стороны договорятся о мирном урегулировании конфликта, бои UFC пройдут в России. Возможно, где‑то через месяц после подписания мирных соглашений».

В России уже проходили три турнира Fight Night: крутой дебют на «Олимпийском», Махачев – Царукян, скука на «ЦСКА Арена»

Первый турнир: 15 сентября 2018 года, Москва, стадион «Олимпийский»

Матчмейкеры составили кард с огромным количеством представителей стран СНГ, многие из которых позже сильно поднялись в рейтинге, а сам дебют получился пышным: турнир посетило больше 22 тысяч человек, на тот момент – шестой показатель по посещаемости в истории UFC. Приход организации в Россию ждали несколько лет, так что все билеты разошлись без оглядки на то, кто дрался в карде.

Предварительный кард в Москве открывал Мераб Двалишвили, которого тогда еще никто не знал. Как раз с московской победы решением судей над Тэррионом Вэйрой началась его победная серия.

Магомед Анкалаев вернулся после единственного поражения от Пола Крейга. Будущий чемпион в полутяжелом весе нокаутировал Марчина Прахнио и получил $50 тысяч за лучшее выступление вечера.

Первый турнир UFC в России посетил глава Чечни Рамзан Кадыров – смотрел бои вместе с Романом Ротенбергом. И болел за чеченца Майрбека Тайсумова, который по очкам выиграл у Десмонда Грина. Тайсумов после боя поблагодарил Дану Уайта, который не прилетел в Москву, и, конечно, Кадырова. Кадыров же в перерывах между боями пообщался с Генри Сехудо.

Белорус Андрей Орловский неожиданно вышел на бой под гимн СССР и проиграл Шамилю Абдурахимову. За несколько дней до поединка Орловский со скандалом покинул студию «Матч ТВ», заявив, что журналисты «качают» только российских бойцов. Поэтому устроил перформанс.

«Однозначно, в России я буду выходить под гимн СССР. Некоторые СМИ пытаются все раздуть историю, что Орловский не любит Россию, где-то что-то выхватили. Да, я не россиянин, но я родом из Советского Союза, моя жена – россиянка, родственники – россияне», – говорил Орловский перед боем.

Музыкальным сопровождением удивил не только Орловский. Ян Блахович на бой с Никитой Крыловым вышел под «Катюшу»: «Когда буду драться в Москве, всегда буду выходить под «Катюшу». Решил, что в Москве это будет забавно. Рад, что смог побыть в Москве на этом турнире, это историческое событие. Люди тут отличные, город отличный, еда классная. Я в России во второй раз и у меня только хорошие воспоминания».

В главном бою Алексей Олейник разобрался с Марком Хантом – 45-я победа сабмишеном в карьере и четвертый бонус в $50 тысяч за выступление вечера.

***

Второй турнир: 20 апреля 2019 года, Санкт-Петербург, стадион «Юбилейный»

Изначально в главном бою турнира с Алистером Оверимом должен был драться Александр Волков – российский боец выбыл из-за травмы. Ему на замену вышел Алексей Олейник. Еще из-за травм вылетели Роман Копылов, Абдул-Керим Эдилов, Роман Долидзе, Эмиль Вебер Мик, Муин Гафуров и Теему Пакален.

В ночь перед боем попал в больницу Иван Штырков. Полутяжеловес почувствовал недомогание и снялся с боя против Девина Кларка уже после официального взвешивания. Несмотря на травмы, турнир удался.

UFC Eurasia перед турниром снял видео с участниками – они угадывали, что означают некоторые петербургские слова. Бои в «Юбилейном» вживую посмотрело больше 7 тысяч зрителей – все билеты распродали, а главным лицом стал Хабиб Нурмагомедов. Он же за пару дней до турнира весьма жестко раскритиковал работу UFC в России:

«Хотел бы покритиковать тех, кто занимается продвижением турниров UFC в России. Очень слабая работа. Это уже второй турнир, но никто не знает о том, что он проходит. На первом турнире UFC в Москве дрались Рустам Хабилов, Майрбек Тайсумов, Омари Ахмедов. У Рустама было пять побед подряд, у Омари – 11-й бой в UFC, это уже ветеран, у Майрбека Тайсумова – пять побед подряд, но они не участвовали в пресс-конференциях.

Был Никита Крылов, который вернулся после того, как его уволили, был Петр Ян, который еще ни разу не дрался в UFC. Я ничего не имею против этих бойцов, говорю к тому, что если UFC не поменяет руководство отдела в России, они далеко не пойдут».

Из 11 боев в Санкт-Петербурге шесть закончились досрочно, четыре из них – в предварительном карде. Один из финишей оформил полусредневес Александр Яковлев, который провел первый за 2,5 года бой в UFC. С гонорара он планировал закрыть долги:

«Честно скажу, я никогда не жил и не тренировался в таких условиях, чтобы мог только готовиться и ни о чем не думать. Поддержка была, но на жизнь постоянно не хватало, нужно было занимать, как-то крутиться, подрабатывать. В какие-то моменты вообще уходил в большие долги – от нескольких сотен тысяч рублей до полумиллиона. Про бонус не думаю, те деньги, которые я получу от UFC, уже мне помогут». В итоге по $50 тысяч в качестве бонуса получили Сергей Павлович, Магомед Мустафаев, Арман Царукян и Ислам Махачев.

Бой двух последних, признанный лучшим за вечер – главный хайлайт турнира. Это была пятая победа подряд для Махачева, который на тот момент не входил даже в топ-15 легкого веса. Махачев показал феноменальную защиту – у Царукяна прошел лишь один тейкдаун за 12 попыток и всего 30% значимых ударов достигли цели (13 из 43).

Перед боем Царукян признался, что вопрос гонораров ему не интересен, потому что основной источник его дохода – отец: «Менеджер знает, какой у меня гонорар, а мне без разницы на деньги. В данный момент меня это не интересует, мне главное сейчас побеждать. Основной источник дохода? Отец».

Кстати, россияне доминировали на домашних турнирах: в Москве счет в противостоянии с иностранцами – 9-1 (проиграл только Адам Яндиев), в Санкт-Петербурге – 7-2 (проиграли Гаджимурад Антигулов и Олейник).

***

Третий турнир: 9 ноября 2019 года, Москва, «ЦСКА Арена»

На трибунах – 11,3 тысячи зрителей, хотя кард в этот раз фанатов не порадовал. В главных боях Забит Магомедшарипов и Александр Волков судейскими решениями победили американцев Келвина Каттара и Грега Харди, а за весь турнир набралось всего два нокаута – зато очень эффектных.

Магомед Анкалаев красиво выключил Далчу Лунгиамбулу:

А Дэнни Робертс вырубил Зелима Имадаева:

Впервые в истории UFC провел бой между двумя россиянами. Рустам Хабилов согласился на поединок с Сергеем Хандожко, думая, что в бою есть что-то личное. Оказалось, никто никого не даже не вызывал – UFC просто хотел провести поединок двух россиян.

«Я к нему после боя подошел и сказал, что не нужно было меня вызывать, это неправильно. Он сказал, что не вызывал. Его перед фактом поставили. Он сказал, что ему сказали, якобы я хочу с ним подраться. Он согласился. Мне нет разницы – чеченец, дагестанец или русский. Я хотел с иностранцем драться, но воспринял так, что он на меня хочет газовать. Мне это не понравилось, и я был агрессивнее. Ведь мы соотечественники и я против него ничего не говорил. А мне так сказали, что он хочет со мной драться», – говорил Хабилов после боя.

Последний турнир в России вызвал меньше интереса, чем прошлые – помешали травмы и снятие бойцов. Волков должен был драться с Джуниором Дос Сантосом – топовый тяжеловес из России против бывшего чемпиона. Но Дос Сантос снялся, а на замену вышел Харди – ноунейм для России. Поэтому турнир спасали переносом боя Забита Магомедшарипова, который должен был драться за несколько недель до этого в Бостоне.

Для российских бойцов итоги получились не лучшими: Карл Роберсон удушающим приемом победил чемпиона Fight Nights Романа Копылова, 40-летний Эд Херман справился с чемпионом М-1 Хадисом Ибрагимовым, еще один чемпион M-1 Рамазан Эмеев не проигрывал с 2015 года, пока не встретился в Москве с Энтони Рокко Мартином.

Еще на «ЦСКА Арена» в UFC дебютировал Абубакар Нурмагомедов – двоюродный брат Хабиба. Тот выводил его на бой вместе с Абдулманапом Нурмагомедовом. Абубакар проиграл сабмишеном Давиде Заваде, провел за следующие четыре года три боя и был уволен из UFC.

Как все три турнира смотрелись изнутри? Рассказывает автор Спортса’’ Вадим Тихомиров

Алексей Олейник ударил меня стопой в подбородок – уже ради этого стоило привозить UFC в Россию. А теперь к деталям.

Первые турниры раскручивали наощупь, собирая удивительные компании для продвижения: Олейник – Орловский – Ян на пресс-конференции перед Москвой. Копылов – Павлович – Волков – перед Санкт-Петербургом.

Причем Алексей Олейник в компании Орловского и Яна (они потом сильно поругаются) проводили мастер-класс в штаб-квартире Reebok в Крылатском. Сначала было чуть тухло, но потом Олейника спросили про конкретные ситуации в бою, а он показал, как душить Иезекиилем и как душить в принципе.

Я спросил его, почему так редко делают болевые на ноги, Олейник ответил просто и понятно. Одной рукой ты не можешь контролировать ногу, потому что нога сильнее. А если возьмешь ногу двумя руками, то тебя можно атаковать свободной ногой и нечем защищаться. Показывая это, Олейник лежал на спине, а я стоял, как бы собираясь проходить его гард.

Говоря об ударе ногой, Олейник пробил ап-кик и совсем чуть-чуть случайно цепанул мне подбородок, я удивился, насколько неприятно, даже когда тебе попадает совсем по касательной. У бойцов ММА реально несколько иная сила в мышцах и жесткость в теле в принципе.

Мало кто помнит, но первый турнир в Москве прошел без вечернего взвешивания. Сегодня это представить почти невозможно, но тогда бойцов официально взвесили утром, но церемониальную процедуру вечером не проводили.

От атмосферы в «Олимпийском» были мощнейшие ощущения. Я приехал в одно время с Рамзаном Кадыровым (к бою Майрбека Тайсумова) и услышал, как один из безопасников сказал: «Так! Зачищаем пространство», но на самом деле меня максимально вежливо попросили подождать около 30 секунд на служебном входе и тут же дали пройти по аккредитации.

К этому моменту Магомед Анкалаев уже оформил брутальный хай-кик-нокаут, а нынешний чемпион Мераб Двалишвили – историческое достижение, став первым человеком, зашедшим в октагон на территории России.

Вообще, от первых турниров было ощущение, что попадаешь внутрь ютуб-канала UFC. Вот Генри Сехудо, вот Валентина и Антонина Шевченко, вот их мама жмет руку отцу Хабиба (историческая штука по сути – было в Петербурге), а вот вы с секундантом Никиты Крылова идете работать переводчиками для Абдулманапа, он подписывает книгу Хабиба для Майкла Джонсона, респектуя ему за бой.

На турнире в Санкт-Петербурге по одному из видеоблогов можно было даже определить, в каком доме поселился Хабиб с командой – что-то максимально скромное на Петроградке.

Последний из российских турниров в ноябре-2019 выглядел скромно. Запомнилось, что Романа Копылова после взвешивания можно было встретить прямо в ТЦ «Ривьера». Бойцы жили и взвешивались в отеле на Павелецкой возле «Дома музыки», Грег Харди потерял айпад и ему помогали с поиском сотрудники. Сергей Хандожко благодарил тренера Армана Царукяна за очень действенные советы, Зелим Имадаев говорил, что однажды можно будет потягаться с Саулем Альваресом и Сергеем Ковалевым, а Шамиль Гамзатов так хорошо говорил на русском, что его спросили, не родственник ли он Расула Гамзатова.

На пресс-конференции после боев Забит Магомедшарипов чуть дрожащими руками распаковывал пикник – тогда еще никто не мог предположить, что это будет его последний бой в UFC.

Возвращение UFC в Россию – реальность. Каким оно будет?

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович, Григорий Сысоев, Алексей Даничев; Lantyukhov Sergey/news.ru/Global Look Press; Gettyimages.ru/Jeff Bottari/Zuffa LLC, Megan Briggs